Психологическое изучение военнослужащих является необходимым направлением профессиональной деятельности психолога. Важность данной работы обосновывается потребностью в получении объективных, объемных и достоверных данных о психологических особенностях военнослужащих. Эффективная деятельность может быть обеспечена исключительно целенаправленным и систематическим взаимодействием командиров подразделений и психолога. Последующая работа психолога определяется результатами психологического изучения воинского коллектива.
Выделяют этапы психологического изучения военнослужащих:
- проведение профессионального психологического отбора военнослужащих;
- изучение призывников на этапе приема;
- углубленное изучение военнослужащих;
- дальнейшее изучение военнослужащих.
Рассмотрим подробно этапы психологического изучения военнослужащих.
Рис. 1. Действия по осуществлению профессионального психологического отбора
Психологическое обследование включает в себя оценку общих способностей человека. Выявляется зависимость от общего «контекста» жизнедеятельности и возможность включения в различные виды деятельности. Общие способности являются основанием для осуществления эффективной деятельности, отражают вероятность успешного обучения. При описании способностей учитывается природные психофизиологические особенности человека.
Социально-психологическое изучение на этапе приема предполагает рассмотрение индивидуальных условий развития и воспитания личности, оценку нравственных, социальных качеств личности, анализ организаторских способностей, особенностей поведения в коллективе, уровня профессиональной и образовательной подготовленности.
Психологические изучение военнослужащих проводится в воинской части. Работу по психологическому изучению организует командир части. Первичное изучение личного состава проводится всеми должностными лицами для получения объективной информации о военнослужащих, их способностях, оценки адаптационных возможностей. Основную работу по социально-психологическому изучению воинов выполняет нештатная группа ППО, в которую в обязательном порядке входит психолог.
Углубленное изучение личного состава происходит с учетом данных, полученных на предыдущем этапе исследования. В особом порядке изучают тех военнослужащих, у которых были обнаружены признаки нервно-психической неустойчивости, сложности в адаптации к военной службе.
Последующее социально-психологическое исследование личного состава проводится в процессе повседневной жизнедеятельности офицерами подразделений, психологом воинской части и направлено на изучение качеств личности военнослужащих, которые могут повлиять в процессе выполнения поставленных боевых задач. По итогам изучения личного состава вырабатываются рекомендации должностным лицам, которые направлены на укрепление воинской дисциплины, формирование здорового морально-психологического климата.
Психологическое изучение воинского коллектива включает:
- оценку процессов межличностного общения, восприятия, группообразования, межэтнического взаимодействия, внутриколлективного поведения отдельных представителей воинского коллектива;
- оценку межличностных предпочтений военнослужащих, функционально-ролевых взаимосвязей;
- оценку групповых потребностей воинского коллектива, внутригрупповых ролей, морально-психологического климата, микроколлективов.
Процесс социально-психологического изучения воинского коллектива зависит от решаемых задач, условий деятельности, морально-психологического состояния личного состава, которое определяется готовностью к безотлагательному и добросовестному выполнению поставленных боевых задач.
Основными методами психологического изучения являются: анализ документов, опрос, наблюдение и тестирование.
Работа с документами является важной, трудоемкой частью деятельности психолога воинской части. В процессе анализа документов вырабатывается предварительное представление о социально-психологическом состоянии военнослужащего. К документам относятся анкеты, справки, письма, автобиографии, фотографии, карты профессионального психологического отбора. Анализ и изучение документов позволяет:
- выявить предпосылки к формированию у военнослужащих тех индивидуально-психологических качеств, которые способствуют или ведут к торможению адаптации к военной службе;
- выделить проявления, свидетельствующие об активности различных психических процессов, о степени зрелости, о ценностных ориентациях.
Опрос является методом сбора информации путем общения с респондентами, обращения с вопросами к опрашиваемым. Опрашиваемый может предоставить информацию о своих предпочтениях, интересах, потребностях, жизненных планах, ценностных ориентациях и т.п.
Могут применяться как устные, так и письменные опросы, выборочные, экспертные, стандартизированные и т.д. Более «психологической» формой опроса является индивидуальная беседа, которая применяется для получения информации об индивидуально-психологических качествах опрашиваемого на основе прямого словесного контакта.
Метод наблюдения является одним из наиболее надежных и объективных методов психологии. Представляет собой систематическое изучение действий военнослужащих, поведения в целом, анализ фактов, характеризующих способности, характер и другие личностные качества военнослужащих.
Метод наблюдения может применяться как для выявления действий отдельного человека (индивидуальное наблюдение), так и для определения межличностных контактов членов воинского коллектива (групповое наблюдение).
Метод наблюдения направлен на определение не внешних действий самих по себе, а на их психологическое содержание. Важность метода заключается в том, что в процессе анализа внешней стороны деятельности военнослужащих, вырабатывается психологическая интерпретация поступков наблюдаемого.
Тестирование – метод исследования личности, который может быть построен на ее оценке по результатам стандартизированного задания.
Выделяют следующие группы тестов:
- тесты интеллекта – исследование интеллектуальных способностей человека (внимание, мышление, память);
- тесты достижений – оценка того, какими знаниями владеет военнослужащий, навыками и умениями, которые могут быть использованы при решении задач воинской деятельности;
- групповые тесты – изучение аспектов личности: интересов, мотивации, ценностных ориентаций и др.;
- проективные техники – исследуют глубинные индивидуальные способности личности, которые не доступны иным методам психологического изучения. Заключается в предъявлении военнослужащему стимула, порождающего процессы воображения, фантазии, которые могут раскрыть те или иные личностные качества испытуемого.
Выбор методики исследования зависит от объекта, цели и условий исследования, морально-технического оснащения, профессиональной подготовленности психолога.
Грамотная психологическая работа с личным составом способствует росту взаимопонимания, согласованности в воинском коллективе.
Библиографический список
- Военная психология: методология, теория, практика. В 2-х кн. М.: ВУ, 1998. Кн. 2.
- Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. Учебное пособие. – М., 2005.
- Глебов В.Г. «Психологическая адаптация военнослужащих к служеб- но-боевой деятельности в условиях вооруженного конфликта» // Ориентир – 2005