Вопрос о смысле жизни многие философы считают «основным вопросом философии» (содержательно этот вопрос коррелирует с вопросом «о смерти», который также многие философы считают «основным»). Это, действительно, основополагающий вопрос для человека, пытающего понять и осмыслить как собственную жизнь, так и (социальную) онтологию вообще.
Ряд философов, пытаясь «научно» – по-философски проанализировать проблему смысла жизни, пытаются применить в качестве инструмента рефлексии понятие «цель жизни».
Так, обращаясь к работе русского философа Л.Н. Толстого «Смысл жизни» [1], согласно наблюдениям автора, можно увидеть две принципиальные позиции по вопросу обретения смысла/цели жизни.
Первая позиция – «атеистическая», пишет Л. Толстой – позиция «неверующих»; сводится к тому, что жизнь вообще лишена какой-либо цели: «Вопросы… о том, откуда произошёл весь этот мир, зачем он существует и зачем я существую в нём, я оставлю неотвеченными, так как не вижу возможности так же определённо, ясно и доказательно ответить на них, как я отвечаю на вопросы об условиях существования мира» [1, с. 105].
В этом случае, «неверующий человек, признавая себя только животным существом и потому признавая только то, что подлежит внешним чувствам, не признаёт духовного начала и примиряется с нарушающей требования разума бессмысленностью своего существования» [1, с. 105 – 106].
Лев Николаевич Толстой высказывает очень важную мысль: вне зависимости от конечной позиции по вопросу о смысле и цели человеческой жизни у каждого человека есть потребность в осмыслении, настойчивый «порыв» разума к решению этого вопроса; решение вопроса о цели собственной жизни является, по сути, вписанным в природу человека. Таким образом, человек обречён на поиски ответа.
Первая позиция в ответе на вопрос располагает человека как бы вне жизни. Это позиция стороннего наблюдателя, не включённого в жизнь. На наш взгляд, именно этот критерий – вне или внутри жизни – является определяющим для интеллектуального «водораздела» в ответе на вопрос о смысле жизни, а не факт наличия религиозной веры.
Вторая позиция – это позиция верующих людей, по словам Л. Н. Толстого, обретших цель жизни «во Христе»: «Христианин же, признающий Бога, говорит: я сознаю себя живущим только потому, что я сознаю себя разумным, сознавая же себя разумным, я не могу не признать того, что жизнь моя и всего существующего должна быть также разумна. Для того же, чтобы быть разумной, она должна иметь цель.
Цель же этой жизни должна быть вне меня – в том Существе, для достижения цели которого существую я и все, что существует. Существо это есть, и я должен в жизни исполнить закон (волю) его.
Вопросы же о том, каково то Существо, которое требует от меня исполнения своего закона, и когда возникла эта разумная жизнь во мне, и как она возникает в других существах во времени и пространстве, т. е. что такое Бог: личный или безличный, как Он сотворил и сотворил ли Он мир, и когда во мне возникла душа, в каком возрасте, и как она возникает в других, и откуда она взялась, и куда уйдет, и в каком месте тела живет, – все эти вопросы я должен оставить неотвеченными, потому что знаю вперед, что в области наблюдения и рассуждения над ними я никогда не приду к окончательному ответу, так как все скроется в бесконечности времени и пространства» [1, с. 105].
Однако, на наш взгляд, потребность разума – не только ответить на вопрос о смысле бытия, но и не оставить вопросы (приведённые выше) без ответа. Это также входит в ряд потребностей разума человека.
Поэтому для «разумного человека» (вне зависимости от религиозных убеждений) потребностью является необходимость ответить на вопросы будучи не «вне», в «внутри» логики жизни.
Две обозначенные Л. Н. Толстым позиции, с нашей точки зрения, искусственно перемещают локус рассмотрения вопроса о смысле жизни в пространство стороннего наблюдателя. Такое перемещение взгляда косвенным образом обнаруживается в используемых в ходе рассуждений понятий: «цель жизни» вполне отвечает такому ракурсу исследования.
На наш взгляд, есть более продуктивный подходит: поиск смысла жизни с использованием понятия «смысл жизни», автоматически перемещающий наблюдателя в поле самого смысла, в его активный поиск «изнутри» жизни.
Примером подобной актуализации смыслопоиска является концепция В. Франкла: «смысл не только должен быть, но и может быть найден» [2, с. 37].
Более того, пишет В. Франкл, находя и обретая смысл, только так человек способен реализовать себя.
Таким образом, на наш взгляд, позиция «собирания» жизни изнутри посредством нахождения смысла жизни представляется наиболее продуктивной.
Поиск же «цели жизни» (посредством использования соответствующего понятийного аппарата), задавая логику «исключения жизни», выводит исследователя за пределы самой жизни, что обедняет понимание проблемы, заводя ищущего в экзистенциальный тупик.
Библиографический список
- Толстой Л.Н. Круг чтения: Избранные, собранные и расположенные на каждый день Львом Толстым мысли многих писателей об истине, жизни и поведении: В 2 т. – М., 1991. – Т. 1.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – м., 1990.