Проблема воспитания национального духовного опыта – одна из ключевых в социальной философии И.А. Ильина. Русский мыслитель был убеждён, что человек от природы свободен, если он способен самостоятельно мыслить. Без свободы человек расколот, беспомощен, зависим. Свобода – это не произвол, это очищение от чужеродных ограничений, от давления извне, от социального и политического низкопоклонства, это духовная самостоятельность, самодисциплина. Только свободный человек может мыслить, любить и веровать, он «приобретает возможность творить свой дух из материала своих способностей, талантов и страстей». Только самостоятельно мыслящий человек умеет ценить чужую мысль. Всё великое и истинное в жизни возникает из себя и через себя. Так преодолеваются духовные кризисы, так зарождается искусство, развивается наука, появляется любовь. Культура без свободы – это видимость одна. Принуждением свободу не заменить. Свободу человека подстерегает, во-первых, опасность её недооценки, и, во-вторых, злоупотребление свободой, ведущее к её утрате [1]. «Гнёт порождает тихое накопление сил; накопление сил пробуждает потребность в свободе – осмысление, притязания, волю; в дальнейшем воля диктует борьбу за свободу…» [2].
Анализируя культуру Запада, Ильин замечает, что она построена из «льда и камня». «Религия, искусство и наука здесь холодны и выдают эту холодность за достижения. Политика, техника, экономика, бизнес суровы и вменяют эту свою суровость себе в заслугу». С детства здесь внушают человеку, что сердце существует только для глупцов, совесть – достояние блаженных, вера изжила себя, она для наивных и непросвещённых, любовь – анахронизм, чуждый для современной жизни. Культивируется воля, соображения пользы, позабыты чувства. Современный человек хочет долго жить и наслаждаться жизнью, считает выгодным для себя отстраниться от проблем, спешит получить как можно больше удовольствий, жаждет власти, «он субъект без тормозов», он одержим завистью. Зависть толкает человека на борьбу против другого, народ против народа, партию против партии. Остаётся надеяться, что «одержимые отбеснуются и иссякнут, а вызванные ими страдания отрезвят людей, заставят образумиться». Современная цивилизация есть жадное стремление к неограниченной власти над плотью, а через тело – к обладанию душой [3].
Человек человеку – прохожий, или «запертый в сундук», или «деревянный шарик», который, ударяясь о другой, отскакивает в сторону, и каждый дальше катится по своей дорожке, стараясь как можно меньше обращать внимание друг на друга. Ильин писал, что люди скрывают свои истинные чувства, уподобляясь «запертому сундуку». Использовать для карьеры, тщеславия, полезности другого, а потом предать – это становится нормой. Жестокость в буднях, в отношениях заложена в жестокой и чёрствой культуре.
И.А. Ильин считал, что европеец живёт волей и рассудком, а русский человек –сердцем и воображением прежде всего, а потом – волей и умом. Русский человек всегда удивлялся другим народам, добродушно с ними уживался, ценил свободу духа выше формальной правовой свободы, не презирал другие народы. Самоутверждение не есть нападение, отстаивание своего не означает завоевание чужого. В работе «Родина и мы» Ильин писал: «Любить свою Родину умеет только тот, кто не умеет ненавидеть и презирать другие народы». Национальное обезличивание есть опасность и беда в жизни народа, в жизни человека. Ещё А.С. Пушкин говорил, что гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать – постыдное малодушие. Европейцы же понимают лишь то, что на них похоже, да и то искажая на свой лад. Последние мировые войны закрепили страх Европы перед Россией. Неизвестность всегда страшит.
Худшему извне можно противостоять только изнутри. «Современный человек должен понять, что судьба его зависит от того, что он сам излучает в мир». Человек и Родина – одно целое, живое тождество. Поэтому важно научиться смотреть на мир без духовного ослепления, без иллюзии, видеть сильные и слабые стороны своего народа, его историческое становление, своеобразие характера, политические, экономические, территориальные проблемы, структуру его духовного акта, всё, что свойственно ему и что ему недостаёт, видеть достижения и промахи других народов. Опасно примитивное самосознание, когда человек скован своим собственным самовосприятием, ему кажется важным и совершенным то, что он воспринимает в себе самом и для себя, и ничего больше не видит. В жизни некоторых народов это приводит к национальной спеси, самоупоению, национальному высокомерию, надменности, переоценке себя и недооценке других, но в действительности «каждый народ, как цветок Божий, обеспокоен тем, чтобы предельно раскрылась его соцветие и чтобы дивным благовонием вознаградить своего садовника. Но ни у одного цветка нет каких бы то ни было оснований считать себя главным в Божественном саду, презирая и заглушая собою других» [2].
Современный кризис – это кризис расколотого человека. Всеобщее равнодушие, расколотое сознание – это болезнь духа. Обрести цельность возможно благодаря сердечному созерцанию, совестливой воле и верующей мысли. Внутренняя и внешняя свобода доступны любому человеку, каждому необходима свобода выбора. Другое дело, как он им распорядится. Внешний мир неумерен в своих амбициях, современная жизнь является лишь видимостью жизни и деятельности. Зло превозносится, добро очерняется, нравственные ценности разнузданно обесцениваются. Чтобы противостоять этому, по Ильину, необходимо быть правым и действовать по правде, а не «казаться», «слыть» или «блистать», оставаться тем, что ты есть, поступать так, как считаешь нужным. Образование есть воспитание к самостоятельному созерцанию, мышлению, исследованию. Образование ведёт за собой свободу, свобода без образования – хаос. Ильин утверждал: воспитать – не означает сделать из ребёнка преуспевающего мошенника, а подразумевает сформировать твёрдого характером, цельного человека, пробудить в нём вкус к любви, добру, волю к совершенству, чувство ответственности. Проникнуть во внутренний мир ребёнка, пробудить в нём благородные силы, интерес и движение к новому, научить правильно оценивать свои поступки, предвидеть их последствия. Нужно научить ребёнка искусству жить, причём Ильин выступал против наказания в процессе воспитания. «Суровые наказания или сломают человека, или ожесточат. Мучительные наказания рождают палачей. Унизительные – делают из людей рабов».
Человек – это целый комплекс восприятий, основанных на чувственных ощущениях, мыслей, инстинктов, воли, жизни чувств, силы воображения. Воспитание и образование избавляют от дурных наклонностей, злобы и зависти, лицемерия и подлости, корысти и двуличия, жестокости и душевной ущербности. Воспитание силы духа, ума и чести необходимо, чтобы побеждать в жизни. «Довольные собой люди» равнодушны, не способны видеть зло и несправедливость. Очень важно воспитывать в ребёнке способность принимать, понимать, уважать идеи других людей, быть терпимыми по отношению к окружающим. Ты равен тому, кого понимаешь. Единство различных, неодинаковых делает общество сильнее. Порознь люди не представляют той ценности и силы, как вместе. Только так можно сберечь человеческое в человеке. Культура – соединение судеб каждого из людей и судьбы народа.
Народ и язык – неразделимые понятия. Культура народа – это, прежде всего, язык, на котором он говорит. Величие, неисчерпаемость, достоинства языка заключаются в способности ассимилировать слова других языков, оставаясь при этом национальным. Приобщение к культурным ценностям происходит при помощи языка. Примечательно, что в ответ на предположение, не датчанин ли он, В.И. Даль отвечал, что он думает по-русски, а кто на каком языке думает, тот к той нации и принадлежит.
В своих трудах И.А. Ильин неоднократно отмечал, что Родина – это духовная реальность, она воспринимается духовным опытом [4]. Если человек лишён его, он лишён и патриотизма. Воспитание детей есть пробуждение их интереса к национальному духовному опыту через создания человеческого духа: язык, песни, сказки, молитвы, жития святых и былины, поэзию, историю. Национальное воспитание даёт духовную гармонию и духовные силы. Русский язык сложился благодаря многогранности, противоречивости и мудрости народного характера, отсюда – обаятельная красота, сила, гибкость и живописность. Нет такой мысли, которую человек не мог бы выразить ясно и убедительно при помощи русского языка.
Слово уже в древности приравнивалось к самой жизни. Умение тактично, образно, выразительно говорить было мерилом социального положения, причиной почтительности и уважения. Слова человека суть его дела. Умение говорить – это искусство.
Слова способны поднять со дна памяти целый мир образов, представлений, чувств, воспоминаний. Каждое слово языка есть результат мысли, чувств, истории народа. Язык даёт человеку предпосылки для развития внутренних сил, свободы. Плохое владение языком – угроза личности. Человек не сможет определить и выразить своё мнение, не найдет понимания, не сможет общаться, свободно мыслить, принимать решения. Мы чувствуем, думаем, живём в языке. Он является результатом многовекового творчества народа, воплощением его активности, чувства прекрасного. Мир языка полон загадок и тайн, он вокруг нас.
Учить языку, родному слову – значит развивать духовные способности ребёнка. Родной язык срастается с личностью каждого. Если научить ребёнка пользоваться словом, – писал И.А. Ильин, значит, помочь ему стать свободным, искренним, глубоким, настоящим созидателем, научиться отличать существенное от несущественного, понимать объективную сущность мира [2]. Внутренняя сила, сила убеждения, сила характера может проявляться в зрелых, «действенно могучих словах», так как слово – уже есть дело, а истинная жизнь начинается с дела. В слове «слышится» целостность духа, нравственная сила. Человек волевой, человек дела свободен, не зависит от мнения людей. Культура народа есть совокупность дел во всех областях жизни. Являясь живой связующей нитью поколений, язык впитал в себя все лучшее; воплотил мировоззрение русского народа, отразил достижения его национального духа и культуры, например, язык фольклора – особый, неповторимый, в нём создаётся иллюзия живого голоса сказителя, то взволнованно-громкого, то тихо шепчущего, то спокойно-замедленного, то торопливого. Словесное искусство основано на тончайшем чувстве ритма: ритм порождает образы, создаёт красоту, движет композицией, обуславливает синтаксические конструкции. Каждая фраза – причудливый, искусный орнамент – дразнит фантазию, а языковой, творческий гений русского народа предстаёт в полном блеске и силе. Народ – волшебный художник слова. Чем глубже мысль, тем ответственнее форма – слово. Мелочи-подробности, повторы в сказке, например, создают волшебство, таинственность, музыкальность. Словесное богатство старинных памятников формирует у ребёнка воображение, творчество мысли. В преданиях и легендах сохраняется память прошлого, они подобны снам человеческим. Чтобы научиться хорошо писать, овладеть стихией языка, ясностью слога, ребёнку надо научиться читать книги так, чтобы прочитанное стало понятным и близким, осознать, что человеческое слово – большая сила.
Святыни бывают различные, но место языка среди них – особенное. По тому, как человек относится к своему языку, можно судить и о его культурном уровне, и о его гражданской ценности. Осознание общественной важности национального языка и тревога о его судьбе ведут к формированию целенаправленной языковой политики. В настоящее время одна из задач –это сохранение ценностей, основанных на языковой традиции, которая вышла из прошлого, живёт и продолжает служить нам. Язык – это не нечто неизменное, вечное, он имеет свои закономерности.
Людей объединяет язык, духовная культура. Это мост, по которому происходит сближение, взаимное признание и уважение. Язык, по словам И.А. Ильина, является фонетическим, морфологическим, ритмическим выражением души народа [5]. Изучив язык, можно оценить и понять особенности культуры, своеобразие национального созерцания мира. Во многих работах мыслитель подчёркивал многонациональный состав России, необходимость взращивания как русской, так и других российских национальных культур, отмечал дар русской души вчувствоваться и уважать самобытность иной культуры.
Библиографический список
- Бойко Л.А. Идея гегелевской методологии в осмыслении И.А. Ильина: диалектика интуитивно-феноменологического и спекулятивного моментов философствования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 5. С. 2-6.
- Ильин И.А. Взгляд в даль. Книга размышлений и упований // Собр. соч. в 10 т. Т.8. – М.: Русская книга, 1998. – 393 с.
- Баранов С.Т., Бойко Л.А., Бойко П.Е., Душина Т.В., Коцюба В.И., Лагунов А.А., Микеева О.А., Нижников С.А., Сербиненко В.В., Тихеев Ю.Б Метафизика социокультурного бытия в опыте русской философии // Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский государственный технический университет», НИИ Социально-гуманитарных проблем. Ставрополь, 2010.
- Бойко Л.А. Концепция государства И. А. Ильина как опыт спекулятивной методологии русской философии права // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. № 4. С.179 – 189.
- Бойко Л. А. Индивидуальность человека и духовная общность людей в философии И.А. Ильина // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия. 30 Адлерские чтения. Сборник статей всероссийской конференции. 2016. С.45 – 50.