СТАНОВЛЕНИЕ «ИДЕАЛЬНОГО»: ПОНЯТИЙНЫЙ РЯД АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Вылегжанин Дмитрий Владимирович1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Передать дух греческой культуры – значит, обратиться к кругу наиболее значимых, сенситивных по отношению к «смысловому ядру» культуры понятий. Такими понятиями, на наш взгляд, являются неразрывно взаимосвязанные, раскрывающиеся одно посредством другого «пайдейя», «калокагатия», «агонистика» и «катарсис». Они до сих пор остаются «остовом» (современной) западной культуры.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Культурология

Библиографическая ссылка на статью:
Вылегжанин Д.В., Пятилетова Л.В. Становление «идеального»: понятийный ряд античной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/05/24972 (дата обращения: 01.11.2024).

«Пайдейя», «калокагатия», «агонистика» и «катарсис» – возможно, наиболее значимый «круг понятий» культуры античного периода. На наш взгляд, посредством этих понятий передаётся сама суть, дух греческой культуры. Из этих важных для греческой культуры явлений образуется остов (современной) западной культуры.

Идея взаимосвязи воспитания и образования наиболее ярко выражена в термине «пайдейя», принципиальном для понимания греческой культуры.

От греческого «ребёнок» пайдейя – это обозначение процесса воспитания, когда культура выступает самостоятельным агентом становления автономной, самодостаточной, развитой личности, раскрывшей свой «гражданский» потенциал.

Очевидно: речь идёт о «политической культуре», о процессе осознанного формирования человека в соответствии с «идеальным состоянием», когда личностью осознаются (и воплощаются) полисные (общественные) ценности и идеалы.

Таким образом, речь в большей степени идёт не просто о воспитании, но об образовании – становлении новой личности, об «образовании» души с новыми («гражданскими») качествами (и навыками): создавая систему образования, греки имели в виду нечто большее, чем формирование профессионализма, для них был важен «сформированный человек» (определённые, детерминированные общественной необходимостью, ценности и навыки воплощения этих ценностей).

Понимание пайдейи как процесса образования/воспитания «образцового человека» (в контексте греческого культуры) неизменно отсылает к понятию «калокогатии» как единства физического и нравственного (духовного) совершенства, становящегося основой для политической («социальной») системы образования: обретение гражданских добродетелей не мыслится вне развития «общих» способностей человека (способность мыслить, эстетическое развитие).

«Калокагатия (греч «калос» – прекрасный, «агатос» – добрый) – совокупность достоинств, всеобщих, принятых «добродетелей», делающих их носителя грека-мужчину признанным членом об­щества (сначала гетерии, содружества, затем по­лиса – города-государства), чтимым, достойным славы и признания и соответственно воспринима­емым в качестве носителя общественного блага, добра, а потому и как воплощение прекрасного» [1, с. 192].

Таким образом, пайдейя и калокагатия неразрывно связаны: пайдейя является «механизмом» воплощения калокагатии.

Греческая культура по духу является агональной – «соревновательной». Именно агонистика формирует личность, обладающую собственным достоинством, способную выразить свой потенциал, свои интересы, отстоять свои права при одновременном признании «правил игры».

Такой тип личности, в терминологии известного культуролога Я. Буркхардта, называется «агональной», это – антропологический «костяк» греческой культуры.

Соревновательное начало, отмечает Я. Буркхардт, является «локомотивом» всех действий личности, проявляющей себя в качестве «гражданской личности»: «Главное её проявление – победить любой ценой (ценой имущества, денег, здоровья и даже самой жизни), но не разрушая установленных правил (игры по правилам). В последнем случае победа оборачивается поражением. Опасности, связанные с таким стремлением, очевидны… Но … в этом и состояла цель жизни каждого грека» [1, с. 184].

В этом моменте видна содержательная связь агонистики, калокагатии и пайдейи.

Однако «агональная личность – это двуликий Янус, на одной стороне которого может быть написано «будь внимателен к чужим мнениям, оберегайся зависти других, ничего сверх меры»; а на другой – «не обращай ни на кого внимания, действуй сообразно своим устремлениям, только победа и победа любой ценой» [1, с. 185].

И, наконец, понятие «катарсиса», который, на наш взгляд, является наиболее «культурническим» проявлением греческой культуры, поскольку непосредственно связан со сферой искусства и маркирует актуализацию определённых внутренних сил личности.

В античности под катарсисом понимались разные вещи – разные виды «очищения души»:

  1. Пифагорейцы связывали катарсис с «очищением души» с помощью музыки, способной прогнать тоску, уныние, избавиться от гнева, раздражения и других «наносных» эмоций;
  2. Платон понимал «очищение души» как её «возвышение» с помощью познания (припоминание идеальных, прекрасных образов);
  3. Аристотель признавал и то, и другое, однако решающим в «очищении души» считал познание.

Таким образом, катарсис становится (наряду с другими) важным «механизмом» пайдейи.


Библиографический список
  1. Драч Г.В. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 1999. – 480 с.


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: