ПУБЛИЧНЫЕ И НЕПУБЛИЧНЫЕ КОМПАНИИ: ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Бочарова Ирина Юрьевна
Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт менеджмента, экономики и инноваций»
д.э.н., заведующий кафедрой экономики и финансов

Аннотация
В статье рассматриваются акционерные общества как институт мобилизации общественного капитала. В работе выделены основные признаки и специфические особенности рассматриваемой типологии компаний. Определена динамика функционирования публичных и непубличных компаний.

Ключевые слова: компания, корпоративное управление, непубличное акционерное общество, публичное акционерное общество, фондовый рынок.


PUBLIC AND NON-PUBLIC COMPANIES: ECONOMIC AND FINAN-CIAL FEATURES OF FUNCTIONING

Bocharova Irina Yur’evna
Institute of Management, Economics and Innovation
Dr Sc (Economics), Head of the Department of Economics and Finance

Abstract
The article considers the joint stock companies as an institution to mobilize public capital. The paper identifies the main features and specific features of the typology of companies. Тhe dynamics of the functioning of public and non-public companies is determined.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Бочарова И.Ю. Публичные и непубличные компании: экономико-финансовые особенности функционирования // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/23189 (дата обращения: 01.11.2024).

Рассмотрение акционерных обществ как института мобилизации общественного капитала, в основном, происходит по отношению к компаниям, акции которых находятся в свободном обращении. С 01.09.2014 г. в Гражданский кодекс РФ введено понятие публичных и непубличных акционерных обществ [1, 2, 3]. Федеральный закон № 210-ФЗ уточняет порядок признания акционерного общества в качестве публичного и непубличного [4]. Публичным акционерным обществом (ПАО) признается: 1) акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются в виде открытой подписки или публично обращаются на условиях, установленных законодательными нормами о ценных бумагах; 2) акционерное общество, созданное до 01.09.2014 и после этой даты, и указавшее в своем уставе и в фирменном наименовании, что оно является публичным. Все остальные компании признаются непубличными акционерными обществами (НАО). Непубличным также является общество с ограниченной ответственностью.

Выделим следующие основные признаки ПАО: публичное обращение ценных бумаг; публичное размещение ценных бумаг; наличие в фирменном наименовании акционерного общества термина «публичное акционерное общество» или «ПАО».

Экономико-финансовую специфику функционирования публичных и непубличных компаний проследим по следующим признакам:

1)       характер размещения и обращения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции компании: в ПАО акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, размещаются публично путем открытой подписки или публично обращаются на условиях, установленных законодательными нормами о ценных бумагах; в НАО − не могут размещаться посредством открытой подписки или другим образом предлагаться для приобретения неограниченному кругу лиц;

2)      обязанность раскрывать информацию и транспарентность компании: ПАО обязано раскрывать публично информацию, предусмотренную законом, обеспечивая эффективную бюджетно-финансовую и налоговую политику [5, 6, 7]; НАО − не обязано или может предоставлять информацию в неполном виде;

3)      органы управления компании: в ПАО образуется коллегиальный орган управления общества (наблюдательный совет или совет директоров), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации (ГК РФ ст.65.3). Число членов коллегиального органа управления не может быть менее 5 (ГК РФ ст. 97). Высшим органом корпорации является общее собрание участников, на котором обсуждаются вопросы, относящиеся к его компетенции в соответствии с законодательством и направленные на развитие практики корпоративного управления [1, 8, 9, 10]. НАО может передавать часть вопросов, подлежащих рассмотрению общим собранием, коллегиальному органу. НАО вправе заменить коллегиальный управляющий орган единоличным, а также вносить ряд изменений в компетенцию органов управления. Общее собрание способно самостоятельно решать вопросы, которые не предусмотрены законом и отражены в уставе;

4)      фирменное наименование компании: устав и фирменное наименование ПАО содержит указание на то, что общество публично (ГК РФ ст. 66.3) [1]; НАО вправе не указывать понятие «непубличное»;

5)      ведение реестра держателей акций компании: обязанности по ведению реестра акционеров ПАО и исполнение функций счетной комиссии осуществляется организацией, имеющей предусмотренную законодательством лицензию (ГК РФ ст. 97. п.4) [1]; в НАО − может осуществляться самим обществом (при наличии лицензии на данный вид деятельности) или передаваться организациям, имеющим лицензию;

6)      подтверждение протоколов собраний акционеров: в ПАО осуществляется реестродержателем; в НАО − реестродержателем или нотариусом;

7)      ограничение на количество акций, принадлежащих одному акционеру компании: в ПАО не может быть ограничено количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (ГК РФ ст.97. п.5) [1]; в НАО ограничение может быть предусмотрено уставом предприятия;

8)      согласие на отчуждение акций компании: в ПАО не предусмотрена необходимость получения согласия на отчуждение акций этого общества (ГК РФ ст.97. п.5) [1]; в НАО − может быть предусмотрено уставом общества;

9)      раскрытие корпоративных договоров: корпоративные договоры, заключенные в ПАО должны раскрываться; в НАО достаточно уведомления общества о факте заключения такого договора;

10) минимальный размер уставного капитала компании: ПАО – 100 тыс.руб.; НАО – 10 тыс.руб. (ФЗ «Об акционерных обществах» ст.26) [3].

В современной практике хозяйствования число российских компаний, выполняющих требования по раскрытию информации для участников фондового рынка, продолжает сокращаться из-за изменений корпоративного законодательства, требований Банка России [5, 7]. Число компаний, которые раскрывают какую-либо отчетность, снизилось в 2015 году до 10427 предприятий по сравнению с 14327 компаниями в 2014 г. Согласно официальной информации, число публичных компаний в России составляет 1327. Однако часть компаний пока не внесли изменений в устав о своем публичном статусе, но по-прежнему раскрывают ежеквартальные отчеты и публикуют существенные факты на лентах агентств. Деятельность данных компаний охватывает различные сферы – промышленность, аграрный сектор и другие, различные масштабы производства и направлена на реализацию лучшей практики корпоративного управления, обеспечение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой политики [11, 12, 13]. Согласно числа опубликованных ежеквартальных отчетов, эмитентов осталось около 2700 [14].

Таким образом, в Гражданском кодексе Российской Федерации отмечается, что акционерное общество относится к категории коммерческих организаций, основанных на объединении капиталов. Классификация публичных и непубличных компаний по ряду признаков способствует раскрытию особенностей функционирования компаний и отражает динамику сокращения численности вследствие нормативных и корпоративных изменений.


Библиографический список
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 03.07.2016).
  2. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ». 12.05.2014. № 19, ст. 2304.
  3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах».
  4. Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
  5. Бочарова И.Ю. Раскрытие информации и транспарентность компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 7. С. 9-15.
  6. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие/А.Ю. Рыманов. М.: ИНФРА-М, 2007. 334 с. (Высшее образование).
  7. Рыманов А.Ю. Модели противодействия злоупотреблениям в налоговой сфере // Финансы. 2007. № 4. С. 32-36.
  8. Бочарова И.Ю. Эффективность деятельности совета директоров в системе корпоративного управления российских компаний // Финансы и кредит. 2011. № 28 (460). С. 64-71.
  9. Бочарова И.Ю. Вознаграждение топ-менеджмента корпораций в условиях кризиса // Финансы и кредит. 2009. № 16 (352). С. 6-10.
  10. Рыманов А.Ю. Развитие теории корпоративного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2012. № 5. С.182-185.
  11. Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка российских сельскохозяйственных товаропроизводителей // Налоги-журнал. 2011. № 3. С. 23-27.
  12. Рыманов А.Ю. Проблемы функционирования специального налогового режима в аграрном секторе.//Финансы и кредит. 2003. № 11 (125). С. 44-47.
  13. Рыманов А.Ю. Совершенствовать аренду сельхозугодий // АПК: экономика, управление. 2003. № 4. С.41-45.
  14. Число публичных компаний продолжает снижаться. // Вестник центра раскрытия корпоративной информации. 2016. Вып. 6. С. 22.


Все статьи автора «Бочарова Ирина Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: