ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ СТАРТАПЫ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ТЕХНО-НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ

Буряк Виктор Владимирович
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского
кандидат философских наук, доцент кафедры ФЕНП философского факультета

Аннотация
Анализируются перспективы развития высокотехнологичной экономики. Экономическая активность в условиях высокотехнологичного социума определяется стратегическими государственными целями и личностными интересами граждан. Значительный экономический рост во многом зависит от рационально обоснованных государственных и коммерческих инвестиций в различные сегменты наукоёмких экономических проектов. Цифровизация всех сфер деятельности в постиндустриальных обществах лишь один из значимых аспектов функционирования высокопроизводительной экономики. Это инфраструктурный и логистический аспекты современной экономики. В плане динамичного развития экономической деятельности необходимы специфические бизнес-акторы, каковыми являются стартапы и ICO. Именно поэтому, цифровизация экономического пространства конструируется в соответствии с актуальными вызовами высококонкурентной бизнес-среды.
Высокотехнологичные стартапы (high tech start-ups) являются скоростными драйверами в контексте формирования новой техно-научной парадигмы. Поскольку, развитие мировой экономики происходит постоянно, то функции эффективных бизнес-акторов перемещаются всё чаще от отдельных государственных структур (ведомств) и корпораций к мобильным микро-организациям (стартапы и ICO). Политика и логистика финансирования постепенно изменяются в направлении количественного увеличения венчурных инвестиций. Специфика инвестирования деятельности стартапов, в сфере экономической деятельности, осуществляется благодаря наличию оригинальных интеллектуальных проектов. Экономические параметры формируются законодательными инициативами, наличием высоких технологий и объективным «коридором возможностей», который обусловлен техно-научной парадигмой. Поскольку, новая техно-научная парадигма является динамичным феноменом, её конфигурация зависит также от эффективной деятельности высокотехнологичных стартапов и ICO. Позитивные эффекты и риски в связи с экономической активностью высокотехнологичных стартапов, нуждаются в междисциплинарном анализе.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Буряк В.В. Высокотехнологичные стартапы в контексте новой техно-научной парадигмы // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/08/25183 (дата обращения: 22.02.2024).

Введение

В контексте анализа междисциплинарных аспектов развития информационного общества, необходимо рассмотреть основные драйверы высокорентабельной экономической деятельности. Продуктивная экономическая активность граждан в современном социуме определяется во многом, рациональными инвестициями. Стартапы несомненно придают ускорение современной экономике. Это такие коммерческие предприятия, которые, осуществляют оригинальные формы инновационного бизнеса. Их цель – получение сверхприбыли посредством удовлетворения потребительского спроса благодаря созданию высоко конкурентной бизнес-модели на основе масштабируемой бизнес-платформы для эффективного продвижения товара, услуги или какого-либо продукта. Для тех, кто устал от изнурительной корпоративной гонки за повышение по службе, свободное предпринимательство (собственный бизнес, «своё дело») – это шанс радикально изменить свою жизнь. Запуск собственной стартап-компании не только достижим, но даже необходим предприимчивым гражданам, уверен Роб Корнблюм [17]. Впервые данный термин (startupcompany, startup, start-up) встречается в публикации на страницах журнала Forbes (1973), а несколько позднее в BusinessWeek (1977). Как правило, startup – это компания, которая имеет очень высокие коммерческие риски, но в случае успеха, даёт высокую и быструю прибыль [5; 26].

«Стартапом», по мнению Эрика Риса, можно именовать такое коммерческое предприятие, которое создаёт новый оригинальный продукт в условиях высокой конкуренции и неопределённости [24]. Новая техно-научная парадигма непосредственно или же опосредованно оказывает существенное влияние на динамику экономической деятельности. Наряду с предприятиями и корпорациями организованными классическим образом, в последние десятилетия радикально увеличилось количество экономических микро и макрообъектов с ультракороткой исторической дистанцией экономической активности [31; 27]. К таким «быстрым» коммерческим компаниям принадлежат стартапы (startupcompany, startup, start-up) и ICO [2]. Поскольку, в мировой экономике постоянно возникают оправданные и иллюзорные надежды на некие скрытые оригинальные организационные и техно-научные ресурсы, то тема стартапов (детерминанты их возникновения и экономическая эффективность) является весьма актуальной. Уже в начале 1990-х годов термин получил широкое распространение в академической и квазиэкономической литературе (популярные газеты и журналы). Ещё больший резонанс дискуссии относительно startupcompany «разгорелись» в ходе анализа причин и последствий возникновения кризиса в связи с экономическим крахом суперуспешных доткомов (dotcomboom, Internetstockbubble) [7; 20; 33; 23; 32].

Главная отличительная характеристика стартапов – это стремительный экономический рост. Фактически стартапы представляют собой исторически «мгновенные» проектные пилотные организации / команды, возникающие с целью оптимального поиска высокопроизводительной и динамичной бизнес-деятельности. Наиболее частотное сегодня словосочетание «цифровая экономика» должно быть подкреплено инвестициями и конкретными прорывными бизнес-моделями. Тренд цифровой экономики России должен рассматриваться в контексте мировой экономики [1]. В экосистеме стартапа (startupecosystem) инвесторы, венчурные капиталисты (venturecapitalists), бизнес-инкубаторы и бизнес-акселераторы (incubators& accelerators) играют определяющее значение показывают Раджат Бхаргава и Уилл Херман [4]. Бизнес-инкубаторы (business incubator) – это организации, занимающиеся кураторской поддержкой начинающих бизнесменов на всех этапах развития данного стартапа. Бизнес-акселераторы (businessaccelerator, startupaccelerator) – буквально «ускорители», специализированные структуры для поддержки startupcompany.

Start-up как драйвер высокопроизводительной экономики

В условиях турбулентной экономики, радикально трансформируется бизнес-пространство и поэтому усиливается роль стартапов (мобильных экономических организаций). Выдвижение оригинальной бизнес-идеи и успешная её коммерциализация – это нелёгкий путь для любой startupcompany. Помимо экономических аспектов широкое использование деятельности стартапов, существенны также такие темы как риски и конкуренция. Экспоненциальный рост благосостояния большинства граждан обеспечивают не только наукоёмкие технологии и стартапы, но также легитимность предпринимательской деятельности, прозрачность трудовой этики. Экономическими и репутационными критериями для получения инвестиций для стартапов являются число сотрудников, экономическая верифицируемая «генеалогия» компании, высокая степень инновационной наукоёмкости продукта «на выходе» технологического цикла. Количественный рост стартапов во всём мире в последние годы, их иногда высоко рискованное избыточное финансирование, привлекли к ним широкий интерес и общественный резонанс [28; 10; 34; 25; 8].

Высоко конкурентная бизнес-среда, в которой работают стартапы (ultra-competitivestartupworld) и где они весьма часто терпят финансовый крах (crashandburn), из-за того, что их руководители увлекаются собственными бизнес-идеями, забывая о негативных исторических уроках предпринимательства, тем не менее, привлекает очень многих предпринимателей. Как показывают Рэнди Комисар и Джантун Рейгерсман, в современном бизнесе могут одержать гарантированную победу только те, кто обладает достаточной инсайдерской информацией относительно того, как необходимо действовать с тем, чтобы создать устойчивое высокоэффективное предприятие [16]. Несмотря на то, что большая часть стартапов терпят крах, многие из их неудач можно было бы предотвратить. Эрик Райс рассматривает функционирование стартапа как деятельность специфической бизнес-структуры, которая создаётся для производства принципиально нового товара или услуги в условиях экстремальной рыночной неопределенности. Те стартапы, которые оказываются более эффективными, показывает Эрик Райс, «выживают» и легко адаптируются в высоко конкурентной бизнес-среде за счёт использования креативности сотрудников. Факторы эффективности: сертифицированное специальное обучение (validatedlearning), высокоскоростное научное экспериментирование (rapidscientificexperimentation), а также спонтанные когнитивные практики (counter-intuitivepractices) поиска нестандартных решений комплексных эксклюзивных задач, что позволяет значительно минимизировать темпоральные циклы разработки нового продукта. Постоянный контакт с потенциальными потребителями позволяет сотрудникам успешных стартапов достаточно легко изменять направление поиска оптимальных параметров продукта [24; 25].

Для стартапов, возникающих в условиях информационного общества характерной составляющей являются инновации. Стартапы опосредованно формируют бизнес-культуру с постоянными инновациями [9]. Анализируя причины того, как таким всемирно известным корпорациям в сфере цифровой экономики как Tinder, Bumble, Facebook, Twitter, Apple и Dropbox удалось достичь взрывного экономического роста, Клифф Лернер описывает, как мега успеха может достичь каждый. Клифф Лернер создал онлайн-сайт для начинающих бизнесменов, которые пытаются основать свой первый стартап. ExplosiveGrowth (Взрывной рост) Клиффа Лернера – книга для деловых амбициозных людей, где убедительно и вдохновляюще автор дает пошаговую схему достижения максимального бизнес-успеха [18].

Бонусы и риски стартапов

Главная задача основателя любого стартапа заключается в том, чтобы воплотить инновационные идеи в прибыльный и масштабируемый бизнес. Даже высоко конкурентных оригинальных бизнес-идей для нового стартапа явно недостаточно. Экономическая деятельность стартапов в условиях цифровой экономики – это экстремальная жизнь в технологическом пузыре (techbubble), показал Дэн Лион [21]. Существует устойчивый стереотип о мега успешной истории «обычного» стартапа (techstartupmythology) в сфере цифровой экономики. Молодой оптимистически настроенный предприниматель со степенью MBA бросает вызов транснациональным корпорациям, выдвигает гениальную маркетинговую бизнес-идею (coolidea). Затем преодолевает сложнейшие препятствия, быстро зарабатывает миллионы (а может и миллиарды) долларов / евро и становится «суперстар» в мире современного бизнеса. Но реальная история жестокого мира частного предпринимательства не такова показывает Рэнд Фишкин. Необходимо оказаться «в нужное время в нужном месте», считает он [12]. Необходим системный аудит того сегмента рынка который намерены «завоевать» участники данной startupcompany, критический анализ гипотез развития бизнес-деятельности и рациональное технико-экономическое обоснование всего проекта.

Существуют реальные опасности / риски фокусировки на реализации стартап-проекта, до тех пор пока предприниматели не выполнили основные процедуры по логистике и маркетингу, считает Донатас Йоникас [14]. В аспекте финансовых рисков стартапы сходны с системой crowdfunding [29; 30; 11; 13]. Однако есть и существенные различия. Startupcompanyвсегда надеются на быстрые сверхприбыли, в то время тогда как crowdfunding предполагает участие в данном проекте добровольных инвестиций (типа гуманитарной помощи). Инвестирование представляет собой своего рода деловую игру с высокими ожиданиями прибыли и низкими реальными доходами. Очевидно, что все инвесторы, стремятся максимизировать свои шансы на успех предприятия. Для этого они пытаются осуществить максимально эффективные бизнес-стратегии. При инвестировании стартапов необходимо постоянно проводить анализ причин ошибок (ваших и чужих) является весьма ценным опытом [3]. Хайп (назойливая сверхреклама с целью направления инвестиционных потоков «в нужное место») поднятый вокруг успешных startupcompany, не должен вводить в заблуждение. Легендарные стартапы Силиконовой Долины имеют множество «скелетов в шкафу» как показывают Джеррольд Каплан [15] и Джон Каррейру [6]. Поэтому для ведения успешного бизнеса и минимизации рисков, каждый стартап должен иметь надёжную «дорожную карту». Когда стартап растет и трансформируется, то чёткая дорожная карта (clearroadmap) просто незаменима. Предпочтительно для обеспечения экономического успеха весь путь разделить на несколько значимых этапов [19]. Разработчики каждого конкретного стартапа с целью получения быстрого возврата инвестиций создают такую схему технологических действий (roadmap), который должен представлять собой эффективную методику краткосрочного и долгосрочного планирования. Вопросы необходимого и достаточного финансирования стартап-проектов наиболее рискованный сегмент их функционирования. В связи с социально-экономической активностью высокотехнологичных стартапов также значительно возрастает уровень опасной трансформациии социума, угроза дегуманизации и другие риски [22]. В условиях цифровой экономики, инвестирование стартапов осуществляется также в форме cryptocurrency, что несёт значительные риски ввиду высокой волатильности криптовалют. Основным мотивирующим фактором для инвесторов всегда является актуальность, высокая конкурентоспособность и экономические перспективы каждого конкретного проекта.

Заключение

Перспективные стартап-проекты в сфере цифровой экономики, могут быть осуществлены благодаря интеллектуальным, управленческим ресурсам и необходимым финансовым инвестициям. Цифровая экономика является частью наличной экономической деятельности, и её динамика всецело зависит от правовых и иных факторов, обеспечивающих ускоренный технологический прорыв. Как и любая экономическая деятельность, активность стартапов содержит в себе очевидные и латентные риски, которые могут просчитаны и минимизированы. Любые позитивные экономические инициативы (например, реализация стартап-проектов) весьма востребованы сегодня и заслуживают того, чтобы стать объектом междисциплинарных исследований.


Библиографический список
  1.  Буряк В. В. Цифровая экономика и новая технологическая парадигма // Цифровая экономика в профессиональном образовании. Материалы Международной научно-практической конференции / Под редакцией Н. В. Молотковой. 2017. С. 61-66.
  2.  Буряк В. В. ICO в контексте цифровой экономики // В сб.: Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы // Материалы международной научно-практической конференции. 2018. С. 67-70.
  3.  Batnick, Michael (2018) Big Mistakes: The Best Investors and Their Worst Investments. N.Y.: Bloomberg Press; 192 p.
  4.  Bhargava, Rajat & Herman, Will (2018) The Startup Playbook: Founder-to-Founder. TX, Austin: Lioncrest Publishing; 420 p.
  5.  Blank, Steve (2010) What’s A Startup? First Principles. https://steveblank.com/2010/01/25/whats-a-startup-first-principles/
  6.  Carreyrou, John (2018) Bad Blood: Secrets and Lies in a Silicon Valley Startup.  N.Y.: Knopf; 352 p.
  7.  Cassidy, John (2003) Dot.con: How America Lost Its Mind and Money in the Internet Era. Publisher: Harper Perennial; 416 p.
  8.  Chapin, Andrew James (2017) Art of the Initial Coin Offering: Lessons Learned from the Launch of a Crypto-Token. New York City: Bowker; 120 p.
  9.  Cremades,  Alejandro (2016) The Art of Startup Fundraising: Pitching Investors, Negotiating the Deal, and Everything Else Entrepreneurs Need to Know. N.Y.: Wiley; 224 p.
  10.  Dolce, Herman Jr. (2017) Start Up: Insider Secrets on Building Your Business Credit. MI, Traverse City: Independently published 174 p.
  11.  Ennico, Cliff (2016) The Crowdfunding Handbook: Raise Money for Your Small Business or Start-Up with Equity Funding Portals. TN, Nashville: AMACOM; 288 p.
  12.  Fishkin, Rand (2018) Lost and Founder: A Painfully Honest Field Guide to the Startup World. N.Y.: Portfolio; 320 p.
  13.  Hogue, Joseph (2017) Investing in the Next Big Thing: How to Invest in Startups and Equity Crowdfunding like an Angel Investor. WA, Seattle: Amazon Digital Services LLC; 146 p.
  14.  Jonikas, Donatas (2017) Startup Evolution Curve From Idea to Profitable and Scalable Business: Startup Marketing Manual. South Carolina, North Charleston: CreateSpace Independent Publishing Platform; 336 p.
  15.  Kaplan, S. Jerrold (1995) Startup: A Silicon Valley Adventure. Massachusetts, Boston: Houghton Mifflin; 322 p.
  16.  Komisar,  Randy & Reigersman,  Jantoon (2018) Straight Talk for Startups: 100 Insider Rules for Beating the Odds–From Mastering the Fundamentals to Selecting Investors, Fundraising, Managing Boards, and Achieving Liquidity. New York City: HarperBusiness; 304 p.
  17.  Kornblum, Rob (2016) Never Too Late to Startup: How Mid-Life Entrepreneurs Create Wealth, Freedom & Purpose. TX, Austin: Lioncrest Publishing; 318 p.
  18.  Lerner, Cliff (2017) Explosive Growth: A Few Things I Learned While Growing My Startup To 100 Million Users & Losing 78 Million. N.Y.: Clifford Ventures Corporation; 316 p.
  19.  Love, Howard (2016) The Start-Up J Curve: The Six Steps to Entrepreneurial Success. Texas, Austin: Greenleaf Book Group Press; 288 p.
  20.  Lowenstein, Roger (2004) Origins of the Crash: The Great Bubble and Its Undoing. N.Y.: Penguin Press; 288 p.
  21.  Lyons, Dan (2017) Disrupted: My Misadventure in the Start-Up Bubble. N.Y.: Hachette Books; 272 p.
  22.  Lyons, Dan (2018) Lab Rats: How Silicon Valley Made Work Miserable for the Rest of Us. N.Y.: Hachette Books; 304 p.
  23.  Park, Ed Sjc (2014) eGo: A Dot-com Bubble Story. North Carolina, Morrisville: lulu.com; 144 p.
  24.  Ries, Eric (2011) The Lean Startup: How Today’s Entrepreneurs Use Continuous Innovation to Create Radically Successful Businesses. N.Y.: Currency; 336 p.
  25.  Ries, Eric (2017) The Startup Way: How Modern Companies Use Entrepreneurial Management to Transform Culture and Drive Long-Term Growth. N. Y.: Currency; 400 p.
  26.  Robehmed, Natalie (2013) What Is A Startup? Forbes. https://www.forbes.com/sites/natalierobehmed/2013/12/16/what-is-a-startup/#5b39740b4044
  27.  Shontell, Alyson (2014) This Is The Definitive Definition Of A Startup http://www.businessinsider.com/what-is-a-startup-definition-2014-12
  28.  Skousen, K. Fred, Glover, Steven & Prawitt, Douglas (2004) An Introduction to Corporate Governance and the Sec. United States, Boston: Cengage Learning; 208 p.
  29.  Spirer, Gary (2013) Crowdfunding: The Next Big Thing. South Carolina, North Charleston: CreateSpace Independent Publishing Platform; 372 p.
  30.  Stegmaier, Jamey (2015) A Crowdfunder’s Strategy Guide: Build a Better Business by Building Community.  CA, Oakland: Berrett-Koehler Publishers; 216 p.
  31.  Sun, Kevin (2011) In and Around Language: What’s Up with “Startup”? With or without the hyphen, the word “startup” is as puzzling as it is ubiquitous. https://www.thecrimson.com/article/2011/11/17/startup-language-idea/
  32.  The Fly (2017) Journey into Fear: when the dot com bubble burst. WA, Seattle: Amazon Digital Services LLC; 133 p.
  33.  Wollscheid, Christian (2012) Rise and Burst of the Dotcom Bubble. München: GRIN Publishing; 32 p.
  34.  Wolters Kluwer Editorial Staff (2017) 2018 SEC Handbook: Rules and Forms for Financial Statements and Related Disclosure. Netherlands, Alphen aan den Rijn: Wolters Kluwer; 1798 p.


Все статьи автора «Буряк Виктор Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)