Профессия маркетолога, как специалиста-профессионала, занимающегося изучением востребованности товаров и услуг, в России сформировалась в конце ХХ века в рыночных условиях. Исходя из проведенных ранее исследований [1,2,3,6], авторам необходимо было выявить ряд аспектов, влияющих на успешность деятельности такого сотрудника. В соответствии с этим, в рамках изучения дисциплины «Маркетинг персонала» был проведен анализ рынков труда по профессии «маркетолог». Региональный срез по выборке определился 4 городами: Нижний Новгород, Казань, Уфа, Улан-Удэ.
В результате проведенного исследования, было выявлено, что данная профессия в современном обществе востребована, практически в любой области продажи товаров и услуг. Круг обязанностей такого сотрудника связан с обработкой полученной информации, составлением статистических отчетов и графиков, прогнозированием и разработкой дальнейших рекомендаций. Маркетологи, не только изучают рынок, но и занимаются выяснением удовлетворенности товарами клиентами, как в данный период, так и в будущем. На основе этих маркетинговых исследований внедряются новые технологии по изготовлению продукта, которые затем выводятся на рынок. Исследования показали, что самым требовательным городом по критериям отбора маркетологов является Нижний Новгород, а по уровню заработной платы – Уфа (таблица 1).
Таблица 1 – Исследования требований профессии маркетолога в разных регионах [4]
Город |
Требования к профессии |
Предлагаемая заработная плата |
Нижний Новгород |
Высшее образование по направлениям: маркетинг, PR/реклама. Опыт работы 1-3 года. Готовность работать с документами. Знания делового этикета, правил переговоров по телефону. Знание английского языка. Уверенный пользователь ПК – Знание MS Office (Word, Excel, Power Point). Знания основ маркетинга. Ответственность, системность, аналитический склад ума. |
30 000- 40 000 |
Казань |
Наличие профильного и дополнительного образования в сфере маркетинга. Опыт работы не обязателен. Уверенный пользователь ПК. Навыки работы в графических редакторах. Знание английского языка приветствуется. Личные качества: амбициозность, нацеленность на результат, стрессоустойчивость. |
20 000-25 000 |
Уфа |
Высшее образование. Опыт аналогичной работы от 3 лет. Обязательны знания в области маркетинга, event-маркетинга, способность проводить PR-мероприятия. Продвинутый пользователь ПК. Знание иностранных языков приветствуется. Знание процесса изготовления рекламы, полиграфической продукции. |
35 000-40 000 |
Улан-Удэ |
Высшее образование (маркетинг, связи с общественностью). Опыт работы не менее 2 лет. Отличное владение компьютером на уровне пользователя. Умение работать с MS-Оffice (Еxcel, Word. Power Point) и Интернетом. Ответственность за выполнение своей работы. Умение грамотно и четко выражать свои мысли устно и в письменной речи. |
15 000 -25 000 |
Согласно исследованиям, количество вакансий в данных регионах не значительное, а количество резюме в десятки раз больше. Эти данные помогают рассчитать индекс хедхантинга. Например, в Нижнем Новгороде на январь 2017 года количество резюме равнялось 81, а количество вакансий – 886. Отсюда следует, что индекс хедхантинга был равен 0,09. Наименьшее количество вакансий – в Улан-Удэ, в Казани спрос на профессию за февраль-март-январь ниже предложения. В Уфе равен 1, хотя уровень спроса намного выше уровня предложения (таблица 2).
Таблица 2- Расчет индекса хедхантинга в разных городах [5]
Город |
2017/март |
2017/февраль |
2017/январь |
Нижний Новгород | |||
Количество вакансий |
32 |
54 |
81 |
Количество резюме |
620 |
741 |
886 |
Индекс хедхантинга |
0,05 |
0,07 |
0,09 |
Казань | |||
Количество вакансий |
60 |
79 |
83 |
Количество резюме |
554 |
522 |
793 |
Индекс хедхантинга |
0,1 |
0,15 |
0,09 |
Уфа | |||
Количество вакансий |
11 |
10 |
12 |
Количество резюме |
178 |
188 |
182 |
Индекс хедхантинга |
0,06 |
0,05 |
0,06 |
Улан- Удэ | |||
Количество вакансий |
0 |
2 |
3 |
Количество резюме |
231 |
259 |
265 |
Индекс хедхантинга |
0,000 |
0,007 |
0,011 |
Несмотря на то, что требования со стороны работодателя высоки, требования со стороны работников не менее актуальны. Основными требованиями при трудоустройстве со стороны работников являются: размер заработной платы, социальное обеспечение, как государственное, так и корпоративное; организация и условия труда, карьерный рост. Со стороны организации – высшее образование, знания в сфере маркетинга и PR, стаж от 1 до 3 лет [6]. Именно молодой контингент с такими критериями более востребован на рынке труда маркетологов (рисунок).
Рисунок – Требуемый стаж трудовой деятельности для маркетологов
В заключении отметим, исследование рынка труда профессии «маркетолог» показывают, что профессия в современном обществе востребована в любой сфере деятельности и связана с изучением и продвижением товаров и услуг. Особенности спроса кандидатов на должность, размер заработной платы и другие факторы эффективной работы варьируется в соответствии с регионом.
Библиографический список
- Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Инновационные подходы к развитию персонала в контексте управления знаниями // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №7-4. С.648-651.
- Яшкова Е.В. Особенности применения технологий маркетинга в управлении персоналом современной организации //Инновационные технологии управления: сборник матер. Всерос. заочной науч. – практич. конф.– Н.Новгород, 2014. – С.37-41.
- Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Актуализация инновационной маркетинговой технологии HR-брендинга в системе управления персоналом организации //Интернет-журнал «Науковедение», 2015, Том 7, №1 [Электронный ресурс] – М.: Науковедение, 2015. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik 1(26)/pdf, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус., англ.
- Профессия маркетолог – [Электронный ресурс] URL: http://edunews.ru/professii/obzor/Ekonomicheskie/marketolog.html (дата обращения: 29.03.17).
- HeadHunter – качественная база резюме и вакансий и современные сервисы для поиска работы [Электронный ресурс] – URL: https://nn.hh.ru/search/vacancy?text=маркетолог&area=66 (дата обращения 23.03.2017).
- Синева Н.Л. Причины неэффективности стратегических инициатив эффективных компаний в условиях быстрых перемен // Инновационные технологии управления. – Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный инженерно-педагогический университет им. К.Минина. Н.Новгород, 2016. C. 161-163.