Преобразования в социально-экономической сфере, характерные для современной России, определили новые факторы выбора профессии, характеризующиеся наличием многообразия предпочтений при экономическом ограничении, выступающем преградой для их реализации; подрастающее поколение привлекают статусные профессии (менеджер, предприниматель, бизнесмен), но отмечается недостаточное понимание содержательной социальной структур этих профессий, что препятствует становлению профессиогенеза. Разрешение вышеуказанных проблем связано, прежде всего, с развитием профориентационного обучения в старших классах. У обучающихся старших классов ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, которая характеризуется развитием потребности в труде, профессиональных интересов, формированием элементов исследовательских умений, способностью планировать жизненный путь, перспективы.
По мнению Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, Л.И. Божович, И.С.Кона, Е.А.Климова, социальная ситуация развития на этапе юношества связана с проектированием саморазвития, формированием индивидуального социально-психологического пространства развития девушек и юношей; во многом это связано с выбором профессии, профессиональным самоопределением,
Успешность профессионального самоопределения, как доказывают результаты исследований Н.Г. Алексеева, О.С. Гребенока, В.С. Ильина, А.Е. Климова, A.C. Кулыгиной, С.Н. Пряжникова, связаны, прежде всего, с мотивационными образованиями, составляющими его основу.
«Мотивация», как научная категория была предметом изучения известных зарубежных и отечественных психологов. В зарубежных исследованиях содержание данного понятия определяется концептуальными положениями того или иного исследователя. По З. Фрейду, человеческая активность заложена в бессознательных влечениях [11].
По мнению Г. Оллпорта, в мотив может превратиться любое действие, любая человеческая активность [8].
У К. Левина, квазипотребностью считается динамическое состояние, возникающее тогда, когда осуществляется какое-нибудь намерение [5].
Как пишет Х. Хекхаузен, людей отличают индивидуальные проявления тех или иных мотивов [12].
Отечественные психологи определяют мотив, как сложную многоуровневую систему, регулятор жизни индивида, его деятельности. Сложная и многоаспектная проблема мотивации характеризуется множественностью подходов понимания ее природы, содержания и методов ее исследования.
Так, согласно В. И. Ковалеву, высший уровень регуляции жизни индивида определяет сознательно-волевой компонент; сфера мотивации состоит из автоматически осуществляемых установок, направленности, области идеального, которые регулируют человеческую деятельность [4].
С.Л. Рубинштейн раскрыл понятие «мотив» в качестве осознанного побуждения в поведения и деятельности [10].
По мнению А.Н. Леонтьева, мотив – это предмет, способный удовлетворить потребности человека [6].
Анализ психолого-педагогической литературы в области изучения мотивации, указывает на множественность исследований, изучавших мотивы, и позволяет представить их как комплекс, психологически разнородные факторы, детерминирующие поведение и деятельность человека.
В контексте проблемы профессионального самоопределения, мотивация отражает самостоятельный и осознанный способ нахождения смысла будущей профессии, исходя из условий культурно-исторического и социально-экономического развития ситуации.
Современные исследования трактовки мотивации при выборе профессии (Е.А. Климов, Л.Н. Коган, М.К. Мамардашвили, В.Э. Чудновский) указывают на взаимосвязь процессов профессиогенеза личности и качеством ее отношений с миром, самой собой, как активного субъекта жизнедеятельности. Эта проблема достаточно актуальна и сложна в современном обществе: мотивом профессионального выбора старшеклассников движет влияние мотивов родителей, социальная ситуация, происходящая в обществе, региональные традиции и особенности. Поэтому целенаправленная деятельность, направленная на осознание собственных индивидуальных возможностей, формирование механизмов принятия решений может обеспечить успех в выборе профессии, увидеть жизнь во временной перспективе, основываясь на своих интересах, способностях, истинных мотивах выбора.
Проблема выбора будущей профессии, как отмечалось ранее, связана с многообразием мира профессий. Профессиями, по мнению А.А. Вербицкого, может овладеть каждый [3]. Решиться с выбором профессии можно лишь расставшись со множеством выборов, с пониманием своих возможностей, что можно сделать реально.
Профессиональное самоопределение как отмечает М.М. Абдуллаева, – длительный процесс, в связи с тем, что выбор профессии – не разовое действие [1].
По мнению В.Г. Асеева, старшеклассники в 16–17 лет испытывают психологические трудности при самостоятельном выборе профессии, большинство из них испытывают страх в выборе профессии, перекладывают ответственность выбора на родителей [2].
Поэтому на этом этапе так важна помощь психолога, который поможет старшекласснику изучить его особенности, выбрав профессию на основе реальных профессиональных мотивов.
Е М. Павлютенков выделил профессиональные мотивы: социальные, моральные, этические, познавательные, творческие, связанные с содержанием труда, материальные, престижные, утилитарные [9].
Выявлено несколько причин, влияющих на выбор профессии, например, советы родителей, влияние социума, друзей, СМИ, занятия в школе и учреждении дополнительного образования и др.
На мотивы выбора профессии, как показали результаты исследования А.И. Ходакова, влияет экономическая составляющая будущей профессии, ее престижность, возможность продвижения по карьерной лестнице, достойная зарплата, но не все соотносят профессиональные требования и собственные возможности, опираясь лишь на внешнюю ее сторону [13].
Но, ориентируясь на исследования Д.Н. Мисирова, можно также утверждать, что среди мотивов, выявленных у старшеклассников в решениях о выборе профессии, присутствуют и социально-значимые мотивы, связанные с чувством ответственности, возможностью оказывать пользу людям, результативностью труда для других. Такой подход отражает социально-ценностный контекст будущей профессиональной деятельности и сформированность в ней личностных смыслов [7].
Анализируя научную литературу по проблеме мотивации старшеклассников к выбору профессии, отметим, что почти половина респондентов не готова к концу обучения в школе сделать профессиональный выбор, что актуализирует необходимость организации профориентационной работы, что поможет объективно соотнести внутренние мотивы обучающегося, его профессиональные интересы с реальными условиями будущей профессиональной деятельности.
Профориентационная работа среди обучающихся старших классов связана с организацией кружков и факультативов, межшкольных обществ с той или иной профессиональной направленностью, психолого-педагогической поддержкой, индивидуальных консультаций и диагностики, коллективных тренингов и занятий, дополнительного образования (курсов), ознакомительных экскурсий в организации и на предприятия, профессиональных проб посредством бизнес-игр, авторских программ по профориентации, встреч с наиболее известными представителями различных профессий.
Таким образом, проблема мотивации выбора профессии обучающимися старших классов остается актуальной во все время, привлекают ученых, специалистов из разных областей знаний своей многоаспектностью и сложностью. Но во многом успешность выбора профессии, а затем и удовлетворенность будущей работой зависит от самостоятельного решения и внутренней позиции старшеклассника, что подразумевает необходимость оказания ему психолого-педагогической поддержки и включения его в систему профориентационной работы.
Библиографический список
- Абдуллаева М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход / ММ. Абдуллаева // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 5. – С. 86–95.
- Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности / В.Г. Асеев. – М.: Академия, 2010. – 150 с.
- Вербицкий А.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий // Вопросы психологии. – 2013. – № 4. – С. 42–43
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 2003. – 191 с.
- Левин К. Теория поля в социальных науках / К Левин. – СПб.: Речь, 2012. – 200 с
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2007. – 225 с.
- Мисиров Д.Н. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте: Дисс. … канд. Псих. Наук / ДН. Мисиров. – Ростов н/Д, 2000. С. 18-19.
- Оллпорт Г. Становление личности: избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2010. – 325 с.
- Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. – Киев, 2000. – 143 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 485 с.
- Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Питер, 2010. – 150 с.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2000. – 220 с.
- Ходаков А. И. Реальный путь социальной поддержки (проблема профессионального самоопределения) / А.И. Ходаков // Открытая школа. – 2001. – № 1. – С. 43.