Современное аграрное образование должно решать два важных вопроса: подготовить настоящего специалиста для аграрного сектора в соответствии с потребностями общества, ориентированного на рыночную экономику, и сформировать личность, способную возродить лучшие традиции украинского села. Современному агропромышленному комплексу нужен высокообразованный и конкурентоспособный специалист, который является способным эффективно внедрять новейшие технологии в сельскохозяйственное производство, быть настоящим хозяином на родной земле. Проблемы становления личности, осознающей значимость и важность сельскохозяйственного труда для общества и окружающей среды, в равной степени важны. В сельскохозяйственных высших учебных заведениях эстетическое воспитание, основным критерием которого является формирование эстетической культуры личности студента, играет очень важную воспитательную роль.
В воспитании эстетической культуры студентов, а тем более студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений, есть свои особенности. Студенческий коллектив вообще – это группа очень разной по общему культурному уровню, опыту, характеру, привычкам молодежи. Там есть и жители отдаленных сел, и исключительно городские жители. Разницу в полученном эстетическом воспитании нельзя не учитывать. На него повлияли и школьные коллективы, в которых обучались будущие студенты, и семейная среда, где прошли их детские годы. Сельская молодежь, которая обычно составляет студенческий контингент сельскохозяйственного вуза, требует особого внимания в воспитательной внеаудиторной работе.
Педагогам высших учебных заведений следует выяснить, как все эти факторы повлияли на развитие каждого студента, какой след оставили в сознании, как проявляются в его поведении. Невозможно исходить из предположения, что основа эстетической культуры студента уже сформирована, и продолжать воспитательную работу опираясь на это предположение. Индивидуальный подход в процессе эстетического воспитания и коррективный курс на начальном этапе – это, на наш взгляд, залог успеха.
В рассматриваемом аспекте существенный интерес вызывают работы, посвященные изучению личностной ориентированности процесса воспитания: И.Беха [1], A.Дубасенюк [2], И.Зязюна [3] и др. По мнению исследователей, одним из самых эффективных факторов формирования культурной личности является согласование его потребностей и интересов с потребностями общества.
Изучение результатов теоретических исследований ученых и сравнения с практическим опытом организации педагогического процесса в аграрных вузах выявляет такие противоречия между:
• общественной потребностью в специалистах аграрного сектора с высоким уровнем культуры и отсутствием методологической и методической базы для обеспечения этой потребности;
• гуманизацией образования и авторитарным стилем общения преподавателей аграрных вузов со студентами, не предусматривающего равноправного профессионального диалога;
• поиском путей интенсификации учебно-воспитательного процесса и традиционными методами и формами обучения и воспитания, задерживающего развитие эстетической культуры будущих специалистов-аграриев;
• признанием необходимости личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процесса в вузе и преобладанием общих методов в учебной и внеаудиторной работе.
Изучение теоретических трудов ученых и практический опыт воспитательного процесса в сельскохозяйственных вузов позволили сформулировать проблему данного исследования, которая заключается в необходимости разработки концепции формирования эстетической культуры у будущих специалистов-аграриев и технологии ее реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.
Без внимания ученых и исследователей остаются вопросы, которые возникают в процессе эстетического воспитания студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений, что приводит к определенным противоречий в содержании учебно-воспитательного процесса сельскохозяйственного вуза. Таким образом, решение преодоления этих противоречий требует пересмотра организационно-педагогических основ подготовки и воспитания студентов сельскохозяйственных высших учебных заведений.
Сельскохозяйственный вуз на практике часто обеспечивает одностороннюю профессиональную подготовку студентов. Цель всестороннего гармоничного развития личности реализуется далеко не полностью. Найти пути преодоления этого противоречия – одна из важнейших задач практической и теоретической педагогики высшей школы.
Анализ практической воспитательной работы в сельскохозяйственных вузах Украины показал, что она не носит системного характера. Внеаудиторная воспитательная работа недостаточно связана с учебным процессом и состоит преимущественно из разовых мероприятий. Сельскохозяйственные вузы лишь эпизодически контактируют с социальными институтами. Активность студенческого самоуправления, как правило, очень низкая, организационно-педагогическое обеспечение является недостаточным.
Как показал анализ литературных источников, проблема эстетического воспитания студентов в сельскохозяйственных вузов не была предметом специального педагогического исследования. До сих пор не осуществлено целостного изучения организационно-педагогических условий эстетического воспитания студентов, а также путей обеспечения их эффективности в сельскохозяйственных вузах.
Процесс формирования эстетической культуры студенческой молодежи ограничен рамками периода обучения. Именно за эти годы студент должен наряду с профессиональными знаниями достичь такого уровня эстетической культуры, который определит все его поступки и действия в дальнейшем.
Эстетическое воспитание студентов сельскохозяйственных вузов заключается в максимальном укреплении и развитии эстетических основ, заложенных в семье, школе и в устранении ложных взглядов, которые не отвечают высоким требованиям эстетической культуры. Современное украинское село нуждается в эрудированном хозяине-профессионале с высоким уровнем культуры, в частности, эстетической. Такой специалист способен быть конкурентоспособным на современном рынке труда, успешно решать любые профессиональные проблемы. Но реалии свидетельствуют о том, что специалистам аграрного сектора не хватает эстетической культуры, и поэтому они проигрывают на рынке труда.
Особое внимание следует уделить роли среды в процессе эстетического воспитания. В восьмидесятые годы ХХ века было введено понятие «экологический подход», которое определялось как совокупность принципов и способов использования воспитательных возможностей среды в эстетическом развитии человека. Понятие «образовательная среда» многими учеными рассматривается как потенциал учебного заведения, как «уклад жизни, стиль или лицо» образовательного учреждения с присущими ему ценностями и традициями. Культура и образование тесно взаимосвязаны между собой. Интеграция «образования в культуру» и, наоборот, «культуры в образовании», по мнению Е. Бондаревской, позволяет активно осуществлять процессы социализации в обществе в определенной культурной среде, результатом которых являются образование и воспитание «человека культуры» [4, с.78]. Ученые определяют культурно-образовательную среду как сложное, интегрированное понятие, котороя способствует изучению факторов, условий, средств учебно-воспитательного процесса; как показатель уникальности (особенности) территории, инструмент изучения образовательных тенденций, зависимых от специфики местных условий объединения «культуры» и «образования».
Различные аспекты понятия «эстетическая среда» освещены в научных трудах философов (М. Каган [5], Н. Киященко [6]), социологов (О. Лармин [7], У. Суна [8]).
П. Автономов в своей диссертации ввел понятие «предметно-эстетическое среда школы», определив ее как предметное окружение в помещениях школы и вокруг нее, организованное в гармоничный ансамбль, созданный на базе учебно-воспитательных требований и законов эстетики. Автор на примере форм наглядной агитации показал, что предметно-эстетическая среда школы имеет значительный воспитательный потенциал, который, к сожалению, часто остается нереализованным, а потому и влияние среды на учащихся незначительно [9, с.79]. К таким выводам приходит и Л. Барышникова в своем научном исследовании [10, c.117].
Предметно-эстетическая среда как производная понятия «эстетическая среда» сочетает в себе материальные и эстетические элементы, которые одновременно имеют эстетическое и функциональное назначение. Материальные объекты имеют пространственные границы и обладают физическими свойствами. Духовная сторона предметно-эстетической среды не имеет физических параметров. Она является продуктом оценочной деятельности субъекта (Л. Столович [11], М. Каган [5]).
Общепризнанной является мысль о том, что влияние предметной среды в значительной степени определяется ее эстетическими качествами, которые являются важными составляющими, определяющими культурную ценность такой среды.
Предметно-эстетическую среду любого субъекта образует часть социального пространства, а ее составляющие могут рассматриваться как элементы и носители культуры общества.
Учебная и внеаудиторной деятельности студентов сельскохозяйственного вуза проникнута атмосферой эстетически организованной среды, что создает особую атмосферу для высокой эстетической и этической деятельности преподавателей и студентов в учебно-воспитательном процессе. Эстетическая среда обучения и воспитания, эстетическая организация рабочего места преподавателя, его эстетическая внешность и этика в общении со студентами комплексно формируют эстетическую культуру студента, его духовный мир и представления о красоте. Объединение педагогического и эстетического потенциала среды сельскохозяйственного университета является важным условием воспитания будущих специалистов.
Эстетические возможности каждой учебной дисциплины, организация учебно-воспитательного процесса и студенческой внеаудиторной деятельности, а также эстетические возможности педагога рассматриваются нами как средства формирования эстетической среды сельскохозяйственного университета.
Эстетическое присуще всем видам деятельности человека. Потенциал эстетического присутствует в каждой учебной дисциплине, преподаваемой в сельскохозяйственном университете. Каждый преподаватель должен дополнять свой предмет информацией о прекрасном из области литературы, музыки, живописи, архитектуры и т.п. Например, изучая основы права, педагог обращает внимание на красоту закона, на эстетику истины и справедливости; информационные технологии – на информацию как феномен культуры, красоту структуры, эстетику перспективного знания (программирование). Содержание занятий перестает быть рутинным, поскольку эстетические чувства студентов отзываются на положительные и отрицательные эмоциональные переживания. Это объясняется тем, что эмоции, настроения, стрессы активизируют восприятие, память, мышление, воображение, а также выявляют личные интересы, потребности, мотивы. Эмоциональное возбуждение активизирует внимание, процессы запоминания и осмысления, делая их более интенсивными, следовательно, повышает возможности в достижении целей.
Таким образом, эстетизация образовательной среды сельскохозяйственного университета осуществляется с помощью средств эстетической воздействия – духовных и материальных, способных вызвать соответствующую эстетическую реакцию.
Образование на современном этапе многогранно, и одной из этих граней является возможность приобщения человека к миру культуры, его культурная социализация. «А культура, – утверждает Шатунова Т.М., – сколь бы противоречивой не была, все равно всегда замешена на эстетике. В силу этого сфера и процесс образования всегда предполагают некоторое присутствие эстетического начала: бескорыстное наслаждение от соприкосновения с открытием истины, наличие совершенных, отточенных форм преподавания, граничащих с искусством, встреча с красотой разумной мысли» [12, с.297]. Развитые эстетические чувства побуждают к действию – обогащать красоту повседневной жизни, свой труд, взаимоотношения с людьми. Формирование эстетической культуры и воспитания интеллигентности тесно связаны. Интеллигентность – это высокое духовное развитие специалиста, единство эстетики чувств и действий, гуманность, нетерпимое отношение к негативным явлениям.
Эстетизация образовательного процесса является чрезвычайно актуальной. Практическое воплощение эстетических идей – это дизайн учебных корпусов, аудиторий, внешний вид преподавателей и студентов. Жизненные цели для студенческой молодежи являются объективным фактором формирования эстетических чувств, которыми они и руководствуются.
Для студентов сельскохозяйственных вузов – в основном жителей сельской местности – основным источником эстетического опыта была сама природа, потому что она всегда окружала их в годы детства и юношества. Вот почему нельзя недооценивать влияние природы на становление будущего специалиста-агрария. Для будущих специалистов сельскохозяйственного производства природа воплощает все – она является источником эстетических чувств и сферой повседневной трудовой деятельности. Природа сочетает красивое и полезное. Будущие агрономы, лесоводы, экологи, механизаторы, технологи должны учиться действовать в соответствии с законами природы, повышать продуктивность сельскохозяйственных культур, заботиться о сохранении и защите окружающей среды.
Природа выступает как мощное средство эстетического воспитания студентов сельскохозяйственного вуза. Поэтому формирование любви к природе, познание ее законов – одна из важных задач процесса эстетического воспитания студентов сельскохозяйственных вузов.
Следует иметь в виду, что люди чувствуют прекрасное по-разному в разных условиях. Голубые васильки во ржи никогда не вызовут восторг у агронома; тракторы, комбайны современного дизайна не вызовут восторг у механизатора, если эти машины будут работать некачественно. Специалисты с восхищением и глубоким эстетическим наслаждением будут воспринимать чистые от сорняков поля, рационально спланированные и хорошо культивированные, современно оборудованные сельскохозяйственные здания, электростанции, фермерские хозяйства, где труд сельских тружеников рационально механизирован. Студенты – будущие организаторы и руководители сельскохозяйственного производства – должны быть вооружены знанием законов эстетики, в частности законов технической эстетики.
Исходя из этого, мы уверены, что процесс формирования эстетических чувств обусловлен характером выбранной специальности и будущих целей.
А. Макаренко выразил мнение, что эстетическое чувство – это чувство качества. Будущего специалиста, на наш взгляд, как никого другого, касается это выражение. Будущий специалист сельского хозяйства способен развивать и обогащать свои эстетические чувства при непременном условии – если он рассматривает труд через призму качества, ставит высокие требования к нему, критически оценивает собственный опыт и опыт других. Такие способности молодого специалиста являются результатом целенаправленной учебно-воспитательной работы педагогического коллектива сельскохозяйственного вуза.
Эстетические элементы присутствуют во всех науках, поэтому очень важно, чтобы каждый педагог был способен пробудить в своих студентов восхищение красотой и логикой научных открытий, научить получать эстетическое наслаждение от причастности к миру науки.
Нужно создать тенденцию к поискам средств всестороннего раскрытия эстетики науки. Такой подход, который бы обеспечивал развитие эстетических чувств у студентов, нужно применять к каждой лекции, семинару или практическому занятию. Преподаватель должен постоянно обращаться не только к разуму, но и к эстетическим чувствам студентов, концентрировать их внимание на эстетической стороне содержания учебной дисциплины. Важным фактором в воспитании эстетических чувств в учебном процессе является личность самого преподавателя и его умение излагать материал так, чтобы заинтересовать студентов своей глубокой эрудицией, эстетическим уровнем в той или иной области. Однако следует стремиться к тому, чтобы студенты переходили из рецептивного на репродуктивный уровень – то есть стремились получить наибольшее эстетическое наслаждение от того, что сделано ими самими, от результатов своего труда, своего ума.
В педагогических изданиях неоднократно приводились ответы студентов на вопрос: «Что бы вы изменили бы в своей работе, если бы стали преподавателем?» Подавляющее большинство опрошенных отвечало: «Предоставил бы больше самостоятельности студентам». Такую же тенденцию к самостоятельности мы установили, когда проанализировали ответы студентов сельскохозяйственного вуза на вопрос «Что именно в учебном труде приносит вам наибольшее удовлетворение?» Типичными ответами были: «Когда самостоятельно нахожу способ решения сложной задачи», «Когда подтверждается гипотеза и научный поиск заканчивается успешно»,«Когда заставил себя приступить к поиску» и т.д.. Безусловно, ответы такого характера принадлежали лучшим студентам, которые отмечались трудолюбием и сознательным, активным отношением к учебе.
В системе формирования эстетических чувств у студентов сельскохозяйственных вузов в учебном процессе значительно возрастает значимость самостоятельной работы. Если, например, темы курсовых или дипломных работ максимально близки интересам студентов, их жизненному опыту, студенты стараются не только сделать все возможное с научной точки зрения, но и оформить все идеально с точки зрения эстетического восприятия. Самостоятельные поиски студентов не исключают, а, наоборот, приобретают основательность под влиянием личности преподавателя. В сельскохозяйственных вузах функционируют многочисленные научные кружки, руководителями которых являются преподаватели-ученые.
Формирование эстетических чувств не может ограничиваться только учебным процессом. Систематическая, целенаправленная внеаудиторная работа педагогических коллективов сельскохозяйственных вузов со студентами является важным условием эстетического воспитания будущих специалистов.
Формирование у студенческой молодежи эстетических чувств необходимо рассматривать в тесной связи с воспитанием интеллигентности. Интеллигентность предусматривает высокий уровень духовного развития специалиста, единство красоты чувств и практических действий, стремление быть полезным обществу, гуманность, нетерпимость к негативным явлениям.
Современному специалисту необходим иммунитет к штампу, нужна интуиция, основывающаяся на опыте, чтобы найти правильный путь и средства решения новых проблем. Верным и надежным помощником в этом служат его эстетические чувства, помогающие определиться с жизненными приоритетами, дающие вдохновение в творческих поисках.
Мы рассмотрели лишь некоторые пути и средства формирования эстетических чувств у студенческой молодежи. Нельзя при этом определить, какой из них самый важный. Успех работы зависит от стиля и традиций вузовского коллектива, которые должны быть связаны с традициями сельских тружеников, их почетным трудом и любовью к родной земле.
Библиографический список
- И.Д. Бех. Личностно ориентированное воспитание. К., 1998. 204 с.
- А.А. Дубасенюк. Теоретические и методические основы воспитательной деятельности педагога. М., 1996. 48с.
- И.А.Зязюн. Эстетическое воспитание в высших учебных заведениях. К., 1976.
- Е.В.Бондаревская. Введение в педагогическую культуру. Ростов н/Д., 1994. 152 с.
- М.С.Каган. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, 1997. 544 с.
- Н.И. Киященко. Художественное и эстетическое образование – фундаментальные основания культуры// Искусство и образование.,2001. № 3. С.4-9.
- О.В. Лармин. Эстетическое воспитание в период развитого социализма. М., 1976.
- У.Ф. Суна. Эстетическая культура студента: Опыт социологического анализа. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1977. 69 с.
- П.П.Автономов. Роль предметно-эстетической среды в системе коммунистического воспитания учащихся (на примере комплексной организации форм наглядной агитации). К.,1979. 79 с.
- Л.П.Барышникова. Художественное воспитание школьников в процессе восприятия архитектурно-художественной среды. М., 1982. 185 с.
- Л.Н. Столович. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994. 464 с.
- Т.М.Шатунова. Социальный смысл онтологии эстетического. Казань, 2008. 307 с.