Российская Федерация сегодня является одним из центров мировых миграционных потоков, которые стимулируют развитие политики межкультурализма. Если совсем недавно и для России, и для мира в целом самым распространенным видом миграции являлась экономическая, то сегодня мы столкнулись с последствиями непредсказуемой и неорганизованной миграции на фоне военных, социально-политических, межконфессиональных и межнациональных конфликтов.
В связи с печально известными событиями на востоке Украины активизировалась миграция из Украины в 2015 году в Россию. Россия и другие страны СНГ популярны среди украинцев потому, что предоставляют помощь и поддержку. К сожалению, в самопровозглашенных республиках ДНР и ЛНР практически нет возможности получать высшее образование. У молодежи два пути: идти воевать или уехать в другую страну учиться. В результате у молодежи может появиться возможность построить себе достойное будущее благодаря поддержке России.
В РФ в 2015 году переселилось около миллиона украинцев. Главная тому причина – отсутствие бюрократических преград к въезду. В данных условиях для России важным становится сохранение ядра русской культуры и при этом использование потенциала, заложенного в культурах других национальностей. Президент РФ В.В.Путин на встрече с лидером ЛДПР Владимиром Жириновским заявил: «Мы должны добиться от мигрантов безусловного уважения наших законов, обычаев, культуры регионов, куда они приезжают. Это многоплановая, сложная задача”.
Решением существующей проблемы является создание государственной системы по адаптации мигрантов, особенно в сфере образования. Отдельно следует отметить, что вузы страны создали все необходимые условия для обучения студентов-мигрантов в России. В 2014 году Минобрнауки РФ выделило квоту 16 федеральным университетам на 2506 бюджетных мест для абитуриентов — беженцев из Украины. Министерство направило в эти вузы письмо с рекомендациями по приему, где сказано, что всем поступающим в обязательном порядке должно быть предоставлено жилье вплоть до момента зачисления в учебное заведение.
Культурная и социальная адаптация студентов-мигрантов – это не менее сложная и многоаспектная задача. Такие студенты испытывают нетипичные сложности в ходе адаптации. Эти сложности обусловлены, в частности, тем, что у студента отсутствует первоначальная готовность к переезду, и, следовательно, отсутствует положительная мотивация смены места проживания.
С процессами социализации личности и консолидации общества связаны проблемы формирования субъектности. В этом контексте региональный компонент образования рассматривается как эффективное средство социализации студенчества и выработки у молодёжи ценностных детерминант [1; 2].
В.А. Петровский точно сформулировал четыре базовые характеристики субъекта:
1) субъект – целеустремленное (т.е. целеполагающее и целедостигающее) существо: иначе ни о каком воспроизводстве речи нет и быть не может;
2) субъект – рефлексирующее существо, обладатель образа себя, иное немыслимо, так как самопроизводство предполагает образ того, что должно быть воспроизведено;
3) субъект – есть свободное существо (никто, кроме его самого, не отвечает за процесс, не направляет его и не заключает о том, что все завершилось или должно быть продолжено);
4) субъект – развивающееся существо, ибо ему приходится действовать в изменчивой, непредсказуемой среде, и по этой причине воспроизводству подлежат новые, обозначившиеся на предшествующем шаге активности, условия и способы самовоспроизводства [1, с. 86].
Все эти характеристики четко проявляются лишь при деятельностном подходе к социализации личности. Исследователь Агеева Н.А. пишет: «В процессе социализации важно формировать у молодежи восприятие целостной картины мира и определения своей роли в ней. Это возможно посредством принятия индивидом активных жизненных позиций: 1) ценителя красоты, 2) почитателя традиций предков, 3) творца своей жизни, 4) созидателя благ общества, 5) исследователя биосферы и космоса, 6) избавителя от горя, болезней и смерти, 7) хранителя жизни на Земле» [4, с. 106 ].
Трудности социализации студентов-вынужденных мигрантов отличны по содержанию от трудностей как российских студентов, так и обычных иностранных студентов. Ведь студент, вынужденный приехать в другую страну на обучение по причине военного конфликта, значительно отличается, к примеру, от студента из Индии, который сознательно выбрал Россию для обучения в вузе с целью получения профессии врача. В целом этапы адаптации таких студентов к новой языковой, социокультурной и учебной среде таковы: 1) вхождение в Российскую студенческую среду; 2) усвоение основных норм интернационального коллектива, выработка собственного стиля поведения; 3) формирование устойчивого положительного отношения к будущей профессии, преодоление «языкового барьера», усиление чувства академического равноправия [28; 29; 32]. На примере работы со студентами из ДНР и ЛНР было отмечено, что студенты–вынужденные мигранты делятся на две группы – те, кто не афиширует свое положение вынужденного мигранта и те, кто упоминает свой статус при каждом удобном случае, иногда даже пытаясь извлечь некую выгоду из этого факта.
Необходимо привлекать студентов-мигрантов к активному участию в мероприятиях, проводимых как РостГМУ, так и другими вузами: «День первокурсника», КВН, спортивные и творческие секции, концерты и научные конференции [14; 22; 23; 25].
Особое внимание должно быть уделено таким внеаудиторным видам деятельности, как волонтерское движение и учебная экскурсия как способам формирования у молодежи активной гражданско-правовой позиции, поскольку включение студентов в различные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей и формирования нравственных качеств личности [21; 24; 26]. Исследователь Шаповал Г.Н. придает большое значение формированию здорового образа жизни в процессе воспитания и обучения студентов-медиков [9; 15; 16; 17; 20; 27]. Эта работа особенно значима в свете принятия Госпрограммы по патриотическому воспитанию на 2016—2020 гг.
В условиях инновационного общества и мобильности образовательных процессов на повестку дня выходит проблема активизации познавательного интереса у иностранных студентов, проходящих обучение в России. Учебные экскурсии играют большую роль в организации личностно развивающего культурно-образовательного пространства иностранных студентов, а приобщение к российской культуре иностранных студентов через проведение экскурсий и различной тематики групповых поездок является действенным рычагом их адаптации [30; 31; 33].
Возрожденный во многих вузах институт кураторства с целью организации воспитательной работы со студентами предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима иностранным студентам и особенно студентам-мигрантам, приехавшим в Россию вследствие военных конфликтов на территории Украины, Донецкой и Луганской народных республик. Преподаватель, выполняющий функции куратора студенческой группы, – это посредник между студентами-мигрантами и новой, а потому сложной для них действительностью. Существенное значение влияние педагога приобретает сегодня в рамках современной социокультурной ситуации, которую чаще всего определяют через понятие «кризис». Кризисные явления обнаруживаются в современной культуре, теоретическом мышлении, массовом и индивидуальном сознании, т.е. кризисные явления наблюдаются во всех сферах существования человека, что в свою очередь порождает такой феномен, который сегодня называют «кризис идентичности» [13, с. 222]. В подобных условиях без какого-либо авторитетного руководителя, без определенных стандартов студент тяжело интегрируется в общественные и профессиональные отношения [12, с. 20].
Профессиональная роль куратора предполагает сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых способствует успешному выполнению данных профессиональных обязанностей и влияет на стиль исполнения роли куратора. Зачастую именно личность преподавателя является решающей при выборе выпускником области его последующей врачебной специализации. Студент, и особенно студент-мигрант воспринимает куратора как старшего товарища, готового прийти на помощь в любых жизненных ситуациях. С укреплением единства и взаимопонимания в студенческой группе возрастает эффективность обучения, закладываются навыки и привычки профессионального поведения [10; 18; 19].
Безусловно, внеклассные мероприятия, организованные преподавателем как носителем культуры, ретранслятором знаний, являются одним из значимых направлений духовно-нравственного воспитания будущих медицинских работников, так как проведение благотворительных акций, уход за тяжелобольными детьми, забота о ветеранах Великой Отечественной войны и труда, участие в компаниях по сдаче донорской крови учит милосердию, способности осознать, что кому-то может быть хуже, чем тебе, способности сопереживать чужую боль, способствует обучению молодых людей новым формам поведения, воспитывает личность, устойчивую к стрессам, способную самостоятельно и эффективно строить свою жизнь [9].
Знакомство студентов-мигрантов с историей нашей страны, с русской религиозной философией и приобщение их к морально-нравственному наследию отечественной медицины также будет способствовать скорейшей адаптации студентов, их нравственному воспитанию и развитию национального самосознания, самоидентификации и самодетерминации личности, что, в конечном счете, приведет к трансформации нравственного сознания в нравственное отношение, а затем в конкретные дела на благо медицины [3; 5; 6; 7; 8; 11].
В заключении хотелось бы отметить, что совершенствование качества образования, наличие четкой профессиональной мотивации, организация процесса адаптации иностранных студентов к учебной деятельности в новой социокультурной среде должны стать частью политики в области образования. Эффективное решение обозначенных проблем адаптации к образовательному процессу будет, в конечном счете, способствовать формированию положительного имиджа страны в мировом интеллектуальном и политическом сообществе.
Библиографический список
- Агеева Н.А. Проблема субъектности в контексте научно-технологического развития // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 85–93.
- Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
- Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
- Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
- Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
- Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
- Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
- Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
- Агеева Н.А. Профилактика алкоголизма и наркомании как неотъемлемая часть работы по формированию доминант здорового образа жизни у россиян // Современные научные исследования и инновации. – 2016. -№ 3 (59). – С. 711–720.
- Агеева Н.А., Толмачев В.Г. Учет социокультурных и психофизических особенностей пациента в процессе подготовки и переподготовки медицинских кадров // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1 (11). – С. 53-55.
- Жолобова И.К., Шаповал Г.Н. Актуальные проблемы социальной и профессиональной ответственности ученого // Гуманитарные и социально-экономические науки. -2016. -№ 1 (86). – С. 17-21.
- Иващенко А.П. Духовный кризис и этническая идентичность // Социальные и гуманитарные науки: теоретические и прикладные исследования. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону, – 2013. – С. 19–22.
- Иващенко А.П. Значение этнической идентичности в современных социокультурных условиях //Актуальные вопросы современной науки. – 2013. – № 26. – С. 213-222.
- Карташова Е.А. Актуальные вопросы профилактики стрессов в студенческой среде медицинского вуза // В сборнике: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016. – С. 120-124.
- Карташова Е.А. Сравнительная оценка молекулярных эффектов цитопротекторов в комплексной терапии ишемической болезни сердца / Е.А. Карташова // Российский кардиологический журнал. – 2009. – Т. 79. – № 5. – С. 62–67.
- Карташова Е.А. Сравнительная оценка эффективности и безопасности триметазидина и милдроната в комплексной терапии ишемической болезни сердца. диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук // ГОУВПО «Ростовский государственный медицинский университет». Ростов-на-Дону,- 2009. – 158 с.
- Карташова Е.А. Сравнительная оценка эффективности и безопасности применения триметазидина и милдроната в комплексной терапии ишемической болезни сердца // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Ростовский государственный медицинский университет. Ростов-на-Дону, 2009.
- Карташова Е.А. Эффективность коммуникативной стратегии врача-кардиолога в лечении пациентов разного возраста. // В сборнике: Теория и практика приоритетных научных исследований, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2016. – С. 57-61.
- Карташова Е.А. Эффективность персонализированной терапии в рамках терапевтического сотрудничества при лечении пациентов разного возраста // В сборнике: Наука сегодня: проблемы и пути решения, материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2016. – С. 78-80.
- Карташова Е.А., Кастанаян А.А., Нажева М.И., Жулитов А.Ю., Железняк Е.И. Эффективность применения тиотриазолина в комплексной терапии ишемической болезни сердца // Кардиоваскулярная терапия и профилактика.- 2016. – Т. 15. - № 3.- С. 25-30.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Роль познавательно-развивающего туризма в процессе социализации студентов-медиков. // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - № 2 (58). – С. 577-581.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Социализирующий потенциал внеаудиторной деятельности студента-медика. // Современные научные исследования и инновации. – 2016.- № 2 (58).- С. 689-692.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Средства и формы социальной активности студентов вуза. // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - № 1 (57). – С. 698-704.
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Социокультурная деятельность контексте профессиональной социализации студентов российских вузов //
Universum: общественные науки.- 2016.- № 6 (24).- С. 4. - Толмачев В.Г. Здоровый образ жизни в контексте осознанного выбора человека // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 427-431.
- Толмачев В.Г. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 423-426.
- Шаповал Г.Н. Компетентностный и биоэтический аспекты аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов-медиков. В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 163-166.
- Шаповал Г.Н. Роль коммуникативной компетенции в ходе профессиональной подготовки иностранных студентов-медиков // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 3-12. – С. 144–147.
- Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
- Шаповал Г.Н., Карташова ЕА. Формирование патриотического сознания через призму пропаганды здорового образа жизни среди студентов-медиков // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 381-385.
- Shapoval G.N. Foreign medical students adaptation in the conditions of humanization and humanitarization of higher education // Научный альманах стран Причерноморья. -2016. – № 1 (5). – С. 41-43.
- Shapoval G.N. Role of cognitive-developing tourism in the process of medical students’ socialization // Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 1.– С.108-113.