«ИМПОРТНЫЙ НДС» ПО ТОВАРАМ, ВВОЗИМЫМ ИЗ СТРАН ЕАЭС

Горина Г.А.1, Пробин П.С.2
1Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, к.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения
2Академия социального управления, к.э.н., доцент кафедры сервиса

Аннотация
Аннотация: Налогообложение является одним из определяющих факторов в развитии международной торговли. В этой связи особое внимание стоит уделять косвенному налогообложению, в частности, налогу на добавленную стоимость. Актуальность данной темы обусловлена текущими тенденциями международных экономических отношений, что, в свою очередь, находит свое отражение в создании торговых международных союзов. В данной статье авторы рассмотрят особенности взимания НДС по товарам, ввозимым из стран Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, косвенное налогообложение, международная торговля, НДС


«THE IMPORT VAT» ON THE GOODS IMPORTED FROM THE COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Gorina G.A.1, Probin P.S.2
1Plekhanov Russian University of Economics, PhD Econ., professor of accounting and taxation department
2Academy of Social Management, PhD Econ., associate professor of service department

Abstract
Annotation: The taxation is one of the defining factors in development of international trade. In this regard special attention should be paid to the indirect taxation, in particular, to a value added tax. Relevance this problem area is caused by the current tendencies of the international economic relations that, in turn, finds the reflection in creation of the trade international unions. In this article authors will consider features of the VAT collection on the goods imported from the countries of the Eurasian Economic Union.

Keywords: Eurasian Economic Union, indirect taxation, international trade, VAT


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Горина Г.А., Пробин П.С. «Импортный НДС» по товарам, ввозимым из стран ЕАЭС // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23595 (дата обращения: 22.02.2024).

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был создан на основании Договора о ЕАЭС (дали договор) от 29.05.2014, подписанным Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, выступивший в силу с 01.01.2015. Позднее в состав ЕАЭС вошли Республика Армения (с 02.01.2015) и Кыргызская Республика ( с 12.08.2015).

Прежде всего, необходимо отметить, что при импорте товаров в Россию из стран ЕАЭС не облагаются товары, предусмотренные Ст. 150 НК РФ.

В данном случае необходимо иметь ввиду и содержание Ст. 149 НК РФ, где предусмотрены операции не подлежащие налогообложению. К примеру, на территории РФ к таким операциям отнесена реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы. Если они ввезены на территорию РФ из стран ЕАЭС, то не подлежат налогообложению. К такому выводу пришла Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ (определение от 28.12.2015 № 309-КГ15-11310)

Взимание НДС и механизм контроля за его уплатой предусмотрен Протоколом Приложения №18 к Договору о ЕАЭС.

Из п.13 Протокола следует, что НДС по товарам, ввозимым в РФ с территории государств ЕАЭС, взымается налоговым органом РФ по месту постановки на учет налогоплательщиков-собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе с учетом особенностей предусмотренных пунктами 13.1-13.5 Протокола.

При этом собственником товаров признается лицо, обладающее правом собственности на товары, или к которому переходит право собственности на товары в соответствии с договором (контрактом).

Остановимся на особенностях взимания НДС, предусмотренных пунктами 13.1-13.5 Протокола.

Так, российский налогоплательщик обязан уплачивать НДС при ввозе товаров на территорию РФ с территории государств-членов ЕАЭС, если:

-товары приобретаются на основании договора (контракта) между российским налогоплательщиком и налогоплательщиком государства-члена;

-товары приобретаются на основании договора (контракта) между российским налогоплательщиком и налогоплательщиком государства-члена и при этом импортируется с территории третьего государства-члена;

-товары реализуются налогоплательщиком одного государства-члена через комиссионера, поверенного или агента налогоплательщику другого государства-члена и импортируются с территории первого либо третьего государства-члена, либо другого государства-члена;

-налогоплательщик приобретает товары, ранее импортированные на территорию РФ налогоплательщиком государства-члена, НДС по которым не был уплачен;

-товары приобретаются на основании договора (контракта) между российским налогоплательщиком и налогоплательщиком государства, не члена ЕАЭС, и при этом товары импортируются с территории другого государства-члена.

На основании протокола налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством РФ).

Налоговая база определяется на основе:

  1. Стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении).
  2. Стоимости товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей).
  3. Стоимости товаров-продуктов переработки давальческого сырья.
  4. Акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

Стоимость приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении) – это цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) в соответствии с условиями договора (контракта).

В тех случаях, когда товары получены по товарообмену (бартерному) договору (контракту), договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) стоимостью будет признаваться стоимость товаров, предусмотренная договором (контрактом).

Если стоимость в договоре (контракте) отсутствует, то тогда учитывается стоимость, указанная в товаросопроводительных документах.

При отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах учитывается стоимость товаром отраженная в учете.

Стоимость товаров, выраженная в инвалюте, пересчитывается в рубли по курсу, установленному Банком России на дату принятия товаров к учету.

При ввозе подакцизных товаров на территорию РФ из стран ЕАЭС налоговая база по НДС – это сумма:

-таможенной стоимости этих товаров;

-акцизов, подлежащих уплате.

При этом налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования вида и марки, ввозимый на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Если в составе одной партии ввозимых товаров присутствует как подакцизные, так и не подакцизные товары, то налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров.

Необходимо отметить, что внимание акцизов по подакцизным товарам ЕАЭС, ввозимым на территорию РФ с территории государства-члена, подлежащие маркировке акцизными марками, осуществляется не налоговыми и таможенными органами, а порядке, установленном ст.186.1 НК РФ.

Суммы НДС, подлежащие уплате по импортированным товарам на территорию РФ с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным НК РФ. Они не должны превышать 10% и 18% при реализации импортных товаров на территории РФ.

НДС при импорте товаров в РФ указываются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. При ввозе товаров по договору лизинга учета налога производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок лизингового платежа.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортных товаров (срока платежа), предусмотренного договором (контрактом) лизинга, импортер обязан предоставить в налоговый орган соответствующую Налоговую декларацию. Налоговую декларацию предоставляют также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы УСН и ЕНВД.

Форма декларация устанавливается законодательством государства-члена либо утверждается компетентным органом государства-члена, на территорию которого импортированы товары. Таким компетентным органом в России является ФНC России. При этом в НК РФ (п.7 ст. 80) сказано, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ в электронной форме утверждается ФНС России по согласованию с Минфином России.

Однако налоговое ведомство такую форму пока не разрешило, в связи с чем в настоящее время применяется форма, утвержденная приказом Минфина России (письмо Минфина России от 12.08.2015 №03-07-13/1/46423).

Налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией по НДС предоставляет в налоговые органы следующие документы:

- заявление о ввозе товаров и уплате НДС. Заявление предоставляется на бумажном носителе и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика, форма которого утверждена в Приложении 1 к Протоколу. Заявление на бумажном носителе составляется налогоплательщиком в 4-х экземплярах, из которых один  находится в налоговом органе и 3 экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа об уплате НДС (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Один экземпляр заявления налогоплательщик-импортер оставляет у себя, а два экземпляра заявления с отметкой налогового органа передает налогоплательщику государства-члена, с территории которого импортированы товары;

- выписка банка, подтверждающая фактическую уплату НДС. Выписка банка (её копия) не предоставляется, если у налогоплательщика имеются излишне уплаченные (взысканные) суммы налогов, сборов, либо суммы налога, подлежащие возврату. В этом случае налоговый орган принимает решение об их зачете в счет уплаты НДС по импортированным товарам. Транспортные (товаросопроводительные и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Эти документы не предоставляются, если перемещение отдельных видов товара осуществилось без использования транспортных средств;

- счета-фактуры при погрузке товаров, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена. Если выставление счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства-члена, то налогоплательщик предоставляет иной документ, выставленный продавцом, подтверждающий стоимость импортированных товаров;

- договоры (контракты), на основании которых приобретены импортированные товары;

- информационное сообщение (в случаях, предусмотренных п.п.13.2-13.5 Протокола). Предоставляется налогоплательщику одного государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена либо налогоплательщиком государства не члена ЕАЭС, реализующим импортированные товары с территории третьего государства-члена. Информационное сообщение не представляется, если необходимые сведения содержатся в договоре (контракте), на основании которых приобретены импортированные товары;

- договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) – в случае их заключения;

- договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государств-члена, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или по агентскому договору (контракту) в случаях, предусмотренных пунктами 13.2-13.5 Протокола. Исключение составляет случаи, когда НДС уплачивается поверенным или агентом.

Заявление о ввозе товаров должно быть рассмотрено налоговым органом в течении 10 рабочих дней со дня его поступления и вышеперечисленных документов. При этом налоговый орган должен подтвердить факт уплаты НДС либо мотивировать отказ в соответствующем подтверждении.

При возврате импортированных товаров в случае ненадлежащего качества и (или) комплектации они не отражаются в декларации в месяце принятия их на учет (п.23 Протокола). Однако необходимо подтвердить причину отказа от таких товаров:

- претензией, согласованной участниками договора (контракта);

- документами, соответствующими дальнейшему совершению операции с такими товарами (это акты приема-передачи товаров, транспортные (товаросопроводительные) документы, акты уничтожения и др.).

Если осуществляется частичный возврат таких товаров, то указанные выше документы (их копии) представляются в налоговый орган одновременно с документами, предусмотренными п.20 Протокола.

В случаях возврата бракованных товаров по истечении месяца принятия их на учет, необходимо представить соответствующие уточнённые (дополнительные) налоговые декларации.

Необходимо отметить, взимание акцизов по подакцизным товарам ЕАЭС, которые учитываются при определении налоговой базы по НДС при ввозе на территорию РФ с территории государства-члена, подлежащих маркировке акцизными марками, осуществляется не налоговыми органами, а таможенными органами в порядке, установленном ст.186 НК РФ.

Товары, произведенные в странах ЕАЭС и ввозимые в Россию, не облагаются таможенной пошлиной.

Однако, если Россия ввозит товары с территории государства ЕАЭС, но произведенные в государстве не ЕАЭС и по которым предусмотрены таможенные пошлины, то налоговая база по НДС будет формироваться с учетом таможенной пошлины.

Суммы НДС, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным в Россию с территории государств ЕАЭС, подлежат вычету (зачету) в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ. Вычет НДС по ввезенным товарам может быть только после принятия их на учет при:

- наличии документов, подтверждающих уплату НДС;

- условии, что ввезенные товары используются налогоплательщиком для осуществления операций, облагаемых НДС.

Право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика не ранее того периода, в котором налог по данным товарам оплачен и отражен в налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров. Срок сдачи таких деклараций за истекающий налоговый период – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекающим налоговым периодом.

В заключение отметим, что международная торговля за последние несколько лет претерпела ряд существенных изменений. Ярким примером этого является постепенное отстранение некоторых стран мирового сообщества от приверженности к идеи глобального экономического регулирования (ВТО) и формирование региональных торговых союзов (Транстихоокеанское партнерство, АСЕАН, АТЭС и пр.). В этой связи особые надежды в условиях глобальной         экономической нестабильности возлагаются на Евразийский экономический союз.

Важно отметить, что значительной вехой в развитии международного торгового сотрудничества стала унификация отечественного таможенного законодательства, а именно,  создание Таможенного кодекса Таможенного Союза (который, как ожидается, в скором времени (лето 2017) будет заменен на Таможенный кодекс Евразийского экономического союза – Приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, источник – Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017).

Таким образом можно сделать вывод о том, что либерализация таможенного и, в особенности, налогового законодательства будут способствовать укреплению внешнеторговых связей России со своими партнерами, что в значительной степени облегчит процесс адаптации отечественной экономики в постоянно меняющейся внешней среде.

В настоящий момент вопросы, связанные с новациями в налоговом законодательстве, образуют самостоятельную дискуссионную проблемную область. В официальных средствах информации все чаще можно услышать предложения об увеличении налоговой нагрузки. К последним, в частности, относится идея об увеличении ставки НДС при параллельном снижении величины страховых взносов. Безусловно данные решения должны быть взвешенными и обоснованными. Как было сказано ранее, налогообложение является крайне важным составляющим внешнеторговой деятельности. При этом речь идет не только о снижении налоговой нагрузки, но и об упрощении механизма документооборота между государственными органами стран – участниц торговых отношений и субъектами ВЭД.

Как показывает практика, «простые экономические истины» подчас обладают значительно большей степенью объективности, чем макроэкономические прогнозы. В качестве примера достаточно привести кривую Лаффера, «работоспособность» которой доказана историческим опытом. В этой связи в настоящий момент наиболее трудной задачей становится решение проблемы поиска баланса интересов государства (в контексте бюджетного дефицита), с одной стороны, и участников внешнеторговых операций, с другой стороны.

Возможно, что именно сейчас будет выбран вектор последующего реформирования отечественной налоговой системы. Каким именно будет «Соломоново решение», каков будет баланс между тактическими (наполняемость бюджета от налогов) и стратегическими (снижение налоговой нагрузки на торговые компании в целях развития международной коммерции) целями экономической политики государства – покажет только время.


Библиографический список
  1. Кандакова А.А., Пелькова С.В. Сравнительный анализ налогообложения НДС экспорта и импорта товаров в РФ и ее стратегического партнера Китая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 1 – 2, 2016 г. – c. 227 – 231.
  2. Миронова Н.Г., Гридякин А.А. Налоговые ставки по НДС и порядок их применения // Экономика, социология и право. №1, 2016 г. – C. 45 – 46.
  3. Сахаров А. А. Международные финансовые центры // Методический журнал. Регламентация банковских операций. № 2, 2009 г.
  4. Сахаров А.А. Перспективная модель реализации международного финансового центра в России // Экономические науки. №85, 2011 г. – с. 345 – 350.
  5. Соколовская Е.В. Уклонение от уплаты НДС в трансграничной торговле («карусельные схемы») в странах ЕС и меры их предупреждения // Экономика и управление. № 9 (131), 2016 г. – c. 60 – 66.
  6. Суэтин А.А. Международный финансовый рынок // Аудитор, № 4, 2005 г. – c. 41 – 49.
  7. Христофорова Е.И. Особенности взимания НДС в зарубежных странах // Молодежь и наука. №4, 2016 г. – C. 111.

 



Все статьи автора «Пробин Павел Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: