Под вниманием обычно понимают направленность и сосредоточенность психики, сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других [1, с. 34-36]. Большинство авторов относят внимание к универсальным психическим процессам, поскольку оно присутствует на всех уровнях психической организации, обеспечивая осуществление любой деятельности [2, с. 554-559].
Внимание способствует усвоению компонентов учебной деятельности, которая в этот период становится ведущей для младшего школьника. Развитие произвольного внимания ведет к совершенствованию всей познавательной и личностной сферы ребенка, содействует развитию психических новообразований: произвольности, соподчинения мотивов деятельности, формированию внутреннего плана действий и самосознания.
В связи с этим нами было проведено исследование особенностей внимания детей младшего школьного возраста на базе социально-реабилитационного центра Кемеровской области. Экспериментальную группу формирующего эксперимента составили дети младшего школьного возраста 7-9 лет в количестве 20 человек.
Специально разработанная коррекционно-развивающая программа развития внимания для детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра, была составлена с учетом специфики учреждения на основе анализа полученных результатов констатирующего этапа исследования. Программа включает 24 занятия продолжительностью 40 минут. В числе основных средств коррекционно-развивающей программы можно выделить специальные упражнения и игротехники, способствующие развитию свойств произвольного внимания.
Для эмпирического исследования на констатирующем этапе и оценки сдвигов после проведения формирующего эксперимента был подобран диагностический инструментарий, представленный следующими методиками: «Кольца Ландольта» (Э. Ландольт) [3, с. 174-178], «Запомни и расставь точки» (В. Богомолов) [3, с. 81-83].
Результаты, полученные после обработки данных по критерию Стьюдента для зависимых выборок, показали наличие статистически значимых изменений по показателям свойств внимания, представленным в Таблице 1.
Таблица 1. Сравнение средних значений показателей до и после проведения формирующего эксперимента
Свойства внимания |
Среднее значение в экспериментальной группе |
Уровень значимости различий (p) |
|
Начальный этап |
Заключительный этап |
||
1. Устойчивость* | 4,40 | 6,25 | 0,001 |
2. Концентрация* | 46,5 | 57,3 | 0,046 |
3. Переключаемость* | 38,7 | 48,1 | 0,049 |
4. Распределение | 31,8 | 37,7 | 0,126 |
5. Объем* | 4,3 | 6,15 | 0,001 |
* – статистически значимые различия.
По результатам методики «Кольца Ландольта», разработанной Э. Ландольтом, были выявлены статистически значимые изменения по показателям: «Устойчивость», «Концентрация», «Переключаемость». С помощью методики «Запомни и расставь точки» В. Богомолова, была произведена оценка объема внимания на начальном и заключительном этапе исследования.
Анализ сравнения результатов первого и второго замера показал, что после проведения формирующего эксперимента, у детей, пребывающих в социально-реабилитационном центре, наблюдается улучшение следующих свойств внимания: устойчивости, концентрации, переключаемости и объема.
Таким образом, разработанная нами коррекционно-развивающая программа является эффективной для развития произвольного внимания младшего школьника в условиях социально-реабилитационного центра.
Библиографический список
- Психология внимания / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 704 с. – (Хрестоматия по психологии).
- Общая психология. Тексты. Т. 1. Введение / отв. ред. В. В. Петухов. – 2 изд., испр. и доп. – М.: Психология: Генезис, 2001. – 607 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ.высш.пед.заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.