РЕТРОСПЕКТИВА НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ 20-Й ВЕК

Ахметов Тагир Ремалевич
Российская Академия наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра
сектор Экономической безопасности кандидат экономических наук, старший научный сотрудник

Аннотация
Данная статья посвящена ретроспективе научно-технологического развития России в 20 веке, с позиций места и роли учёных и изобретателей в обществе, их роли и взаимоотношений с властью и общественных воззрений на проблемы развития науки. В статье приводятся обобщённые исторические выводы о роли и значении учёных в экономической жизни страны и их влияния на обеспечение технологического развития промышленности и сельского хозяйства. Исходя из роли и значения учёных и изобретателей схематично показано взаимовлияние технологий и изобретений на экономическое развитие страны и встраивание в глобализационные процессы. Делаются выводы и уточняются последствия изменения социального статуса учёных и изобретателей. Так, инновационный потенциал экономики напрямую зависит от научного, ресурсно-материального, производственно-технологического и экономического потенциала экономической системы. Главными субъектами, влияющими на инновационный потенциал, выступают учёные, изобретатели, инноваторы, инвесторы, государство и общество. Их роль заключается в обеспечении взаимодействия между составляющими инновационного потенциала, они выступают в качестве связующих звеньев, но начальным и формирующим звеном, выступают именно учёные и изобретатели. Эти выводы следуют из приводимых государственных документов относящихся к выстраиванию НИС РФ в постперестроечный период, их анализ и выводы показывают общественную значимость указываемых в статье проблем, но недостаточную теоретическую и практическую проработанность при их решении.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Ахметов Т.Р. Ретроспектива научно-технологического развития России 20-й век // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/06/24070 (дата обращения: 21.02.2024).

В начале 20-го века в России сложилась классическая университетская и академическая системы, обеспечивающие военную и добывающую промышленности технологиями и новациями в полном объёме. Становление капиталистической системы в царской России привело к инвестиционному буму, как в добывающих отраслях промышленности, так и в обрабатывающей. Завозимые технологии с успехом перерабатывались и абсорбировались указанными выше системами организации науки в стране [2]. Зарплата учёного работающего в России сравнима с доходами чиновника средне-высшего звена. Академические работники по доходам приравнены к высшему сословию их доход выше чем в среднем по Европе. Стать российским профессором или вступить в академию России, для французского и немецкого учёного – это почти несбыточная мечта [12]. Наши академики и профессора широко интегрированы в европейские научные школы и играют значительную роль. Профессор обладает большой свободой времени (лекция 2 раза в неделю по 2 академических часа), остальное время научные изыскания и поездки на международные конференции и конгрессы. За публикацию платят ему в виде гонорара, а не он, издательства почитают за большую честь принять на публикацию научный труд российского учёного. В обществе всегда широко обсуждаются научные открытия и новшества, инновации находятся на острие общественного внимания. Царь-император лично интересуется ходом тех или иных научных изысканий. Действует свободный рынок (результатов интеллектуальной деятельности) РИД и (интеллектуальной собственности) ИС, но государство является монопольным владельцем большого его объёма ввиду своего непосредственного участия при их разработке. Приоритетно поддерживаются и отбираются проекты для государственных нужд обороны и развития тяжёлой промышленности [11]. Бурный экономический рост, в том числе за счёт завозимых технологий и их абсорбции в научно – технологическом комплексе России, приводил мировую политическую и экономическую систему к росту противоречий и снижению доходности от применения устаревающих технологий в странах лидерах в экономике и политике (Великобритания, Франция, Германия) [10]. В этот период Россия лишь наращивала свой технологический и образовательный потенциал (развитие науки и строительство всеобщего начального образования). Далее, нарастающие противоречия выливаются в первую мировую войну и смену всей политической системы России, как результата политической борьбы в сложных внешнеполитических условиях.

В послереволюционный период происходит некоторое восстановление академической и университетской систем, после массовой эмиграции учёных в Европу и США. В её основу вкладывается идеологическая принадлежность к новому политическому порядку, с элементами «непосредственного управления» и идеологического контроля. Что бы иметь возможность работать в этих системах необходимо разделять исповедуемую властью идеологию. Такая система сохранилась весь период советской власти. Тем не менее, необходимость построения индустриальной экономики востребовала не просто классическую университетскую и академическую системы, а становления всеобщего среднего образования о целой сети профессиональных средних и новых высших учебных учреждений. Технократизм, к 30-м годам, стал как, частью идеологии страны советов, так и средством нового строительства социализма, научный коммунизм стал основополагающей идей. Индустриализация и становление новых отраслей промышленности были продолжением реализации идеологии. Завозимые из-за рубежа технологии массово абсорбировались и патентно очищались (превращались в новые патенты и изобретения) на основе стремления самых широких масс трудящихся и служащих обеспечить технологическую независимость советской родины. Для молодого поколения тех довоенных лет, было само собой разумеющимся: получение бесплатного среднего и высшего образования и самореализация как инженера, учёного, специалиста или высококвалифицированного рабочего в дали от родных мест. Это было обыденной практикой, при этом, страна создаёт вокруг каждой промышленной агломерации или крупного фабричного центра академические научные центры отраслевые институты и университеты, Происходит ускоряющаяся урбанизация населения и концентрация трудовых ресурсов в технологических центрах СССР.

Зарплата учёного в стране в 20-е годы ниже средней зарплаты рабочего, в 30-е годы существенно выше доходов чиновника среднего и высшего звена, но существенно ниже зарплаты учёных в Европе и США. Академические работники по доходам приравнены к высшему составу управления страной. Профессор обладает сниженной свободой времени (лекция 4 раза в неделю по 2 академических часа), остальное время научные изыскания и поездки на всесоюзные конференции и конгрессы. Иногда выпускали за рубеж. За публикацию платят в виде гонорара и выполненных работ по госзаказу (первые аналоги системы ГНТП). Первое лицо государства, лично интересуется ходом тех или иных научных изысканий и вносит необходимые коррективы, состав академиков и профессоров растёт с увеличением научных направлений и становлением научных школ. Внешний рынок товаров и услуг для населения закрывается, внешней торговлей занимается государство. Оно самостоятельно закупает технологии, их абсорбирует и становится единоличным владельцем получаемых в науке РИД в плоть до 1991 года (создания нового государства Российская Федерация). Впервые начинает реализовываться принцип массовости науки, развиваются научные школы и новые направления, научный задел царской России выливается научно-технологическими успехами небывалых до этого масштабах в СССР. Но учёные других стран не стремятся к самореализации в новой Советской России, а некоторые непонятные научные направления признаются ложными (генетика, кибернетика) и их крупные представители вынуждены были сменить род занятий (добыча полезных ископаемых в Сибири). Приоритетом научных изысканий является тяжёлая и оборонная промышленность. Данные приоритеты определили исход второй мировой войны (победа СССР). Советские учёные своим трудом и талантом сумели обеспечить страну технологиями и изобретениями во всём народном хозяйстве и оборонной промышленности, под чутким руководством страны и особым вниманием первого лица к учёным и конструкторам. Были реализованы столь масштабные и крупные проекты, что даже оккупация половины европейской части страны, позволяла наращивать объёмы выпуска военной продукции. Непростой военный период ознаменовался беспримерным подвигом советских учёных и конструкторов сокративший период ввода новаций с годов до месяцев, создавались лучшие образцы военной техники, обеспечивающих конкурентные преимущества над лучшими образцами вооружения противника. Были созданы такие новые виды и типы вооружений которые позволили ещё долгие годы сохранять паритет, впоследствии, с Западом.

В послевоенный период значение для страны науки и технологий ещё более возросло. Происходит усиление технологического и научного противостояние с Западом. Принимается пакт США, Европы, Японии и Австралии – о технологическом ограничении поставок в СССР (негласно действует по настоящее время), и наоборот растет межстрановая торговля (нематериальными активами) НМА между указанными в пакте странами. Что породило необходимость создания целых городов и экспериментальных научных площадок с обширными пространствами, что в последствии вылилось в обеспечении учёными военного и экономического паритета стран варшавского договора и СССР с Западом. Именно в послевоенные годы формируется новая мировая экономическая двухполярная система – в которой исключительно востребованы новые технологии как обеспечивающие паритетность с другой стороной. Этим основополагающим фактором и формировалось дальнейшее развитие науки и технологий (обеспечение ещё большей технологической независимости от стран Запада), самое широкое научное развитие советского хозяйства. Любая хозяйственная деятельность Советского Союза должна быть организована согласно научным методам и последним достижениям в мировых технологиях. Основными принципами отбора проекта является его результативность и значимость. Происходит установление системы аналогов ГНТП, развивается система внедрения новшеств, планово и обязательно во всех отраслях промышленности. Зарплата учёного сравнима со средней по Европе и ниже чем в США, академическая система встраивается в госуправление как главный консультативный орган власти. Проекты развития проходят экспертизу в профильных научных организациях. Средний срок внедрения новаций сокращается с годов до месяцев. Страны участники секретного пакта о нераспространении технологий в СССР, перенимают методы и формы абсорбции и внедрения технологий применяемые в СССР ещё в довоенный период (Европа, Япония, Австралия). Элементы этой системы наблюдаются в США и Канаде. Происходит становление глобализации в капиталистической системы и сплочение стран соц. лагеря, противостояние усиливается, вместе с тем усиливается необходимость технологической независимости СССР.

При смене руководства в стране (Сталин – Хрущёв), произошёл слом прежних подходов в организации науки и технологиях в Советском Союзе, при сохранении неизменными лозунга о научных методах и мировом технологическом лидерстве СССР. Советское руководство закупает целые производственные программы на Западе, сближаясь и всё более сотрудничая с западными элитами. Научное и технологическое обслуживание этих программ не финансируется, технологии не абсорбируются и не обновляются научным комплексом СССР. Руководство страны массово завозит самое разнообразное технологическое оборудование в страну в обмен на сырьё и полупродукты для получения валютной выручки, что бы ещё закупить технологическое оборудование [8]. Всё это, без дальнейшего научного и технологического обновления, согласно заключённым коммерческим контрактам СССР с ТНК Запада. Абсорбция технологий широко применявшаяся в прежние годы не финансируется и новые научные институты вокруг новых производств не создаются [1]. Прервалась цепочка: завоз технологий – их абсорбция – создание собственных технологий и производств. Отношение к науке в обществе определяется достижениями в освоении космического пространства, ракетно – ядерным паритетом двух политических систем, достижениями в авиации и ещё многих отраслях советской промышленности, но доходы учёного резко снижаются до уровня топ менеджмента на крупных промышленных предприятиях. Наука становясь массовой, развивает и укрупняет уже существующие институты и университеты, но не создаёт новые, отдельные примеры создания Академгородков не привязаны неразрывной связью к конкретным технологиям в промышленности и сельском хозяйстве. Всё это неоднократно описано исследователями социалистической системы СССР в Китае и понято как трагическая ошибка руководства нашей страны.

Произошёл геополитический раскол СССР и КНР, Китай до сих пор считает ошибочным и даже преступным новый курс принятый СССР в 50-е годы и вплоть до настоящего времени. Вот выдержка из речи тогдашнего руководителя КНР «К власти в СССР после 1953 года пришли националисты и карьеристы, взяточники, покрываемые из Кремля. Когда придет время, они сбросят маски, выбросят партбилеты и будут в открытую править своими уездами как феодалы и крепостники» [9].

Страны глобального центра постоянно генерируют новые идеи, фундаментальные знания и технологии их применения, стремятся к научно-технологическому лидерству, имеют самые развитые инновационные системы в мире, реализуя свои и заимствованные изобретения у себя на территории либо хотя бы стараясь участвовать в крупных научных и инновационных проектах. Эта группа стран использует первую часть цикла жизни товара (внедрение, рост, зрелость). В этом смысле, СССР переставал быть лидером в технологиях и новациях, руководству страны стало не интересно заниматься сложными технологическими проектами, а без участия первого лица в их развитии, бюрократическая система их стала тормозить и закрывать. Научно-техническая политика жёстко станет привязана к ГНТП – формирующимся исходя из рекомендаций аналитических отделов внешней разведки, АН СССР и ещё рядя министерств и ведомств исходя из своих потребностей. Этот механизм использовался вплоть до 1991 года. По инерции, академическая и ВУЗовская наука генерируют огромный объём знаний и даже удаётся реализовывать некоторые прорывные идеи (развитие советской химической промышленности), но остальные гражданские отрасли закрепят технологическое отставание на многие годы. СССР в такой ситуации использовал вторую часть цикла жизни товара (зрелость, упадок) посредством завоза технологий, приобретения «продуктов – программ» (организация масштабного производства с полным производственным циклом, от добычи сырья до конечного продукта), приобретения лицензий на производство и т.д., реализуя модель стран глобальной периферии.

Рис. 2. Цикл жизни технологии и его распределение между странами в процессе МРТ

Перенос конечных этапов цикла жизни товара на рынке в страны глобальной периферии осуществляется представителями стран глобального центра, использующих для этого демонстрационный эффект, состоящий в рекламировании образа успешности, приводящего к насаждению глобальной культуры, космополитизма и идеологии потребительства, приводящего к обесцениванию и отрицанию значимости историко-культурных, национальных и, в конечном счете, экономических устоев страны. Что было очевидным уже в брежневскую эпоху.

Происходило усиление ценовой конкуренции в сочетании с активным продвижением старых технологий на внутреннем рынке СССР.

Изменение ниспадающего тренда развития стран периферии может быть осуществлено за счет использования абсорбции и последующего развития технологий (рис. 3).


Рис.3. Модель глобального развития на основе жизненных циклов инноваций

Страны догоняющего развития помимо наращивания ввоза капитала производят значительное финансирование науки, образования и инновационной сферы, фокусируя свои усилия на абсорбции и улучшении завезенных технологий с целью создания собственных циклов инноваций обладающих собственными идеями и внедряемыми продуктами (Япония, страны ЕС, КНР, Южная Корея). Усиление концентрации в процессах заимствования технологических основ научно-образовательным комплексом страны закрепляет страновую специфику догоняющего развития.

Единственной сферой получавшей достаточные финансовые и иные ресурсы являлась оборонная сфера, усиление «холодной войны» и постоянное военное противостояние с блоком НАТО – усиливало оборонную промышленность, до сих пор являющуюся конкурентоспособной отраслью экономики страны. Попытки провести конверсию и из оборонных технологий создать гражданские отрасли экономики в 80-е годы, в 90-е годы прекратились ввиду полной либерализации экономики России и открытия потребительского рынка для мировых конкурентов. Это открытие сначала советской экономики для промышленных предприятий явилось экономической основой дефицита потребительского рынка СССР и формирования нынешней сырьевой модели экономики. В последующие периоды, при уже сформировавшейся сырьевой модели, происходит открытие потребительского рынка и массовое замещение его импортом.

В период, начавшегося распада Советского Союза в апреле 1991 г. Верховным Советом РСФСР был создан Инновационный Комитет в рамках структуры Высшего экономического совета при Президиуме Верховного Совета, этим комитетом было выпущено письмо определяющее термин «инновационная деятельность» определяемая как создание и использование интеллектуального продукта, доведение новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. Далее следовало весьма фривольное сочетание характеристик инновационной деятельности, таких как: организация экспертиз, внедрение и тиражирование изобретений, “ноу-хау”, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства; проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий; патентно-лицензионная деятельность [3]. Данное перечисление различных видов деятельности не совсем соотносится с термином «инновационная деятельность», соответственно, государственные органы в последующий период реформирования экономики СССР и России, не смогло определится с видами и формами поддержки инноваций.

Зарплата учёного в период распада СССР немногим выше средней зарплаты в стране, развившиеся кризисы экономической системы порождают значительные замедления научно-технологического развития и востребованности труда учёных. Первые лица государства в первоначальный период «перестройки» декларируют необходимость «ускорения» научно-технологического развития страны, а в последующий период эта идея забыта и не находит своего материального воплощения. Общее сокращение расходов государства на науку и желание перевести на хозрасчёт научные учреждения выливаются бегством миллиона учёных в развитые страны (США, ЕС, Китай). С образованием независимого государства Российской Федерации, смена советских элит на национальную, привело к фундаментальному непониманию роли и значения науки и технологического развития страны. Зарплата учёного опускается ниже средней в экономике, экспертное мнение учёного перестаёт звучать в СМИ, он сам оплачивает публикацию своих трудов, ценятся учёные поработавшие заграницей и вновь приехавшие работать на родине, при этом и их мнение в обществе незаметно. Первые лица государства мечтают вообще закрыть все научные учреждения страны (дабы сократить «непрофильные» для страны расходы), ВУЗы вброшены в рыночные отношения и обучают студентов за деньги, бюджетные места сокращаются вплоть до настоящего времени. Образование заявлено как сфера обслуживания, наука в нём сокращена максимально возможного, настоящие попытки её реанимации с 2010 года её не восстановило до уровня СССР. Элиты стремятся обучать своих детей в США и ЕС, результат – культурный разрыв и их неадекватность сложившимся в стране условиям жизни. Наука и образование стали общественными сферами постоянного реформирования и снятия государством своей ответственности за их развитие.

Всё это отразилось в приватизационной компании и в исчезновении отраслевых НИИ и прикладной науки в России. Произошло полное пологание на «невидимую руку» рынка, вплоть до 1994 года, основополагающих документов по НИС РФ не прослеживается [7]. Понимание потери целого пласта отраслевой науки в РФ выразилось созданием «Фонда содействия малым предприятиям научно-технической сферы», целью которого являлась финансовая поддержка организации малых инновационных предприятий, он был образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями. Фонд существует по сей день и его задачами стали [4, 6]:

1. Формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности (стимулирование в приоритетном порядке создания и развития малых наукоемких предприятий, малых форм в научно-технической сфере);

2. Развитие науки и формирование национальной инновационной системы (в том числе, на основе создания условий, обеспечивающих активное вовлечение в гражданский оборот объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета; развития системы государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта, в первую очередь малого бизнеса);

3. Вовлечение молодежи в инновационную деятельность;

4. Постепенное продвижение к проектам НИОКР компаний, находящихся на более ранних стадиях инновационного цикла и основанных на результатах фундаментальных исследований, а также развитие взаимодействия с венчурными и другими структурами участвующими в финансировании проектов по всему инновационному циклу. Другим федеральным фондом согласно Постановлению Правительства РФ от 26.08.1995 N 827 “О Федеральном фонде производственных инноваций” [5],

его целью была: государственная поддержка важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно — технического прогресса, освоение конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции.

Задачами фонда являлись:

1. Содействие государственной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;

2. Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсного отбора, и реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке Фонда ;

3. Поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;

4. Содействие строительству и реконструкции наукоемких производств;

5. Участие в высокорисковом финансировании инновационных наукоемких проектов за счет средств, полученных на возвратной основе.

Упоминание о фонде прекращается в 2004 году, отсутствуют и соответствующие статьи в федеральном бюджете.

Объём изобретений и патентов в СССР был равен 300 тыс. в год, но они не находили своего воплощения в практике и в период открытия границ в девяностые, большое их количество вывезено на Запад и другие страны. Современные объёмы изобретений и патентов в России равны 45 тыс. в год, из них 30 тыс. – это защита иностранными резидентами своей интеллектуальной собственности, и только 15 тыс. отечественные резиденты. То есть основной объём интеллектуальной собственности и изобретений в мире проходит мимо России.


Библиографический список
  1. Барсенков A.C. Введение в современную российскую историю. Курс лекций. М., 2002. С. 103.
  2. Ефимов О.В. Англо-американская историография реформ П.А. Столыпина: Становление и эволюция концепций. СПб., 1995. С. 7-12.
  3. Письмо Инновационного совета при Совмине РСФСР от 19.04.1991 N 14-448, Минфина РСФСР от 14.05.1991 N 16/135В <Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности> http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=70
  4. Положение о Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (утв. постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 65) (с изменениями от 5 января, 12 декабря 1995 г., 31 марта 1998 г., 26 октября 2000 г., 14 октября 2003 г., 13 июля 2004 г., 25 июля 2007 г., 21 июля 2009 г., 1 июня 2010 г.) http://base.garant.ru/5636180/#1000
  5. Постановление Правительства РФ от 02.11.1995 N 1090 “О дополнении Постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 827 “О Федеральном фонде производственных инноваций” http://www.consultant.ru/on
  6. Постановление Правительства РФ от 27 января 2011 г. N 38 “Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения “Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере” http://base.garant.ru/12182308/#4
  7. Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. N 65 “О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере” (с изменениями от 5 января, 28 апреля, 12 декабря 1995 г., 6 марта 1996 г., 31 марта 1998 г., 26 октября 2000 г., 14 октября 2003 г., 13 июля 2004 г., 25 июля 2007 г., 24 апреля, 22 июля 2008 г., 21 июля 2009 г., 1 июня 2010 г., 27 января 2011 г.) http://base.garant.ru/102860/
  8. Ханин Г.И. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991. С. 40.
  9. «Цзаофани против хунвейбинов. Как Мао поссорился с Хрущевым» // «Коммерсантъ Власть», 04.06.2012
  10. Blum J. Lord and Peasant in Russia. From the Ninth to the Nineteenth Century. N.Y., 1964. P. 402-403.
  11. Miller M. The Economic Development of Russia, 1905-1914. With special reference to Trade, Industry and Finance. L., 1967. Р. 62.
  12. Russie a la fin du 19e siecle, sous dir. de M. Kowalevsky. Paris, 1900. P. 547.


Все статьи автора «Ахметов Тагир Ремалевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: