РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ОРИГИНАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ситникова Лилия Равильевна1, Зворыгина Нина Николаевна1
1Удмуртский государственный университет, студент 5-го курса ИППСТ, кафедра Педагогики и педагогической психологии

Аннотация
В статье раскрываются особенности воображения и оригинальности мышления у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Представлены результаты эмпирического исследования по изучаемой проблеме с кратким описанием организации формирующего эксперимента по развитию воображения и оригинальности мышления у детей, посещающих подготовительную группу детского сада.

Ключевые слова: воображение, гендер, дошкольный возраст, креативность, оригинальность мышления, поло-ролевые особенности, формирующий эксперимент


THE DEVELOPMENT OF THE IMAGINATION AND ORIGINALITY OF THINKING AMONG BOYS AND GIRLS OF PRESCHOOL AGE

Sitnikova Liliya Ravilevna1, Zvorygina Nina Nikolaevna1
1Udmurt State University, student of the 5th course IPPST, Department of Pedagogy and pedagogical psychology

Abstract
The article reveals the peculiarities of imagination and originality of thinking among boys and girls of preschool age. Presents the results of empirical research on the problem under study with a brief description of the organization of a formative experiment for the development of imagination and originality of thinking of children attending preparatory group of the kindergarten.

Keywords: creativity, formative experiment, gender, imagination, originality of thought, polo-playing features, preschool age


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ситникова Л.Р., Зворыгина Н.Н. Развитие воображения и оригинальности мышления у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/04/23548 (дата обращения: 03.11.2024).

Актуальность исследования обусловлена исключительной значимостью развития воображения в дошкольном возрасте как одним из важнейших факторов, имеющим существенное влияние на жизнь и деятельность ребёнка. Адекватно высокий уровень развития воображения как психического процесса в детстве является предпосылкой для полноценного развития эмоционально-волевой сферы личности, а также развития творческого, креативного мышления.

А.В. Петровский рассматривает воображение как необходимый элемент творческой деятельности человека [1].

Л.С. Выготский указывал, что воображение находится в тесной связи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью [2].

Воображение является неотъемлемой частью человеческой деятельности и жизнедеятельности, социального взаимодействия и познания.

С феноменом воображения в практической деятельности детей в основном связан процесс художественного творчества, осуществляемый с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.

По мнению Л.И. Божович, в период дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира, воображения и оригинальности мышления [3].

В дошкольном детстве для развития всех сфер личности ребёнка большое значение имеет система дошкольного образования.

Предполагается, что воображение в этом возрасте имеет свои особенности, в том числе гендерные и поло-ролевые особенности [4].

Мы провели эмпирическое исследование, цель которого: выявление возможностей для развития воображения и оригинальности мышления у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Гипотеза эмпирического исследования состоит из двух частей и звучит следующим образом: мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в большинстве обладают средним уровнем воображения и оригинальности мышления; творческая деятельность окажет положительное воздействие на динамику развития у них воображения и оригинальности мышления.

Выборку эмпирического исследования составили воспитанники подготовительной группы детского сада г. Ижевска в количестве 24 человек (14 мальчиков и 10 девочек). Средний возраст выборки респондентов – 6,5 лет.

Методики исследования:

1. «Свободный рисунок» (авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, Л.Ю. Субботина);

2. «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.

Выводы об уровне развития воображения и оригинальности мышления делались исходя из балльных оценок по следующей градации:

10 баллов – очень высокий уровень развития изучаемых показателей;

8-9 баллов – высокий уровень;

5-7 баллов – средний уровень;

3-4 балла – низкий уровень;

0-2 балла – очень низкий уровень.

По результатам проведения констатирующего исследования получены следующие данные:

  • Среднегрупповой уровень развития воображения на констатирующем этапе эксперимента составил у мальчиков 5,3 балла, у девочек – 5,8 баллов;
  • Среднегрупповой уровень развития оригинальности мышления составил у мальчиков 5,1 балл, у девочек – 5,8 баллов.

Результаты статистической обработки данных, осуществлённой с использованием U-критерия Манна-Уитни, выявили незначимость различий в уровне развития воображения и оригинальности мышления у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

По завершении констатирующего этапа исследования проведён формирующий эксперимент (реализована коррекционная программа по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста). В программу развития воображения в подготовительной группе детского сада были включены следующие виды творческой деятельности:

- рисование (в том числе с применением нестандартных методик),

- лепка (в том числе с использованием природных материалов),

- аппликация,

- театрализованная деятельность,

- экскурсии-беседы,

- игры и упражнения на развитие воображения,

- творческая релаксация.

Коррекционная программа состоит из 20 групповых занятий, реализовывалась в течение месяца по 5 занятий в неделю по 15-20 минут каждое (в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей).

По завершении формирующего эксперимента осуществлена контрольная диагностика развития воображения и оригинальности мышления у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе эмпирического исследования получены следующие данные:

  • Среднегрупповой уровень развития воображения на контрольном этапе эксперимента составляет у мальчиков 6,0 баллов, у девочек – 6,2 балла;
  • Среднегрупповой уровень развития оригинальности мышления составляет у мальчиков 6,4 балла, у девочек – 6,5 баллов.

Динамика уровня развития воображения и оригинальности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста представлена в диаграммах (См. Рисунок 1, 2).


Рисунок 1. Динамика развития воображения (среднегрупповой уровень в баллах)


Рисунок 2. Динамика развития оригинальности мышления (среднегрупповой уровень в баллах)

Итак, среднегрупповой уровень развития воображения у мальчиков повысился на 0,7 балла, у девочек – на 0,4 балла. Среднегрупповой уровень развития оригинальности мышления у мальчиков повысился на 1,3 балла, у девочек – на 0,7 баллов.

Математическая обработка данных подтвердила статистически значимые различия в динамике развития оригинальности мышления у мальчиков.

В целом повышение среднегруппового уровня развития воображения произошло на 5,8%, повышение среднегруппового коэффициента оригинальности – на 10,8%.

Качественный анализ результатов исследования показал, что после проведения формирующего эксперимента у 11 детей (46%) повысился уровень развития воображения и у 19 детей (79%) повысился коэффициент оригинальности.

На основании всего вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:

  1. Мальчики и девочки старшего дошкольного возраста в большинстве обладают средним уровнем воображения и оригинальности мышления;
  2. Творческая деятельность оказывает положительное воздействие на динамику развития у дошкольников уровня воображения и коэффициента оригинальности мышления.

Также мы выявили, что творческая деятельность, оказывая положительное воздействие на процесс развития воображения и оригинальности мышления, является эффективной возможностью для развития воображения и оригинальности мышления у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Таким образом, цель работы достигнута. В результате подтверждена достоверность гипотезы эмпирического исследования.


Библиографический список
  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 512 с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 198 с.
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
  4. Ситникова Л.Р. К вопросу об использовании в психодиагностической практике методик по определению психологического пола личности // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12780 (дата обращения: 15.10.2015).


Все статьи автора «Ситникова Лилия Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: