Научных руководитель: Филиппова Елена Олеговна
кандидат педагогических наук доцент кафедры уголовного права Оренбургского государственного университета
Ежегодно в России совершается более 2100 тысяч преступлений, из них 1,9 % (примерно 40 тысяч) – это убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования [1]. Изнасилование считается самым опасным и самым распространенным видом сексуального насилия. Поэтому так важно изучить вопросы провоцирующие данные преступления. Огромную роль в создании способствующей преступной ситуации исследования отводят изучению личности преступника, при этом мало учитывается поведение и личность жертвы. Однако жертва может играть значительную роль в провоцировании преступной ситуации [2].
Термин «жертва» (от лат. «victim») часто подразумевается с насилием против этой жертвы. Насилие понимается как принудительное воздействие на кого-либо. Наиболее распространенная классификация видов насилия включает в себя: физическое, психологическое (эмоциональное), экономическое, сексуальное и т.д. насилие [3].
К сексуальному насилию относятся: навязчивые сексуальные прикосновения, сексуальные унижения, принуждение к половому акту и совершение сексуальных действий (вплоть до изнасилований) против воли жертвы [3].
Особенностью изнасилования, как преступления, является то, что в этом преступлении исключается противоправное поведение жертвы. Однако не следует считать, что поведение жертвы нейтрально и не имеет влияния на развития преступной ситуации [1].
На основе различных виктимологогических исследований выделяют следующие группы жертв (потерпевших):
- Агрессивные потерпевшие – лица, намеренно создающие конфликтные ситуации и предвидящие возможные опасные последствия для себя.
- Активные потерпевшие – лица, поведение которых толкает преступника на причинение вреда, чего сама жертва полностью не осознает.
- Инициативные потерпевшие – лица, положительное поведение которых привело к причинению им вреда.
- Пассивные потерпевшие – лица, не способные оказать сопротивление в силу возраста, физического состояния, а также индивидуально-психологических особенностей.
- Некритичные потерпевшие – лица, в поведении которых преобладает неумение правильно оценить жизненные ситуации.
- Нейтральные потерпевшие – лица, поведение которых не вызывает преступные действия [3].
На основе этой классификации, можно сказать, что существует 2 типа поведения: негативное и нейтральное.
Женщины гораздо чаще являются жертвами сексуального насилия, в силу своей физической и психологической организации. Но эти факты не могут утверждать о том, что жертва насилия не провоцировала преступника.
В статье И.Б. Бовиной и др. «Особенности социальных представлений о сексуальном насилии: «Маньяк» и «Жертва» глазами молодых мужчин и женщин» результаты исследования выявили, что мужчины больше приписывают вину жертве «сама виновата», в свою очередь женщины считают жертву насилия «невинной» [4].
На вероятность становления жертвой влияет возрастной период: несовершеннолетние девочки и совершеннолетние женщины в возрасте от 18 до 26 лет больше подвержены стать жертвами сексуального насилия, чем женщины старше 27 лет [5]. Большую роль в формировании виктимного поведения могут играть особенности самоотношения, детерминированные проблемами женского здоровья. [7].
Важное значение на возникновение преступных действий имеет виктимологическая ситуация. Виктимологической ситуацией называется совокупностью формирования личности с высоким уровнем виктимности, конкретная предпреступная ситуация, преступление и ситуация, после свершившегося преступления, являющиеся непосредственно реализацией индивидуальной виктимности, и рассматриваемые как причинно-следственный комплекс [6].
Также на возникновение преступной ситуации зависит профессиональная деятельность жертвы. Уровень виктимности выше у людей, работающих в социальной сфере, которая предполагает высокую вероятность многочисленных случайных знакомств, что ведет к большему риском стать жертвой [6].
Женщинами, подвергшиеся насилию в большинстве случаев являются: жены, в том числе и разведенные, близкие родственники, знакомые и случайные знакомые. Женщины совершенно незнакомые с преступником составляют чуть более 40 % [6].
В статье Б.В. Морозова, А.А. Давыдовой приведены выводы результатов исследования поведения потерпевших: 70% жертв вели себя нейтрально, а 30% жертв спровоцировали преступника [2].
В основе негативного поведения жертв лежат недостатки воспитания, влияние микросреды, а также нравственная сформированность их личности. Для них характерно неразборчивость в связях, неосмотрительность, легкомыслие в приобретение новых знакомств. Мотивами таких знакомств могут быть различными: от «желание весело провести время», до «выйти замуж». Но нередко легкомысленные знакомства могут не иметь мотива, а вызваны состоянием опьянения. Зачастую потерпевшие употребляют алкогольные напитки вместе с насильниками, что показывает взаимосвязь отношений потерпевших с преступниками и местом совершения преступления [2].
Личность потерпевших и их поведение играет существенную роль в возникновении и развитии преступной ситуации. Из этого становиться очевидным, что всестороннее изучение личностных особенностей жертвы, отношений с преступником, а также поведения дают толчок для дальнейшего развития профилактики и борьбы с преступностью.
Библиографический список
- Состояние преступности январь – декабрь 2016 года. // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/folder/101762/item/9338947/ (дата обращения: 04.06.2017)
- Морозов Б.В., Давыдова А.А. Виктимологическая характеристика негативного поведения жертв изнасилований. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2008. № 18. С. 48-49.
- Юзиханова Э.Г., В.А. Нифонтов. Виктимологическая обусловленность насильственной преступности. // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 4 (26). С. 43-48.
- Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Гутник А.Д., Рикель А.М. Особенности социальных представлений о сексуальном насилии: «Маньяк» и «Жертва» глазами молодых мужчин и женщин. // Психологическая наука и образование http://WWW.PSYEDU.RU. 2011. № 1. С. 1-10.
- Семикин М.А. Криминологическая классификация (типология) несовершеннолетних потерпевших (жертв) по делам о насильственных сексуальных преступлениях. // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 2 (9). С. 76-80.
- Тихомирова Е.Д. Личность жертвы и ситуации в механизме сексуального насилия. // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2009. № 10. С. 316-325.
- Кацнельсон Ю.В., Нотова С.В., Болдырева Т.А. Особенности системы отношений у девушек с дисменореей. // Фундаментальные исследования. 2013. № 2-1.С. 72-78.