Особенности служебного поведения руководителя в литературе по управлению называются стилем управления [1]. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности руководителя и другие факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. На основе изучения практики руководства организациями можно сказать, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствуют различные модели служебного поведения.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью выбора оптимального стиля управления, который сможет осуществить влияние не только на эффективность деятельности организации в целом, но и на социально-психологический климат в коллективе.
Цель проведенного нами исследования: анализ стилей руководства и поиск путей их совершенствования.
В ходе исследования использовались анкетирование и анализ литературных источников.
Методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме: А.А. Богданова, А.К. Гастева, О.А. Ерманского, П.М. Керженцева, Н.А. Амосова и, прежде всего, труды К. Левина. Эксперименты Р. Уайта и Р. Липпетта, проведенные под руководством К. Левина, позволили выделить три стиля управления, которые различались по содержанию решений, предлагаемых лидером группе, и технике (приемам, способам) осуществления этих решений.
В соответствии с этим Г.М. Андреева описала каждый из стилей по двум характеристикам (табл. 1).[1]
Таблица 1 – Характеристика стилей управления.
Стиль |
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Авторитарный стиль | Деловые, краткие распоряжения, запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера – вне группы. |
Дела в группе планируются заранее, определяются лишь непосредственные цели, дальше – неизвестны.
Голос руководителя – решающий. |
Демократический стиль | Инструкции в форме предложений, не сухая речь, а товарищеский тон.
Похвала и порицание – с советами, распоряжения и запреты – с дискуссиями. Позиция лидера – внутри группы |
Мероприятия планируются не заранее, а в группе
За реализацию предложений отвечают все Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
Либеральный стиль | Тон – конвенциональный.
Отсутствие похвал и порицаний. никакого сотрудничества. Позиция лидера – незаметно в стороне от группы. |
Дела идут в группе сами собой, лидер не дает указаний.
Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера. |
Процесс исследования проходил в несколько этапов. На первом этапе была разработана анкета, содержащая 5 вопросов. В опросе приняли участие 6 экспертов из 6 организаций.
Экспертам было предложено выбрать один из трех вариантов ответа из каждого вопроса.
По результатам опроса было выявлено: 66,4 % опрошенных руководителей принадлежат демократическому стилю руководства; 16,8% опрошенных руководителей тяготеют к авторитарному стилю руководства; 16,8% опрошенных руководителей относятся к либеральному стилю руководства
По полученным на первом этапе данным больше половины респондентов принадлежат демократическому стилю руководства. Однако руководители сами не относят себя к данному стилю руководства(самооценка). Поэтому было решено провести второй этап анкетирования.
На втором этапе была разработана анкета из 18 вопросов, для наиболее точного определения стиля руководства.
В опросе принимали участие те же 6 респондентов, которым также было предложено выбрать один из трех вариантов ответа из каждого вопроса.
На втором этапе анкетирования результаты показали, что: 49,8% опрошенных руководителей принадлежат демократическому стилю руководства; 33,2% % руководителей относятся к либеральному стилю руководства; 17% опрошенных руководителей тяготеют к авторитарному стилю руководства.
Подробный сравнительный анализ 1 и 2 этапа анкетирования представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительный анализ 1 и 2 этапа анкетирования.
Организация |
Результаты 1 этапа |
Результаты 2 этапа |
Самооценка |
Отклонение 1 этапа от самооценки |
Отклонение 2 этапа от самооценки |
Отклонение 1 этапа от 2 этапа |
Организация №1 |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Демократический стиль |
есть |
нет |
есть |
Организация №2 |
Демократический стиль |
Демократический стиль |
Демократический стиль |
нет |
нет |
нет |
Организация №3 |
Авторитарный стиль |
Авторитарный стиль |
Авторитарный стиль |
нет |
нет |
нет |
Организация №4 |
Демократический стиль |
Демократический стиль |
Демократический стиль |
нет |
нет |
нет |
Организация №5 |
Демократический стиль |
Либеральный стиль
|
Либеральный стиль |
есть |
нет |
есть |
Организация №6 |
Либеральный стиль |
Либеральный стиль |
Либеральный стиль |
Нет
|
нет |
нет |
По итогам рассмотрения таблицы можно сказать, что на первом этапе, анкета, состоящая из 5 вопросов, показывает менее точный результат, чем анкета, состоящая из 18 вопросов. Поэтому следует принять результаты 2 анкетирования за фактические.
В таблице 2 показаны сходства и отклонения между фактическими результатами анкетирования и рекомендованным стилем управления с учетом особенностей профессиональной деятельности.
Таблица 2 – Анализ 2 этапа анкетирования.
Организация |
Особенности |
Фактический (2этап) |
Рекомендованный стиль |
Отклонения |
Организация №1 |
Образовательная деятельность |
Демократический стиль |
Демократический стиль |
нет |
Организация №2 |
Сфера снабжения |
Демократический стиль |
Демократический стиль |
нет |
Организация №3 |
Торговая деятельность |
Авторитарный стиль |
Авторитарный стиль |
нет |
Организация №4 |
Торговая деятельность |
Демократический стиль |
Авторитарный стиль |
есть |
Организация №5 |
Сфера услуг |
Либеральный стиль
|
Либеральный стиль |
нет |
Организация №6 |
Торговая деятельность и услуги в области досуга |
Либеральный стиль |
Либеральный стиль |
нет |
По результатам таблицы 2 можно сказать, что результаты 2 этапа на 83% совпадают с рекомендованным стилем управления.
На заключительном было проведено анкетирование работников организаций для оценки эффективности стиля управления. Была разработана анкета из 7 вопросов. В опросе приняли участие сотрудники каждой организации. Респондентам было предложено выбрать по два варианта ответа из каждого вопроса. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты анкетирования сотрудников.
Организация |
Результаты опроса |
Организация №1 |
Удовлетворены стилем руководства |
Организация №2 |
Удовлетворены стилем руководства |
Организация №3 |
Не удовлетворены стилем руководства |
Организация №4 |
Удовлетворены стилем руководства |
Организация №5 |
Удовлетворены стилем руководства |
Организация №6 |
Удовлетворены стилем руководства |
По итогам 3 этапа были выявлены некоторые противоречия. Наблюдается преобладание в целом благоприятного психологического климата в 5 организациях из 6. В одной из организаций, где фактический стиль руководства соответствует рекомендованному, а именно в организации №3, сотрудники не удовлетворены стилем управления. И наоборот, в организации, где фактический стиль управления не соответствует рекомендованному, сотрудники удовлетворены стилем руководства, а именно в организации №4.
Помимо анкетирования, было проведено интервью с руководителем каждой из организаций, для более подробного изучения проблемы. По итогам интервьюирования можно дать оценку стиля управления для каждой организации.
В организации №3 стиль руководства благоприятно влияет на экономические показатели: объем продаж, выпуск продукции, прибыль, окупаемость и др. немаловажные показатели, обуславливающие эффективность работы организации. Однако, сотрудники не удовлетворены стилем управления.
По результатам анкетирования сотрудников это связано с:
- уровнем образования сотрудников.
- увеличением нагрузки за счёт перекладывания дел сокращенных работников.
- нехваткой интересных рабочих задач.
- нехваткой неформального общения коллектива.
Рекомендации по повышению эффективности стиля управления:
- совершенствовать взаимоотношения в коллективе. Проводить социально-психологические тренинги, корпоративные мероприятия.
- уметь дифференцировать управленческие воздействия в зависимости от особенностей конкретных работников и профессиональных групп.
- быть изобретательнее. Постоянно искать новые формы организации труда, стремясь максимизировать творческое взаимодействие между работниками.
- взять на себя личную ответственность за создание организационного климата, где бы поощрялись нововведения. Как бы горячо вас ни поддерживали подчиненные, их активность будет проявляться только при условии выражения личной уверенности и заинтересованности руководителя в стимулировании инициативы,
- осуществлять руководство методом убеждения и косвенного стимулирования, а не методом прямого нажима и приказания. Устанавливать четкие, рамки задания, оставляя место для свободного поиска альтернативных вариантов его выполнения.
- изучать и учитывать индивидуальные особенности своих сотрудников. Ценить способности каждого в отдельности.
Исследование управленческой деятельности организации №4 показало противоположные результаты: стиль руководства неблагоприятно влияет на экономические показатели: объем продаж, прибыль, окупаемость и др. немаловажные показатели, обуславливающие эффективность работы организации. Однако, сотрудники полностью удовлетворены работой руководителя.
По результатам интервьюирования руководителя это связано с:
- отсутствием контроля и обратной связи между руководителем и подчиненными
- отсутствием мотивации у сотрудников.
- «размытой» структурой управления.
- отсутствием чётко поставленных целей.
Рекомендации по повышению эффективности стиля руководства:
Переход на авторитарный стиль руководства:
- контролировать деятельность персонала – использовать распорядительную документацию (приказы, указания, распоряжения и др.)
- контролировать деятельность персонала при помощи системы премий и штрафов.
- фокусировать усилия на конечной цели, а не на значимости вклада каждого в ее достижение.
- формулировать новые задачи четко, понятно, наглядно. Постоянно держать на контроле их выполнение.
- четко ставить задачу и примерно обрисовывать желаемый результат. Определять первоочередные направления работы.
- обучать персонал на тренингах. Тренинги включают в свою программу определения стратегии продаж на каждом из этапов, которые проходит покупатель в процессе принятия решения о покупке. Помимо этого, тренинг должен давать механизмы предотвращения возражений, работы с трудным клиентом.
По результатам исследования организации №1 можно дать следующие рекомендации:
- усилить материальную мотивацию сотрудников – учитывать при начислении заработной платы коэффициенты трудового участия.
- проводить обучение персонала на тренингах, осуществлять аттестацию персонала.
- морально стимулировать сотрудников (вручать грамоты, премии, объявлять благодарности).
- предоставлять возможность карьерного роста – продвигать на вышестоящие должности собственных сотрудников.
Рекомендации по повышению эффективности стиля руководства в организации №2 (финансовый отдел):
- усовершенствовать процедуру отбора персонала.
- проводить обучение персонала на тренингах, осуществлять аттестацию персонала.
- мотивировать материально на длительный срок работы в компании – вводить надбавки за стаж и опыт, предоставлять беспроцентные займы постоянным сотрудникам.
- стимулировать сотрудников планировать свою работу заранее и принимать самостоятельные решения в рамках своей компетентности.
- поощрять совершенствования мастерства, квалификации работников.
Рекомендации по повышению эффективности стиля руководства в организации №5:
- при отборе и найме персонала отдавать предпочтения работникам, нацеленным на долгосрочную работу на одном предприятии.
- поощрение совершенствования мастерства, квалификации работников.
- морально стимулировать сотрудников (вручать грамоты, премии, объявлять благодарности).
- регулярная (не слишком частая) смена ориентиров, приоритетов и целей (от меньшей к большей) коллектива.
- разработки мероприятий по развитию персонала.
Рекомендации по повышению эффективности стиля руководства в организации №6:
- мотивировать материально на длительный срок работы в компании – вводить надбавки за стаж и опыт, предоставлять беспроцентные займы постоянным сотрудникам.
- поощрение совершенствования мастерства, квалификации работников.
- разработки мероприятий по развитию персонала.
- ввести наставничество, в целях мотивации сотрудников.
- морально стимулировать сотрудников (вручать грамоты, премии, объявлять благодарности).
Эффективное руководство заключается в том, чтобы руководителю не ограничивать себя жесткими рамками какого-то одного стиля: все стили укладываются в рамки общей теории управления, все они могут быть в той или иной ситуации полезны и даже необходимы, формируя благоприятный психологический климат в организации.
Библиографический список
- Менеджмент: учебное пособие / [Н. Ю. Чаусов и др.] ; под ред. Н. Ю. Чаусова, О. А. Калугина. – Калуга: Издательство АНО КЦДО, 2008. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия // В.В. Травин. – М.: Дело, 2013.
- Лукичёва, Л. И. Управление персоналом: учеб. пособие; рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента / Л. И. Лукичёва. – 5-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2009.
- Ицхак Калдерон Адизес. Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей. – М.: Альпина Паблишер, 2013.
Количество просмотров публикации: Please wait