РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Аксенова Ольга Александровна1, Борисенко Юлия Вячеславовна2
1Кемеровский государственный университет, магистрант кафедры акмеологии и психологии развития
2Кемеровский государственный университет, доцент кафедры акмеологии и психологии развития

Аннотация
В статье рассматриваются особенности развития внимания детей младшего школьного возраста, пребывающих в условиях социально-реабилитационного центра, а также представлены результаты экспериментального исследования данного вопроса.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Аксенова О.А., Борисенко Ю.В. Развитие внимания детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/05/25004 (дата обращения: 21.02.2024).

Под вниманием обычно понимают направленность и сосредоточенность психики, сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других [1, с. 34-36]. Большинство авторов относят внимание к универсальным психическим процессам, поскольку оно присутствует на всех уровнях психической организации, обеспечивая осуществление любой деятельности [2, с. 554-559].

Внимание способствует усвоению компонентов учебной деятельности, которая в этот период становится ведущей для младшего школьника. Развитие произвольного внимания ведет к совершенствованию всей познавательной и личностной сферы ребенка, содействует развитию психических новообразований: произвольности, соподчинения мотивов деятельности, формированию внутреннего плана действий и самосознания.

В связи с этим нами было проведено исследование особенностей внимания детей младшего школьного возраста на базе социально-реабилитационного центра Кемеровской области. Экспериментальную группу формирующего эксперимента составили дети младшего школьного возраста 7-9 лет в количестве 20 человек.

Специально разработанная коррекционно-развивающая программа развития внимания для детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра, была составлена с учетом специфики учреждения на основе анализа полученных результатов констатирующего этапа исследования. Программа включает 24 занятия продолжительностью 40 минут. В числе основных средств коррекционно-развивающей программы можно выделить специальные упражнения и игротехники, способствующие развитию свойств произвольного внимания.

Для эмпирического исследования на констатирующем этапе и оценки сдвигов после проведения формирующего эксперимента был подобран диагностический инструментарий, представленный следующими методиками: «Кольца Ландольта» (Э. Ландольт) [3, с. 174-178], «Запомни и расставь точки» (В. Богомолов) [3, с. 81-83].

Результаты, полученные после обработки данных по критерию Стьюдента для зависимых выборок, показали наличие статистически значимых изменений по показателям свойств внимания, представленным в Таблице 1.

Таблица 1. Сравнение средних значений показателей до и после проведения формирующего эксперимента

Свойства внимания

Среднее значение в экспериментальной группе

Уровень значимости различий (p)

Начальный этап

Заключительный этап

1. Устойчивость* 4,40 6,25 0,001
2. Концентрация* 46,5 57,3 0,046
3. Переключаемость* 38,7 48,1 0,049
4. Распределение 31,8 37,7 0,126
5. Объем* 4,3 6,15 0,001

* – статистически значимые различия.

По результатам методики «Кольца Ландольта», разработанной Э. Ландольтом, были выявлены статистически значимые изменения по показателям: «Устойчивость», «Концентрация», «Переключаемость». С помощью методики «Запомни и расставь точки» В. Богомолова, была произведена оценка объема внимания на начальном и заключительном этапе исследования.

Анализ сравнения результатов первого и второго замера показал, что после проведения формирующего эксперимента, у детей, пребывающих в социально-реабилитационном центре, наблюдается улучшение следующих свойств внимания: устойчивости, концентрации, переключаемости и объема.

Таким образом, разработанная нами коррекционно-развивающая программа является эффективной для развития произвольного внимания младшего школьника в условиях социально-реабилитационного центра.


Библиографический список
  1. Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 704 с. – (Хрестоматия по психологии).
  2. Общая психология. Тексты. Т. 1. Введение / отв. ред. В. В. Петухов. – 2 изд., испр. и доп. – М.: Психология: Генезис, 2001. – 607 с.
  3. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.


Все статьи автора «Аксенова Ольга Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: