В настоящее время одной из проблем современных детей становится не только то, что они не любят читать, но и не любят, чтобы им читали. Наши дети стали заложниками современной техники – телевизор, компьютер, телефон, различные гаджеты имеют все общую доступность. Поэтому возникает проблема, как привить любовь к чтению у подрастающего поколения и интерес к народному творчеству.
Дошкольный возраст – время активного становления читателя в ребенке, требующее внимания и кропотливой совместной работы педагогов и родителей. Процесс воспитания талантливого читателя в различных его аспектах (психолого-педагогическом, эстетическом, искусствоведческом, лингвистическом, арттерапевтическом) всегда находился в центре внимания исследователей таких как, К.Д. Ушинский, З.А. Гриценко, Е.А Флерина, Ю.П. Азарова и др.
На основе обобщения научных данных и собственного исследования Л.М. Гурович выделяет следующие возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения: наибольший интерес для детей старших предшкольников становятся поступки главных героев, но и мотивы поступков, переживания, чувства. У детей меняется восприятие литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к работе с фольклорными произведениями – это настоящий мир народного быта, очень большой и многогранный, лучшее восприятие которого происходит в дошкольном возрасте.
В рамках предшкольной подготовки старших дошкольников, создан курс по литературному приобщению будущих первоклассников. Главный акцент был сделан на изучении русского фольклора, так как его изучение играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Так знакомство с фольклором на начальном этапе литературного образования способствует формированию представлений о динамике литературного процесса, об особенностях функционирования произведения в системе литературы. Фольклорная сказка с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает средством развития литературного восприятия детей. [3, 75-74]
На занятиях по ознакомлению с народным творчеством старилась создать атмосферу, добавить элементы, о чём говорили в течение занятия. Для проработки одной фольклорной сказки отводилось 2 занятия. Как мы знаем, что для детей старшего предшкольного возраста игра все еще является ведущей деятельностью. Поэтому каждое занятие было построено в игровой форме. Первые начинания показали большой интерес детей к данному направлению. Дети с увлечением включаются в деятельность после проведения приветствия, которое проходило в игре:
Сказка дверь нам открывает,
Всех друзей здесь собирает.
В дружный хоровод встаем,
И за сказкой все идем!
Для того чтобы узнать, с какой сказкой будем работать зачитывалась пословица или поговорка, рассмотрим на примере сказки «Кот и лиса» – «Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу», подмогу», «У страха глаза велики». Далее проводится работа с пословицей или поговоркой, объясняются не известные слова, затем дети рассказывают, как она была понята. Когда название было определено, детям предлагается рассмотреть картинку и определить главных героев произведения.
После прослушивания сказки детям разъяснялись непонятные обороты речи, задавались вопросы по сюжету:
- Как звали кота?
- Почему мужик избавился от кота?
- Как представился кот лисе?
- Как звали лису? И другие.
Наряду с прослушиванием сказок дети знакомились с малыми формами устного фольклора (присказками, загадками, закличками, считалками, дразнилками, потешками, пословицами, поговорками). Такие как: «Бабочки, лягушки, цапли», «Змейка»; «Пирог» и др.
Следующим этап работа с иллюстрацией произведения, ребятам предлагалось вспомнить, в каком месте это действие происходило, что было до и после этих событий. Все это способствовало развитию речи детей и умению последовательно выстраивать происходящие действия в сказке. После того как все персонажи сказки были обозначены начинается пересказ. Дети рассказывали сказку, а педагог иллюстрировал ее, меняя декорации, передвигая фигурки персонажей, также показывая, кто следующим будет пересказывать очередной отрывок. Если же дети испытывают трудности в продолжение истории, то педагог сам начинал следующую фразу или задает наводящий вопрос.
Занятие заканчивалось закличкой:
Со сказкой сегодня расстаемся,
Но ни чего не забывай,
И сказку в сердце сохраняй!
Основным содержанием следующего занятия – моделирование – предметно – схематическое изображение в рисунках основного содержания фольклорной сказки. На начальном этапе работы с текстом модели рисуются педагогом в процессе совместного обсуждения содержания произведения. Использование моделей для пересказа сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки, а также ход событий. Перед моделированием детям предлагается обозначить каждого персонажа какой-то геометрической фигурой.
Таким образом, знание фольклора обогащает духовный мир ребенка, расширяет кругозор, что необходимо для успешного усвоения многих произведений искусства и литературы на последующих этапах обучения. Русская народная сказка с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает сильным средством развития образной речи детей, фантазии.
Библиографический список
- Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ З.А Гриценко.- 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 352 с.
- В.Я. Пропп. Русская сказка. Издательство «Лабиринт», М., 2005. – 384 с.
- Плешкова О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности учеб. пособие / О.И. Плешкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. – 208 с.
Количество просмотров публикации: Please wait