Переход современного общества от индустриальной к постиндустриальной стадии развития заставляет человечеству переосмысливать экзистенциальные проблемы нашего существования. В современном постиндустриальном, информационном обществе особо остро встали вопросы ценности жизни, любви, уважения к старшим, труда, патриотизма и тд. Решение данного вопроса невозможно без изучения образа жизни семьи, как первоосновы, изначального субстрата, в котором сохраняются, передаются от поколения к поколению, зарождаются новые смысложизненные ценности, установки, идеалы и т.д.
Кроме вопросов физиологического характера (добывание хлеба насущного) современной семье приходится решать проблемы информационно-технической экспансии, следствием чего является невероятная интенсификация обыденной, повседневной жизни семьи. Психология общества массового потребления ежедневно через разнообразные СМИ внедряется в сознание человека, навязывая псевдоценности, псевдоидеалы, псевдопринципы. Молодежь, как наиболее восприимчивая возрастная когорта ко всему новому, оказалась наиболее подверженной данному процессу. На сегодняшний день можно констатировать наличие целого поколения “духовного люмплен-пролетариата” (термин ввел Е.Б. Рашковский – Прим. авт.), которые воспитаны на демонстрации грубых образцов шоу-бизнеса, разнузданных блогах, порно- и расистских сайтах [1, с.19].
Основным мерилом психологии общества массового потребления являются деньги. Между тем не все можно оценить в данном эквиваленте. Очевидным становится назревший кризис духовности. Кризис духовности сопровождается разрушением ткани повседневной жизни, социальной памяти, общинности, способности к честному созидательному труду. На проблеме отношения к труду остановимся подробнее.
Приходится признать, что эта фундаментальная ценность российского менталитета утратила нестяжательный характер и свой статус – как единственно справедливого источника жизненных благ.
Труд, все очевиднее, лишается социального смысла – коллективной (совместной) деятельности на благо общества. Современное понятие «работы» ассоциируется с «умением делать деньги» («карьеру»), а каким способом достигается индивидуальное благополучие и личный успех – честным путем или «не очень», – эти моральные окраски сегодня мало кого волнуют.
Читаем пункт первый статьи 37 Конституции РФ: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». По существу, легализовано тунеядство и поощряется преступность: хочешь – трудись (хотя работу не гарантируем), а если представится возможность иначе «распорядиться своими способностями к труду», то не зевай! Итогами «выбираемого» рода деятельности и свободного распоряжения «способностями» переполнены ежедневные криминальные сводки и «вечера трудных дней».
Специалисты не без основания считают, что трудовая мотивация у большей части молодежи деформирована. Сыграли свою роль «быстрые и легкие деньги» в челночном бизнесе, посредничестве, «приработке» в ночных клубах и казино, а тут еще СМИ зазывают: «играйте, угадывайте – и вы разбогатеете!» Не случайно в числе первых жизненных ценностей «труд» не значится.
Разумеется, к ориентации молодежи на труд и учебу следует подходить дифференцированно: есть немало тех, кто настроен хорошо учиться и получить профессию. Среди молодых россиян, как отмечает Л.Г. Ионин, заметна доля тех, кто имеет желание и возможности следовать западному стилю «яппи» (young urban proffessionale) – молодых бизнесменов, обладающих подчеркнуто деловым имиджем и «набором достижительных признаков» – образованием, доходом и престижем [1].
Однако доля «российских яппи» выглядит достаточно скромной на фоне преобладающей части молодежи, предпочитающей найти применение своим «способностям» за пределами общественно-полезного труда, и эта тенденция вызывает серьезное беспокойство специалистов.
В системе общественного, артельного, кооперативного и т.д. производства, равно как и в семье, фактически отсутствует трудовая эстафета поколений, передача профессионального мастерства, навыков и приемов народных промыслов, старых ремесел и производства уникальных изделий. Секреты «старых мастеров» уходят из российской жизни вместе с ними. Исключение составляют те производства и ремесла, чья продукция рассчитана на «экспорт» или на «туристов».
Деформирование трудовой мотивации связано, на наш взгляд, и с ослаблением «трудовой ауры» в семье, с прекращением воспитания подрастающего потомства на примерах трудовых достижений семьи и рода. Размытой оказалась трудовая этика – с ее традициями, нормами, праздниками, даже «посвящениями» и обрядами. Раньше в семье гордились полученными наградами за труд, присвоенными почетными званиями, врученными от товарищей по труду (а не выигранными в «Поле чудес») подарками; молодые старались «держать марку», чтобы не уронить и не запятнать трудовую честь семьи.
Нам остается заключить, что если в российской семье и поддерживается трудовой дух, то во многом благодаря старшему и среднему поколениям. Результаты социологических опросов, наблюдений специалистов и сама практика повседневной жизни свидетельствуют о том, что именно люди зрелого и пожилого возраста относятся к труду как к социально-нравственной ценности.
Задача социализации каждого индивида в главной сущностной сфере жизнедеятельности и состоит в том, чтобы труд был осознан им как единственно приемлемый путь обеспечения личного и общественного процветания.
Характер отношений в сфере труда абсолютно зеркально отражает характер потребностей. Как деформирование трудовой мотивации породило устойчивую дефиницию «нетрудового образа жизни», так и заметный перекос, разбалансирование потребностей прочно увязываются с понятием «потребительского образа жизни».
Во‑первых, заметен «откат» ценностей от родительства, выразившийся либо в установках многих супружеских пар «пожить в свое удовольствие и не торопиться обзаводиться детьми», либо в стремлении родителей переложить заботу о детях на государство, школу, общество, «бабушек» – кого угодно, либо в ставшем обыденным явлением отказе матери от своего ребенка прямо в роддоме или сдаче младенца в «дом малютки».
Во‑вторых, слишком призрачна грань между праздностью («ничегонеделанием») и девиантным поведением, порожденная массовым вовлечением молодежи в сферу досуга и развлечений.
В‑третьих, заметно стремление молодого поколения избежать повторения трудного социального пути своих отцов и дедов: резкий отток «селян» в города вызван тягой к «легкой жизни», а преобладание «горожан» в сфере торговли и обслуживания – надеждой на «быстрое обогащение». И что удивительно, сами родители нередко потакают потребительским настроениям своих детей.
С переходом страны к рыночной экономике все названные выше параметры потребительского образа жизни семьи обозначились наиболее четко: зерна разъедающей потребительской психологии упали в подготовленную почву. Следует заметить, что в отечественном и зарубежном социально-философском знании под симптомами «потребительской болезни» подразумевается не потребление материальных благ как таковых, а созерцательно-пассивная установка индивида на потребление и использование того, что создано другими – без стремления к адекватному участию в восполнении и приумножении социальных благ.
То есть под потребительством понимается отсутствие «активно переделывающей практики», того «дерзания духа» (по А. Лосеву), который позволяет индивиду творчески преобразовывать действительность и одновременно развивать себя как личность.
В понятие потребительства входит также рассогласованность материального и духовного, когда у индивида включен только «потребительский счетчик», но отсутствует духовно-нравственный стержень.
Признаком потребительства является – по аналогии – отсутствие социальной вертикали. Потребительство, густо замешанное на индивидуализме и эгоцентризме, полностью безучастно к общественным делам и равнодушно к судьбам и проблемам окружающих. Запад испил эту чашу до дна, и мировое сообщество осознало необходимость «гуманизировать способ существования человека и образ жизни». Опросы современных студентов[1] показывают, что общественная значимость труда у современного студента в иерархии ценностей занимает самые низшие позиции (См. Табл.1)[4, с.68].
Таблица 1. «Основные ценности студентов, в %»
Ценности студентов |
Присвоенные ранги (в %) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Семейное благополучие |
41,6 |
25,4 |
10,0 |
6,7 |
4,8 |
8,6 |
2,9 |
Здоровье
|
25,5 |
23,0 |
11,3 |
9,3 |
14,7 |
11,8 |
4,4 |
Интересная работа |
11,3 |
17,2 |
27,5 |
19,6 |
13,7 |
8,3 |
2,5 |
Высокий доход
|
8,0 |
12,4 |
21,4 |
19,4 |
22,9 |
12,9 |
3,0 |
Возможность самореализации |
12,2 |
14,1 |
9,8 |
15,6 |
20,0 |
23,9 |
4,4 |
Престижная работа |
6,5 |
6,0 |
14,9 |
20,4 |
18,9 |
20,4 |
12,4 |
Общественно-полезный труд |
1,5 |
1,5 |
5,4 |
6,4 |
4,4 |
11,8 |
69,0 |
Итого: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Что касается современной российской ситуации, то наблюдаемая динамика образа жизни в сфере потребностей позволяет сделать следующее заключение:
– Либерально-рыночные отношения в обществе не способствуют возвышению потребностей россиян, все более дифференцируя граждан на тех, кто вынужденно оказался в плену «подножьих» (у «пирамиды Маслоу»), элементарных запросов, и тех, кто «самоактуализировался» в своем «статусном потреблении», не отягощаясь принципами нравственности и социального участия.
– Распространение потребительской психологии вовсе не безобидно и далеко не автономно по результатам воздействия на социальные субъекты. Потребительство, меркантилизм и индивидуализм способны «пойти в наступление» на духовные, нравственные основы жизни людей и тем самым подорвать силу «социального сцепления» (по П. Сорокину), которая обеспечивает единство, консолидацию и стойкость этноса, особенно в кризисных условиях. Потребительство разъедает основы российского менталитета.
– Семья является особой социально-этнической общностью и главным субъектом, хранителем российского менталитета, поэтому особую значимость приобретают призывы видных ученых И.В. Бестужева-Лады и А.И. Антонова к восстановлению семейного образа жизни.
Это означает восстановление потребности в родительстве, потребности в нестяжательстве – преобладании духовно-нравственных мотивов жизнедеятельности над материальными, потребности в труде, стремлении делать добро, оказывать посильную помощь нуждающимся, проявлять участие и заботу, поддерживать добрым словом так называемых «чужих», «посторонних» людей, а не только ближайших родственников и друзей, – и сделать это нормой повседневной жизни, а не атрибутами «дней благотворительности» и праздников.
Библиографический список
- Ионин, Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427.
- Немова, О.А. Трудовая ментальность современной студенческой молодежи: опыт качественного социологического исследования // О.А. Немова / European Social Science Journal, 2013, Т.1, №8 (35).- С.500-508.
- Немова, О.А. Пакина, Т.А. Проблемы социализации молодежи в условиях социально-экономической неопределенности / О.А. Немова, Т.А. Пакина // Вестник государственного университета управления. М., 2010. - С.31-32.
- Немова, О.А., Пакина, Т.А., Ретивина, В.В. Роль семьи в формировании трудовых установок студенческой молодежи /О.А. Немова, Т.А. Пакина, В.В. Ретивина / Монография. – Н Новгород: Поволжье. – 2013. – 150 с.
- Пакина Т.А., Немова О.А., Ретивина В.В. Трансляция трудовых ценностей в современной семье (по материалам социологического исследования) // Успехи современной науки, №12, Том 6, 2016.
- Рашковский Е.Б. Феномен семьи // Семья: духовные и общественные проблемы. М.: Центр книги Рудомино, 2011.
- Свадьбина Т.В., А.В. Любимова Современная семья: методология, проблемы, перспективы: Монография. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2005.