В наши дни университет является значимым участником экономических отношений в регионе, в т.ч. способствуя инновационному развитию последнего. Это в особенности касается федеральных университетов, как показано в статьях М.А. Боровской, С.И. Колесникова, И.К. Шевченко и др. [1–6]. Целью настоящей работы является рассмотрение роли, которую Южный федеральный университет играет в инновационном развитии Ростовской области в свете новейшей статистической информации.
Ростовская область является экономически развитым регионом в составе Южного федерального округа, обладающим большим промышленным и аграрным потенциалом. На ее территории функционируют несколько крупных высших учебных заведений, включая федеральный университет, созданный 10 лет назад и имеющий при этом давние традиции [7–9],
В качестве материалов для нашего исследования использованы данные Росстата за 2013–2015 г.г., характеризующие инновационное развитие региона [10], а также информационные и отчетные материалы Южного федерального университета, находящиеся в свободном доступе. Методика исследования заключается в компиляции и анализе статистических данных и контент-анализе вышеуказанных информационных и отчетных материалов.
На протяжении рассматриваемого периода в Ростовской области имел место непрерывный рост объема инновационных товаров, работ, услуг в денежном выражении. Если в 2013 г. он составил 56 млрд. руб., то в 2014 г. – 69 млрд. руб., а в 2015 г. – 109 млрд. руб. [10]. Иными словами, прирост в 2014 г. оказался равным 13 млрд. руб. (23%), а в 2015 г. – 40 млрд. руб. (58%). В последние годы Южный федеральный университет активно позиционировал себя как драйвер инновационного развития региона [2]. Тот факт, что он определенно играет значимую роль в инновационном развитии Ростовской области, подтверждается его участием в соответствующих программах, проектах, инициативах. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты контент-анализа информационных и отчетных материалов. В этой связи логично полагать, что университет внес вклад в зафиксированный рост инновационной экономики Ростовской области. Важно также отметить, что этот рост сам по себе стимулирует соответствующую деятельность университета с учетом той основополагающей функции, которую они выполняют в инновационной экономике [1–6].
Безусловно, стоит оценить действительную вовлеченность федерального университета в инновационное развитие региона. Известно, что он участвует в формировании нескольких технологических платформ, выступает в качестве базового для крупных компаний, вовлечен в становление региональных кластеров и т.д. (подробная информация приведена в ежегодных отчетах о деятельности университета за последние годы). Следовательно, университет действительно обладает значимыми ресурсами для инновационного развития региона.
Анализ изменения объема инновационных товаров, работ, услуг в денежном выражении за несколько лет требует учета фактора инфляции. При ее высоком уровне рост объемов может оказаться мнимым. Согласно данным Росстата [10], индекс потребительских цен за 2014 г. составил 111,4%, а за 2015 г. – 112,9%. Следовательно, инфляция была значительной, однако меньшей, чем прирост объема инновационных товаров, работ, услуг. Таким образом, она оказывается не настолько большой, чтобы поставить под сомнение корректность сделанных выше заключений.
В целом, оказывается возможным сделать следующие выводы. Во-первых, федеральный университет способствует инновационному развитию Ростовской области. Во-вторых, усиление этого развития стимулирует вовлеченность университета в инновационную экономику региона. В-третьих, даже при сравнительно высоком уровне инфляции потенциал университета в инновационном развитии региона не вызывает сомнений. В качестве перспектив для дальнейших исследований по данной теме можно обозначить расширение временного диапазона анализируемых данных и проведение сравнений с деятельностью федеральных университетов в других регионах России.
Библиографический список
- Боровская М.А. Научно-образовательные приоритеты в развитии Южного федерального университета // Высшее образование в России. 2015. № 8–9. С. 82–86.
- Боровская М.А. Южный федеральный университет как драйвер инновационной научно-образовательной среды региона // Высшее образование в России. 2014. № 1. С. 57–63.
- Боровская М.А. Южный федеральный университет и образовательное пространство Юга России // Гуманитарий Юга России. 2012. № 3. С. 12–22.
- Боровская М.А., Шевченко И.К., Развадовская Ю.В., Федотова А.Ю. Идентификация кластера с учетом сравнительных преимуществ региона на примере Южного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 35. С. 2–16.
- Колесников С.И. Мегапроект Южного федерального университета // Высшее образование в России. 2015. № 8–9. С. 105–108.
- Полякова Ю.Н., Шевченко И.К. Программно-проектные технологии управления комплексом междисциплинарных исследований в образовательных организациях // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 1. С. 80–87.
- Пушкаренко А.А., Тоценко Л.Т. Летопись университетской жизни. Часть IV (1941-1945 гг.). Ростов-на-Дону, 2007. 176 с.
- Пушкаренко А.А., Тоценко Л.Т. Летопись университетской жизни. Часть V (1946-1950 гг.). Ростов-на-Дону, 2014. 273 с.
- Пушкаренко А.А. Летопись университетской жизни. Часть VI (1951-1955 гг.). Ростов-на-Дону, 2016. 170 с.
- Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156.