ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Сёмина Ксения Андреевна
Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Аннотация
В статье обсуждаются вопросы патриотического воспитания умственно отсталых школьников средствами музейной педагогики в условиях инклюзивного обучения. Анализируется коррекционно-развивающий потенциал музейной педагогики в школьном возрасте. Представлен практический опыт работы по воспитанию патриотических чувств у умственно отсталых школьников с помощью школьного литературно-краеведческого музея. Обоснована значимость нравственно-патриотического воспитания средствами музейной педагогики для развития потенциальных возможностей умственно отсталых детей.

Ключевые слова: инклюзивная школа., музейное образование, патриотизм, патриотическое воспитание, умственно отсталые школьники


PATRIOTISM EDUCATION OF MENTALLY RETARDED STUDENTS BY MEANS OF MUSEUM PEDAGOGICS

Semina Ksenia Andreevna
Saratov State University

Abstract
In article questions of patriotic education of mentally retarded school students by means of museum pedagogics in the conditions of inclusive training are discussed. The correctional developing potential of museum pedagogics at school age is analyzed. The practical experience of work on education of patriotic feelings at mentally retarded school students by means of school literary museum of local lore is presented. The importance of moral and patriotic education by means of museum pedagogics for development of potential opportunities of mentally retarded children is proved.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сёмина К.А. Воспитание патриотизма умственно отсталых школьников средствами музейной педагогики // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/22726 (дата обращения: 24.02.2024).

Проблема патриотического воспитания умственно отсталых школьников является весьма актуальной, теоретически и практически значимой в современных условиях [1].

Исследования практики патриотического воспитания умственно отсталых школьников имеет важное значение для их позитивной социализации [2], формирования мотивации учения у данной категории обучающихся [3], развития личностного потенциала [4].

Становление личности  подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, формирующей жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Воспитание берет свое начало там, где родился человек, прошел свое духовное и нравственное становление. Для формирования патриотизма с малых лет  ребенок должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего родного края и помнить о прошлой жизни своих предков.

Дети с умственной отсталостью в связи с нарушением интеллекта и личностной незрелостью сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности [5]. Эмоциональная сфера личности умственно отсталых детей отличается поверхностным характером, неустойчивостью, полярностью эмоциональных проявлений, несформированностью высших, духовных чувств. В связи с имеющимися нарушениями обучение и воспитание умственно отсталых детей требует применения специальных методов и средств, обеспечения особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Развитие  интереса к истории родного края  произведениям различных поэтов, художников – одна из важных задач развития и воспитания детей с умственной отсталостью. Для данной категории обучающихся нравственное, этическое и эстетическое воспитание играет важную роль в становлении личности, формировании коммуникативных качеств, позитивной социализации и адаптации в обществе.

Патриотическое воспитание в процессе обучения умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Еще К.Д. Ушинский [6] отмечал, что  патриотизм выступает не только в качестве важной задачи воспитания, но и могучего педагогического средства развития личности, борьбы с вредными привычками и наклонностями. Патриотизм рассматривается В.С. Горбуновым  как любовь к Родине, интегрированная социально-нравственная сущность, объединяющая весь спектр мироощущений, возникающей в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности [7].

Одним из средств воспитания патриотизма является работа детей в литературно-краеведческом музей, созданном при школе. В литературно-краеведческом музее СОШ п. Дубки учащиеся осуществляют поиск и  хранение информации, связанной с историей жизни поэтов и художников

г. Саратова и Саратовской области. В условиях инклюзивного образования в школе в работу в музее активно включаются дети с умственной отсталостью. В процессе общения и деятельности в школьном музее у учащихся формируется чувство ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордость за свое Отечество, школу, семью и др.

Музейное образовательное пространство позволяет обеспечить развития различных сторон психики школьников с умственной отсталостью и решает следующие задачи:

- социально-коммуникативное развитие (искусство является средством реабилитации ребенка, в процессе музейной коммуникации происходит развитие  вербальных и невербальных средств общения);

- эмоциональное направление (осуществляется развитие духовного потенциала личности школьника, воспитание культуры чувств посредством приобретения опыта эмоционального реагирования на произведения искусства);

- эстетическое направление (ребенок приобщается к миру искусства через социокультурную среду музея, происходит пробуждение интереса, развитие художественного восприятия, образного мышления, эстетических оценок);

- историко-художественное направление (ребенок вовлекается в художественно-эстетическую деятельность, получает возможность создания прекрасного своими руками);

- патриотическое направление (формируется ценностное отношение к культурно-историческому наследию региона).

Ценным в музейном образовании и воспитании, с точки зрения решения задач социализации и развития детей с умственной отсталостью, является то, что происходит не только передача конкретного содержания, но и создание специальных условий, в которых ребенок получает возможность выбирать свой вид деятельности исходя из собственных предпочтений и интересов, самостоятельно искать пути решения какой-либо проблемы, в ходе обзорных и ознакомительных занятий, наравне со своими сверстниками выступать перед гостями литературно–краеведческого музея, участвовать в создании разных проектов и их дальнейшей защите перед членами жюри или комиссии.

В музее представлено творчество художников и поэтов г. Саратова. Всех учащихся школы знакомят на обзорных занятиях со стендами, которые посвящены Б.И. Давыдову, Н.И. Леденцову, Е.М. Рязанову, Н.Е. Палькину, К.А. Федину и др. Проводятся различные выставки, приуроченные к юбилеям, праздникам. Так, готовя проект ко дню рождения Н.Е. Палькина (известного поэта и патриота своего родного Саратовского края), ученики с умственной отсталостью рассказывали об истории жизни поэта и его творчестве, исполняли песни на его стихи.

Таким образом, дети с умственной отсталостью могут полноценно участвовать в школьной жизни, раскрывать свой творческий потенциал в деятельности в литературно-краеведческом музее. С помощью литературно-краеведческого музея у учеников данной категории развиваются мыслительные процессы, обогащается словарный запас, они становятся более внимательными и усидчивыми. Они начинают проявлять интерес к история родного края, изучать литературные произведения соотечественником, у них обогащаются представления о родной земле.


Библиографический список
  1. Рудзинская Т.Ф., Мещерякова И.Ю. «Педагогика патриотизма»: психологическая ретроспектива // Образование в современном мире: сборник научных статей. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета, под ред. проф. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2016. С. 83-86.
  2. Шипова А.В. Культурные практики как средство социализации ребенка //  Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход.. Москва, 2016. С. 183-189.
  3. Шипова Л.В., Кухарчук О.В. Проблема мотивации учения умственно отсталых школьников в специальной психологии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 355-357.
  4. Петряева Л.Н., Шипова Л.В. Особенности эмоционального развития умственно отсталых школьников разных возрастных групп // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 2. С. 147-153.
  5. Вопросы специальной психологии / Шипова Л.В., Георгица Е.А., Георгица Н.В., Гринина Е.С., Бурмистрова Е.Д., Кухарчук О.В., Акименко А.К., Польская Н.А., Лысенко Е.М., Лысогорская М.В. Учебное пособие / Саратов, 2009. 272 с.
  6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. Т. 2. С. 157-160.
  7. Горбунов В. С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход // Воспитание школьников. 2010. № 1. С. 1-5.


Все статьи автора «Сёмина Ксения Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: