Возможно ли построить идеальное общество/государство? Платон в своём трактате «Государство» (диалог, созданный в период расцвета творчества Платона) [1] отвечает на этот вопрос утвердительно, рассматривая, в первую очередь, принципы идеального государства и, во-вторых, обозначает «практические» преграды на пути реализации идеи, рассматривая механизмы воплощения идеи.
Люди не одинаковы и изначально неравны по своей природе (возможностей), поэтому для сведения всех в единое целое государственного устройства необходимо исходить из этой предпосылки различия людей.
«На поверхности» идея сведения всех в единое целое находит своё выражение в специализации по роду занятий: мудрецы/правители (философы), управляющие и воины, земледельцы, ремесленники, торговцы.
Однако – это всего ишь внешнее положение дел. На самом деле «специализация» осуществляется на уровне идеальном – в «специализации» душ, отражающей фактическое знание добродетелей.
Будучи учеником Сократа, Платон также, как и учитель, полагал что добродетели можно научиться. Но существует «иерархия» добродетелей: одним научиться более сложно (требуются значительные интеллектуальные способности и другие характеристики человека: воля (дисциплина), способность к длительному обучению), другие – более доступны для познания.
И здесь дают о себе знать те самые различия, памятуя о которых необходимо выстраивать концепцию идеального общества. – Лишь немногие «избранные» способны достичь сложных в познании добродетелей. Поэтому, фактически, Платон говорит о необходимости построения общества экспертов, исходя из природной предрасположенности/данности людей как членов общества.
Иерархия добродетелей такова (от «простого» к «сложному»):
- мудрость;
- мужество;
- послушание и умеренность.
Зеркальным отражением «специализации» души является «внешняя» специализация слоёв общества (по роду занятий):
- правители;
- воины;
- земледельцы, ремесленники, торговцы.
Механизмом реализации слаженно-согласованной работы общества является система образования, охватывающая с детства всех членов общества.
Посредством этой системы служит «образование души» (здесь уместна аналогия с римской пайдейей): выявление способностей и развитие этих способностей (к добродетели и соответствующим занятиям одновременно).
Система образования у Платона – это единое целое как будущий слепок общества.
Образование получают абсолютно все и одинаковое (как стартовая площадка для выявления «природы человека»): от десяти до двадцати лет. Акцент делается на гармонии души и тела, на человеке как едином целом: музыка, религия, гимнастика – важнейшие предметы для познания в корпусе знаний.
В возрасте двадцати лет происходит отбор наиболее способных к обучению, которые начинают практиковаться ещё и в математике.
Следующий период отбора – тридцать лет: наилучшие продолжают обучение. К предметам обучения добавляется философия, которую изучают пять лет.
Последующие пятнадцать лет – это практика в области управления, и только после этого тщательнейшим образом подготовленная элита (фактически обладающая знанием добродетели мудрости) допускается к управлению государством.
Таким образом, три слоя государственной системы – тщательно подготовленные люди – специалисты в своей области знания добродетели и сферы деятельности.
Идеальное государство, таким образом, отражает структуру души человека: разум (мудрость – правители – правление); воля (мужество – управляющие (стражи) – управление (охрана); чувства (ремесленники, земледельцы, торговцы – производство «материальных благ» – умеренность и послушание).
Принцип гармоничного сочетания слоёв как частей человеческой души, «заточенных» под реализацию определённой – специальной – добродетели, даёт возможность построить идеальное, то есть – справедливое – государство [2, 3].
Таким образом, Платон формулирует «идеальную формулу справедливости» – справедливого общества: «каждый отдаёт своё и получает своё».
Косвенным выражением реализации становятся «частные» ощущения: каждый член общества чувствует себя счастливым, не желая перемещаться в другой (иной!) для него слой.
Современный читатель, читая Платона, однако, находит в принципе построения идеального общества иерархию (от низшего к высшему, от простого к сложному, следовательно, от худшего к лучшему), поскольку его взгляд исторически обременён, что в конечном счёте служит преградой для аутентичного понимания идей Платона.
Однако концепция Платона чужда идее социальной иерархии: специализация во всём, основанная на объективно-природных различиях людей, – единственная исходная предпосылка для построения идеального общества.
Библиографический список
- Платон. Государство [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/filosofiya/platon_gosudarstvo/kniga_4 (дата обращения: 24.09.2017).
- Пятилетова Л.В., Панагушина Ю.С. Эволюция представлений об обществе в эпоху античности и средневековья. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2013. – № 7 – 8 (22 – 23). – С. 18 – 20.
- Чикунова В.С., Пятилетова Л.В. Учение об идеальном государстве Платона // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/09/24401 (дата обращения: 12.01.2018).
Количество просмотров публикации: Please wait