ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ГЕРМАНИИ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Хубеев Тимур Рафаэлевич
Башкирский государственный университет
Институт экономики, финансов и бизнеса

Аннотация
Данная статья посвящена описанию особенностей подготовки государственных служащих в Германии и России. Кроме того, проводится общий анализ и сравнение подготовки государственных служащих в двух странах.

Ключевые слова: государственная служба, государственные служащие, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия.


FEATURES TRAINING OF CIVIL SERVANTS IN GERMANY AND RUSSIA: A COMPARATIVE ANALYSIS

Khubeev Timur Rafaelevich
Bashkir State University
Institute of Economics, Finance and Business

Abstract
This article describes the features of the training of civil servants in Germany and Russia. In addition, a general analysis and comparison of training of civil servants in the two countries gives.

Keywords: public officials, public service, the Federal Republic of Germany., the Russian Federation


Рубрика: Политология

Библиографическая ссылка на статью:
Хубеев Т.Р. Особенности подготовки государственных служащих в Германии и России: сравнительный анализ // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/03/19268 (дата обращения: 23.02.2024).

Анализ процессов подготовки государственных служащих является ключевым для понимания существующего состояния и перспектив развития любой государственной системы.

Специфика подготовки сотрудников государственной службы в Германии фиксируется особым статусом государственного служащего и условиями его продвижения по службе. Чиновник в Германии становится обладателем пожизненного статуса и является представителем особого сословия.

В Германии существует ряд высших учебных заведений, которые готовят будущих государственных служащих. Самыми известными вузами являются: Федеральная высшая школа государственного и муниципального управления в Берлине, а также Федеральная академия государственного управления Министерства внутренних дел, кроме того существует множество других земельных (местных) учебных заведений. В Федеральной высшей школе функционируют следующие факультеты: администрации, общественной безопасности, внешних отношений, социального страхования, администрации Бундесвера, почты. Перечисление факультетов дает представление о том, что понятие «Госслужба» в Германии имеет очень широкие рамки, и подготовка госслужащих охватывает широкий круг отраслей, принадлежащих государству. Обучение в Федеральной школе длится 3 года, из них полтора года занимает теория, остальные полтора года – практика на местах. В Германии функционирует 314 вузов, 26 из них занимаются подготовкой будущих госслужащих и это 3-5% от общего количества студентов в Германии.

Наряду с вузами, осуществляющими первичную подготовку госслужащих высшего ранга, существует система учебных заведений, в которых осуществляется повышение и переучивание действующих чиновников. Главную роль в этой системе занимает Федеральная академия государственного управления при Министерстве внутренних дел Германии и базируется она в городе Бонн. Спектр занятий охватывает следующие направления:

- заменяющие курсы, в рамках которых проводится углубленная подготовка по сопредельными видам деятельности (например, юристы изучают экономику, а экономисты – юриспруденцию);

- курсы подготовки чиновников высшего ранга, которые начнут работать на руководящих постах, или по специальным программам земель;

- целевые семинары связанные с работой в международных организациях;

- курсы и семинары в связанные с функционированием фондов (Европейское сообщество, Международный фонд развития и т.д.)

Курсы повышения квалификации каждый год проходят более 10 тысяч человек. Обучение направлено не на простую передачу знаний, а на формирование определенного образа мышления и поведения, характерного для определенного ранга госслужащего. Особый упор делается на практику на местах, в том числе и в зарубежных странах. Следовательно, подготовка и переподготовка госслужащих в Германии представляет собой сложный алгоритм процесса обучения.

Процесс подготовки госслужащих в РФ в теории не настолько сильно отличается от Германии, чтобы выводить его в отдельную классификацию. Он представляет собой процесс обучения знаниям, умениям, навыкам, необходимым для исполнения работы на замещаемых должностях государственной службы. В формировании кадрового состава для государственной службы важную роль играет профессиональная подготовка граждан в высших учебных заведениях.

Система образовательных учреждений, готовящих специалистов на соответствующие должности, очень многогранна. Это и Российская академия государственной службы при Президенте, и Высшая школа экономики, и Академия народного хозяйства при Правительстве, и сотни других учебных заведений как непрофильных, так и специализированных.

В России существует ряд проблем в области подготовки госслужащих: уделяется мало времени практики на местах, процесс подготовки государственного и муниципального управленца (бакалавра) длится 4 года. Из них в год на развитие практических навыков уделяется в среднем 2 недели. Кроме того, проявляется отсутствие налаженного международного сотрудничества для подготовки продуктивного преподавательского состава. Среди прочих мероприятий нужно заключать соглашения об обмене студентами, создать программу двойных дипломов, вести активный обмен преподавателями с международными образовательными организациями.

Таким образом, сравнительный анализ показал, что основное отличие процесса подготовки госслужащих в России и Германии заключается в том, что в России мало возможностей пройти практику непосредственно на будущем рабочем месте, особенно за рубежом, в отличии от возможностей студентов Германии.

В Германии на данный момент существует отработанная, проверенная временем система подготовки, которая отвечает единовременной комплексной подготовке госслужащих. Особенности подготовки государственных служащих в РФ продиктованы несовершенством системы профессиональных учреждений и отсутствия четкой, проверенной системы представлений о том, как должна происходить подготовка госслужащих.

Самое важное принципиальное различие – соотношение магистров к бакалаврам. В России на 10 бакалавров государственного и муниципального управления приходится 1 студент магистр. В Западной Европе обратная ситуация: на 1 бакалавра приходится 4 магистра. Причина тому – нужда иностранных государственных систем не столько в госслужащих с теоретическими знаниями, сколько в профессионалах в конкретных областях управления – экономических, правовых, социальных и т.д. Это должны быть специалисты в четко определенной сфере госслужбы. В странах, где система образования в области госслужбы развита хорошо, большинство госслужащих сначала получают диплом бакалавра по конкретному направлению подготовки, затем получают возможность работать на младших должностях, а чтобы впоследствии занять более высокие позиции, учатся по магистерской программе публичного (административного) управления.


Библиографический список
  1. Изосимова И.Ю. Современные проблемы формирования систем развития кадрового потенциала / И.Ю. Изосимова, А.А. Рабцевич // Научное обозрение: теория и практика. – 2014. – №3. – С.55-62.
  2. Мухаметова А.Д. Трудовые ресурсы региона: демографические вызовы, межрегиональная конкуренция и оценка кадрового потенциала / Р.Р. Ахунов, А.В. Янгиров, А.Д. Мухаметова // Финансы Башкортостана. – 2015. – №4. – с.28-33.
  3. Мухина Н.М. Нормирование труда в зарубежных странах / Н.М. Мухина, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2013. – №6. – с.391-392.
  4. Рабцевич А.А. Профессионально-квалификационные возможности как фактор инновационной ориентации работников // Актуальные вопросы экономики и права: сборник научных трудов Международной заочной научно-практической конференции, 10-12 июня 2014г. – Светлый Яр: МГУТУ им. К.Г. Разумовского, 2014. – с.36-38.
  5. Рафикова Р.Р. Управление трудовой карьерой молодых специалистов / Р.Р. Рафикова, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. – 2013. – №2. – С.178-180.
  6. Султангалина Ю.Н. Деловая игра как инновационный метод обучения / Ю.Н. Султангалина, А.А. Рабцевич // Молодой ученый. 2014. – №6. – с.665-667.
  7. Таймасов А.Р. Государственное управление инвестиционным развитием региона / Ф.Д. Альмухаметов, А.Р. Таймасов // Воспроизводственный потенциал региона: проблемы количественных измерений его структурных элементов: Материалы VI Международной научно-практической конференции, 02-04 июня 2016г. – Уфа: Ак Идель Пресс, 2016. – с.321-324.
  8. Юсупов К.Н. Численность работников органов государственной власти и местного самоуправления и макроэкономические показатели: оценка взаимосвязи / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2009. – №6. – с.68-71.
  9. Янгиров А.В. Сопоставление аппарата государственной власти с экономическим развитием региона / А.В. Янгиров, К.Н. Юсупов // Проблемы функционирования и развития территориальных социально-экономических систем: материалы III Всероссийской научно-практической internet-конференции, 15 октября – 15 ноября 2009г. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. – с.334-335.


Все статьи автора «Хубеев Тимур Рафаэлевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: