Современное производство Российской экономики характеризуется постоянным совершенствованием средств управления предприятием, что определяет целесообразность изучения механизма управления, в том числе и организационно-экономического механизма управления предприятием.
Под организационно-экономическим механизмом управления предприятием следует понимать: совокупность организационных и экономических средств воздействия на управляемый объект с целью достижения эффективных результатов деятельности путем принятия управленческих решений [3].
Основу организационно-экономического механизма управления составляют следующие принципы:
- самоорганизующейся системы;
- эффективности;
- экономичности;
- полноты и сбалансированности средств воздействия;
- централизации и децентрализации;
- экономического стимулирования, включающий систему ценностей человека.
Построение организационно-экономического механизма управления для предприятий промышленности осуществляется с учетом расчетов показателей эффективности производства, среди которых следует выделить: продуктивность, рентабельность, величина добавленной стоимости, суммарные затраты на персонал.
Взаимосвязь экономических показателей и социальных факторов развития производства влияет на конструкцию организационно-экономического механизма предприятий, выпускающих промышленную продукцию. Поэтому социальная политика предприятия служит инструментом управления, обеспечивая высокий уровень эффективности труда.
Сущность социальной политики в настоящее время определяется в научной литературе двумя направлениями. Одни авторы считают, что социальная политика – это составная часть кадровой политики, включающая определенный набор выплат и услуг социального характера. Другие – что это часть менеджмента персонала, которая объединяет все мероприятия, направленные на формирование мотивации работников, удовлетворение их социальных потребностей, соединение личных целей работников с организационными. В целом, сущность социальной политики предприятия непосредственно связана с выработкой решений, касающихся развития человеческих ресурсов, социального статуса каждого работника и предоставления ему социальных гарантий [1].
Функции мотивации персонала с целью повышения производительности труда, сокращение конфликтов, создание благоприятного климата служат существенными категориями, отражающими те аспекты деятельности в области социальной политики, на которые должны быть направлены основные усилия предприятия. Благонадежное отношение сотрудников к предприятию, привлечение новых квалифицированных сотрудников, создание благоприятного имиджа предприятия в глазах общественности являются производными функциями, как результат предпринятых мер [2].
Основным назначением социальной политики на примере промышленного предприятия является возможность способствовать:
- росту производительности труда;
- эффективности и качества труда работников;
- стимулированию работников к повышению квалификации;
- решению управленческих задач;
- закреплению квалифицированных работников;
- обеспечению ротации и престижа предприятия.
Основными задачами социальной политики предприятий машиностроения, как и других отраслей промышленности России, можно считать:
- создание комфортных условий для труда и отдыха работников;
- повышение социальной защищенности персонала;
- улучшение трудовых и межличностных отношений в коллективе.
Система мероприятий социальной политики, обозначенной в коллективных договорах во многом обеспечивает стабильность и эффективность работы, повышает деловую репутацию предприятия в целом.
Содержание функциональной связи социальной политики и экономической деятельности предприятия, проявляется, с одной стороны, в зависимости социальной политики на предприятии от его экономической эффективности, с другой стороны, социальная политика является фактором экономического развития предприятия.
Библиографический список
- Дубровин, И.А. Экономика труда: Учебник / И.А. Дубровин, А.С. Каменский. – М.: Дашков и К, 2015. – 232 c.
- Мазин, А.Л. Экономика труда: Учебное пособие / А.Л. Мазин. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 227 c.
- Одегов, Ю.Г. Экономика труда: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 423 c.
- Щербина В.В. Филонович Р.С. Менеджмент в сфере управления человеческими ресурсами: содержание деятельности и проблемы развития // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 8. – 2015. – № 4. – c. 77-89.