ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ ЭЛЕКТРОННО-УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Торопов Иван Васильевич1, Киреев Иван Андреевич2, Моисеев Александр Петрович3, Калач Геннадий Петрович4
1Московский технологический университет, студент 1 курса института инновационных технологий и государственного управления
2Московский технологический университет, студент 1 курса института информационных технологий
3Московский технологический университет, преподаватель цикла связи, полковник
4Московский технологический университет, доцент военной кафедры, кандидат военных наук

Аннотация
В наше время компьютерные технологии применяются в самых различных областях человеческой деятельности, в том числе и области обучения.

Ключевые слова: компьютерные технологии, человеческая деятельность


EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE MILITARY DEPARTMENT OF THE ELECTRONIC TEACHING AND METHODICAL COMPLEX

Toropov Ivan Vasilievich1, Kireev Ivan Andreevich2, Moiseev Alexandr Petrovich3, Kalach Gennady Petrovich4
1Moscow Technological University, 1 course, student of the Institute of innovative technologies and government administration
2Moscow Technological University, 1 course, student of the Institute of Information Technology
3Moscow Technological University, teacher communication cycle, colonel
4Moscow Technological University, senior lecturer of the military department, candidate of military sciences

Abstract
Nowdays, computer technology is used in a variety of areas of human activity, including the field of education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Торопов И.В., Киреев И.А., Моисеев А.П., Калач Г.П. Опыт разработки и внедрения в учебном процессе военной кафедры электронно-учебно-методического комплекса // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23573 (дата обращения: 23.02.2024).

В наше время компьютерные технологии применяются в самых различных областях человеческой деятельности, в том числе и области обучения. Раньше нужно было большую часть времени в процессе обучения проводить в библиотеках или другом заведении, которое может это предоставить, а сейчас некоторые люди могут получить образование, не выходя из дома. Вместо журналов и доски преподаватели используют технические аналоги этих средств, вместо проверки посменных докладов и тестов педагоги используют компьютерные технологии и программы. А студенты не пишут доклады и рефераты в тетради, а делают красочные презентации, в которых отражается не только главная мысль вопроса, но и достаточно точно описываются важные детали, которые необходимо учесть в обсуждении данной проблемы.

Необходимость участия информационных технологий в процессе обучения признают любые обучающие заведения, и военная кафедра не является исключением в этом вопросе. Как правило, большая часть таких заведений имеет своих собственных разработчиком компьютерных средств обучения или же имеет налаженные взаимовыгодные отношения с компанией-разработчиком. В услуги, предоставляемые такими компаниями, входят не только написание программ, их разработка и сопровождение, но и предоставление списка необходимой аппаратуры, для удобного использования данных продуктов. Данная аппаратура в большей части представляет собой интерактивные электронные доски, проекторы, электронные журналы с поддержкой приемлемого функционирования на компьютере заказчика (преподавателя).

Военная кафедра, как и любой институт, нуждается и компьютерных средствах обучения и активно использует их. Однако в отличии от большинства академических наук, военная наука намного более специфична, потому что для реализации многих требуемых систем обучения требуется особый подход. В частности, одним из труднодоступных ресурсов для обучения является доведение о внутреннем состоянии или составе военной техники. Например, внутренняя компоновка аппаратных связи или прохождение электрического сигнала через внутренние приборы в системе радиоприемника/передатчика. С помощью веб-камер и проектора обучающиеся студенты могут познакомиться с внутренним составом КШМ(Командно-штабной машины) и аппаратных связи, а с помощью дополнительных технических средств и ИТ-образования студентов, занимающихся научной работой на военной кафедре, стало возможным создание программы, которая не только полностью отображает внутреннее состояние аппаратуры, но и демонстрирует прохождение сигнала при разных процессах и в разных режимах этой аппаратуры.

Военная кафедра МТУ (Московского технологического университета) производит набор по специальностям: «Применение и эксплуатация авиационных бортовых средств радиоэлектронной борьбы», «Применение и эксплуатация средств связи» и «Эксплуатация средств радиотехнического обеспечения полетов авиации».

Набор на военную кафедру осуществляется не только по состоянию здоровья студентов и академической успеваемости, но и по профпригодности к какому-либо из трех направлений: авиационным средствам радиоэлектронной борьбы, средствам радиотехнического обеспечения полетов авиации и средствам электросвязи. Обучение проходит один день в неделю, каждое занятие включает в себя 6 часов теории и практики с преподавателями и 2 часа самостоятельной подготовки. Начинается оно в 4 семестре и продолжается до 8-го. По итогам каждого полугодия слушатели военной кафедры обязаны сдавать экзамены. С 4 курса во время летних каникул проводятся войсковые учебные сборы продолжительностью 30 дней. Нужно отметить, что дисциплина в МИРЭА довольно строгая — студенты, пропускающие занятия, а также неуспевающие, рискуют быть отчисленными с военной кафедры. Попасть на «военку» МИРЭА могут граждане РФ мужского пола, обучающиеся по очной форме и успешно окончившие второй курс. При этом, основа, на которой обучается студент (бюджетная или контрактная), не играет роли.

Сейчас на военной кафедре МТУ (Московский технологический университет) для повышения эффективности обучения используются современные средства автоматизации, мультимедийные и информационно-коммуникативные технологии, такие как:

− фоторепродукции и схемы, воспроизведенные на экране через проектор;    − электронные презентации;

− видеоресурсы;

− анимированные модели частей и механизмов КШМ и аппаратных связи;

- Комплекс учебно-тренировочных средств (КУТС).

Все эти средства обучения объединяются в электронно-учебно-методические комплексы ЭУМК. Каждый ЭУМК очень специфичен и имеет свои уникальные части, как следствие, для каждой дисциплины он должен быть создан индивидуально. И именно поэтому каждый из таких комплексов является полноценной структурированной базой, в своей основе имеющая электронные пособия и тесты, на изучение которых направлен ЭУМК. В зависимости от специфики студентов, обучающихся на военной кафедре, ЭУМК создается и корректируется в зависимости от изучаемых студентами дисциплин по военно-учетным специальностям (ВУС).

К ЭУМК, как и к любому программному продукту, имеются свои требования:

-полнота обучающих материалов

-независимость контента от аппаратно-программных средств

-ориентация на самостоятельную работу и самообразование

-простой и понятный интерфейс

-свобода переноса и установки

-возможность использования различных программных оболочек для локального и сетевого представления

-быстрое и простое обновление

Для выполнения данных требований процесс создания и разработки ЭУМК состоит из следующих пунктов:

-анализ учебных программ, для которых создается ЭУМК

-детализация содержания

-разработка контента

-создание локальной версии ЭУМК

-создание сетевой версии ЭУМК

На военнокй кафедре МТУ, в частности на цикле электросвязи по подготовке сцепиалистов (ВУС №121500, №521310, №461708) есть свой уникальный и постоянно совершенствующийся созданный комплекс. В состав ЭУМК на военной кафедре разработан так, чтобы обеспечить единый подход к преподаванию дисциплин по следующим разделам:

- Теоретические основы, устройство и эксплуатация военных систем передачи информации

- Устройство и эксплуатация военных систем многоканальной электросвязи

- Основы эксплуатации вооружения и техники подразделений связи

Материал ЭУМК подается студентам от простого к сложному, имеет мотивационные свойства для практического использования полученных знаний и способствует творческому мышлению студентов. Содержание данного комплекса позволяет получить доступ как преподавателю, так и студенту к требуемой информации, но так же учитывает квалификацию автора запроса. Доступ к ЭУМК(электронному учебно-методическому комплексу) военной кафедры цикла связи можно получить или напрямую с компьютера, на который он установлен или через официальный сайт военной кафедры МТУ в разделе “Электронный журнал”.

В своей основе ЭУМК может содержать любой электронный документ формата .doc или .pdf. Защита ЭУМК осуществляется с помощью системы StarForce ProActive. Принцип защиты у этой системы заключается в том, что программа привязана к устройству, на которое она установлена. Однако ЭУМК можно переносить на внешних накопителях, что дает требуемую мобильность.

В процессе обучения студенты были поделены на две группы: студенты проходящие обучение без использования ЭУМК и с использованием ЭУМК. Обучение студентов велось на очной, вечерней и заочной формах обучения. Результаты испытаний показывают, что студенты, которые прошедшие курс обучения с использованием ЭУМК устойчиво показывают более высокие результаты на контрольных вопросах и тестах, чем те студенты, которые ЭУМК не пользовали. Аналогичные результаты показали результаты по тестированию на продолжительном участке времени. Студенты, проходящие обучения с использованием ЭУМК показали результат порядка 65% запомненной информации, когда вторая группа студентов показала примерно 35%. Таким образом явно видно, что обучение с использованием ЭУМК дает лучшие результаты не только на коротком, но и на длительном участке времени и сам процесс обучения проходит намного эффективнее.

Одним из перспективных направлений сейчас является дистанционное обучение  и, мы думаем, что военная кафедра МТУ может начинать развиваться и в этом направлении обучения с использованием информационных технологий. И основой для такого обучения может стать усовершенствованный ЭУМК, который будет давать необходимый на текущий момент доступ не только преподавателям, но и студентам. Таким образом студенты смогут получить необходимые знания дистанционно и уже при проверке знаний показать, на сколько такой способ обучения отличается от предыдущих двух.

Еще долго информационные технологии будут развиваться и тянуть за собой вперед все сферы деятельности человека и образования. Процесс обучения становится все более совершенным, быстрым и доступным. ЭУМК безусловно улучшает процесс обучения, но это, явно, не последняя инновация в образовании в 21 веке.


Библиографический список
  1. А.В. Пепеляев, В.В. Попов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ
  2. https://fundamental-research.ru/en/article/view?id=31392
  3. Бойко С. В. Панов Б. В. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ http://cyberleninka.ru/article/n/opyt-razrabotki-i-vnedreniya-v-uchebnyy-protsess-vuza-elektronnyh-uchebno-metodicheskih-kompleksov

 



Все статьи автора «Торопов Иван Васильевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: