Актуальность исследования обусловлена исключительной значимостью развития воображения в дошкольном возрасте как одним из важнейших факторов, имеющим существенное влияние на жизнь и деятельность ребёнка. Адекватно высокий уровень развития воображения как психического процесса в детстве является предпосылкой для полноценного развития эмоционально-волевой сферы личности, а также развития творческого, креативного мышления.
А.В. Петровский рассматривает воображение как необходимый элемент творческой деятельности человека [1].
Л.С. Выготский указывал, что воображение находится в тесной связи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью [2].
Воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания.
С феноменом воображения в практической деятельности детей в основном связан процесс художественного творчества, осуществляемый с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.
По мнению Л.И. Божович, в период дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира, воображения и оригинальности мышления [3].
В дошкольном детстве для развития всех сфер личности ребёнка большое значение имеет система дошкольного образования.
Предполагается, что воображение в этом возрасте имеет свои особенности, в том числе гендерные и поло-ролевые особенности [4].
Мы провели эмпирическое исследование, цель которого: выявление возможностей для развития воображения и оригинальности мышления у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Гипотеза эмпирического исследования состоит из двух частей и звучит следующим образом: мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в большинстве обладают средним уровнем воображения и оригинальности мышления; творческая деятельность окажет положительное воздействие на динамику развития у них воображения и оригинальности мышления.
Выборку эмпирического исследования составили воспитанники подготовительной группы детского сада г. Ижевска в количестве 24 человек (14 мальчиков и 10 девочек). Средний возраст выборки респондентов – 6,5 лет.
Методики исследования:
1. «Свободный рисунок» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина);
2. «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Выводы об уровне развития воображения и оригинальности мышления делались исходя из балльных оценок по следующей градации:
10 баллов – очень высокий уровень развития изучаемых показателей;
8-9 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень;
3-4 балла – низкий уровень;
0-2 балла – очень низкий уровень.
По результатам проведения констатирующего исследования получены следующие данные:
- Среднегрупповой уровень развития воображения на констатирующем этапе эксперимента составил у мальчиков 5,3 балла, у девочек – 5,8 баллов;
- Среднегрупповой уровень развития оригинальности мышления составил у мальчиков 5,1 балл, у девочек – 5,8 баллов.
Результаты статистической обработки данных, осуществлённой с использованием U-критерия Манна-Уитни, выявили незначимость различий в уровне развития воображения и оригинальности мышления у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
По завершении констатирующего этапа исследования проведён формирующий эксперимент (реализована коррекционная программа по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста). В программу развития воображения в подготовительной группе детского сада были включены следующие виды творческой деятельности:
- рисование (в том числе с применением нестандартных методик),
- лепка (в том числе с использованием природных материалов),
- аппликация,
- театрализованная деятельность,
- экскурсии-беседы,
- игры и упражнения на развитие воображения,
- творческая релаксация.
Коррекционная программа состоит из 20 групповых занятий, реализовывалась в течение месяца по 5 занятий в неделю по 15-20 минут каждое (в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей).
По завершении формирующего эксперимента осуществлена контрольная диагностика развития воображения и оригинальности мышления у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе эмпирического исследования получены следующие данные:
- Среднегрупповой уровень развития воображения на контрольном этапе эксперимента составляет у мальчиков 6,0 баллов, у девочек – 6,2 балла;
- Среднегрупповой уровень развития оригинальности мышления составляет у мальчиков 6,4 балла, у девочек – 6,5 баллов.
Динамика уровня развития воображения и оригинальности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста представлена в диаграммах (См. Рисунок 1, 2).
Рисунок 1. Динамика развития воображения (среднегрупповой уровень в баллах)
Рисунок 2. Динамика развития оригинальности мышления (среднегрупповой уровень в баллах)
Итак, среднегрупповой уровень развития воображения у мальчиков повысился на 0,7 балла, у девочек – на 0,4 балла. Среднегрупповой уровень развития оригинальности мышления у мальчиков повысился на 1,3 балла, у девочек – на 0,7 баллов.
Математическая обработка данных подтвердила статистически значимые различия в динамике развития оригинальности мышления у мальчиков.
В целом повышение среднегруппового уровня развития воображения произошло на 5,8%, повышение среднегруппового коэффициента оригинальности – на 10,8%.
Качественный анализ результатов исследования показал, что после проведения формирующего эксперимента у 11 детей (46%) повысился уровень развития воображения и у 19 детей (79%) повысился коэффициент оригинальности.
На основании всего вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
- Мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в большинстве обладают средним уровнем воображения и оригинальности мышления;
- Творческая деятельность оказывает положительное воздействие на динамику развития у дошкольников уровня воображения и коэффициента оригинальности мышления.
Также мы выявили, что творческая деятельность, оказывая положительное воздействие на процесс развития воображения и оригинальности мышления, является эффективной возможностью для развития воображения и оригинальности мышления у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Таким образом, цель работы достигнута. В результате подтверждена достоверность гипотезы эмпирического исследования.
Библиографический список
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 198 с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
- Ситникова Л.Р. К вопросу об использовании в психодиагностической практике методик по определению психологического пола личности // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12780 (дата обращения: 15.10.2015).