Главной идей «американской мечты» всегда была финансовая свобода: иметь огромный капитал, чтобы делать, то что хочется и когда, быть независимым не от чего и не от кого. «Американская мечта», как и любая мечта, обладает свойством направленности в будущее, на его построение. В «американской мечте» заключаются жизненные воззрения и идеалы жителей США, уклад американской жизни базируется на мечте, «американская мечта» определяет неординарность мышления своего народа. Мечта является движущей и направляющей силой человека на пути к успеху, богатству и независимости. Каждый американец обладает возможностью добиться успеха, вне зависимости от своего положения, происхождения и денег. Путь к мечте лежит через старание, упорство и личные качества. Результат «американской мечты» – свобода и независимость. Мечта предполагает не только приобретение материальных благ, но и духовных ценностей, поскольку каждый американец верит в исключительное предначертание и богоизбранность своей страны. Человек, реализовавший свою «американскую мечту» чувствует себя защищенным от бедности, горя, других неблагополучных факторов. Равноправие и свобода – отличительные черты «американской мечты». Так, главный герой романа Филипа Рота выходец из еврейской семьи Сеймур Лейвоу становится олицетворением «американской мечты». Мечта неотделима от истории США, в центре которой находится человек, трансформируется не только «американская мечта», но и сам человек под влиянием окружающего его мира. «Американская мечта» уже не кажется той идеальной мечтой, которая способна приносить только блага своим «мечтателям», мечта перерастает в трагедию, массовый психоз, для кого-то мечта превращается в «американский кошмар». Ломаются стереотипы о счастливой жизни и богоизбранности страны, происходит саморазрушение личности.
Филип Рот в романе «Американская пастораль» показывает читателю обратную сторону мечты и ее трансформацию для героев и общества на примере отдельно взятой семьи Лейвоу, время действия романа 60-ые года, период вьетнамской войны.
Название романа Филипа Рота «Американская пастораль» символично и предполагает изображение некоего идиллического мира, претворение «американской мечты» в жизнь. Первая глава романа «Воспоминание о рае» сохраняет «американскую пасторальность» главного героя: «Ни у кого из нескольких блондинистых евреев нашей школы не было ничего похожего на волевой подбородок и застывшую на лице бесстрастность этого светловолосого голубоглазого викинга, родившегося в нашем роду-племени и носившего имя Сеймур Ирвинг Лейвоу». [1, с.9]. Сеймур по прозвищу «Швед» Лейвоу отожествление с Америкой, именно его «ранг еврейского Аполлона из Уйквэйка…..», который побеждал на поле [1, с.10] успокаивал и обнадеживал тех, кто боялся «больше не увидеть сына, брата или мужа» [1, с.10].
Символично сравнение Шведа с 35-м президентом США Джоном Кеннеди, который погиб на взлете своей карьеры: «…. с судьбой Кеннеди, Джона Ф.Кеннеди, другого любимца фортуны, бывшего всего на 10 лет старше Шведа, блестящего олицетворения Америки….». Ли Харви Освальда и дочь Сеймура Мерри автор уравнивает в их «политическом убийстве», «… предательски убитого еще молодым всего за пять лет до того, как дочь Шведа выразила свой яростный протест против войны Кеннеди-Джонсона и пустила под откос жизнь своего отца» [1, с.112]. Сеймур Лейоу, как Джон Кеннеди был кумиром, «Швед блистал» в школе, Джон Кеннеди в Америке, в сердцах и умах людей, жизнь которых оборвалась на самом ее взлете.
Образ британской актрисы и фотомодели Одри Хепбёрн проходит красной нитью через все повествования романа, родители которой в 30-ые годы были вовлечены в политику, выступали против еврейского доминирования в банковском и торговом деле. Увлечение и подражание Мерри известной актрисе «она старательно превращала себя в «озорную девчонку», скользила по дому «походкой феи» [1, с.126] в надежде угодить своей матери, скрыть свое несовершенство «угодить этой тщеславной маленькой дряни, свей мамаше. «Мисс Тщеславие-49» [1, с.179].
Лейтмотив взрыва бомбы, который происходит не только на почте, в результате, которого погибает человек, но и разрушается целая семья, поколение, эпоха «Она ухитрилась засунуть бомбу в окошко почты, но когда та громыхнула, к чертям полетел и весь магазин. Вместе с доктором, который как раз опускал письмо в ящик. Гуд-бай, прелестная Америка, и здравствуй жизнь». «Взрыв», который навсегда изменил жизнь и мировоззрение Шведа, которого он не смог принять и понять[1, с.100].
Сеймур Лейвоу живет в своем пасторальном мире «Человек, едва замечавший легкое недовольство собой…» [1, с.114], не видя ужасов войны во Вьетнаме, переломных моментов в истории США, и не замечавший всю антипасторальность Мерри, которая в свою очередь «депортировала его из вожделенной американской пасторали в мира, противоположный пасторали, дышащий яростью, неистовством, отчаянием, – в кипящий американский котел» [1, с.115]. Мэрри выступает антогонистом в романе, она ломает «личный рай» Сеймура, показывает «американскую мечту» через призму видения войны во Вьетнаме, и показывает «Америке, что такое война» [1, с.102].
Мередит Лейвоу рождается в идеальной американской семье, где родители следуя «американской мечте» добиваются успеха и финансовой независимости. Отец Сеймур Лейвоу – успешный владелец двух фабрик, красавица мать Доун Дуайр – «Мисс Нью-Джерси 1949», именно в этой семье рождается Мерри, которая ломает привычный уклад жизни пасторальной семьи, Мерри становится в семье Шведа «отклонением» от идеала [2, с.167]. Мерри, рожденная с заиканием, которое считается изъяном в ее семье и «убивает мать» [1, с.120] нарушение речи героини предвосхищает дальнейший бунт против мечты, семьи, общества «…. этиология заболевания Мерри в том, что ее родители – красивая и преуспевающая пара» [1, с.127]. Непринятие «американской мечты» Мерри выражала с детства, ее отказ от еды «Дома она почти напрочь отказывалась от еды…» [1, с.132] символизирует зарождавшийся ней протест против системы, против войны во Вьетнаме. Мерри вступает в конфликт с обществом, участвуя в подрывах, бунтах, тем самым показывая свое отчуждение от Америки. Позже Мерри понимает всю бесполезность и бессмысленность борьбы «в Америке просто не может произойти революция, которая с корнем вырвала бы расизм, алчность и мракобесие». В попытке убежать от пасторальности «американской мечты», Мерри ищет возможности попасть на Кубу – «остров свободы» «к Фиделю, который дал свободу пролетариату и установлением социализма искоренил несправедливость» [1, с.335].
«Американская мечта» разрушает семейные ценности героя: жена изменяет героя, забывает про свою дочь, отрекается от родства с ней, с раннего детства Мерри ведет «войну» против успешной и красивой матери, Сеймур любит дочь и жену «как вещь» [1, с. 353], отношения отца и дочери носят комплекс Электры «… отбить отца у красавицы матери» [1, с.127], «Поцелуй меня так, как ты ц-ц-целуешь м-м-маму» [1, с.227].
В романе «Американская пастораль» Филип Рот показывает трансформацию «американской мечты» на примере успешной семье Лейвоу, разрушение семейных и общечеловеческих ценностей. В стремлении достичь «американскую мечту», занять свое почетное место в обществе и быть независимым Швед не замечает ее разрушительной силы. Последняя встреча Сеймура с дочерью отождествляет последнюю попытку Шведа восстановить «американскую мечту», свою семью и благополучие. За внешним благополучием, благопристойностью»американской мечты» для главного героя скрывался обман, иллюзии. Сеймур до конца жизни не смог осознать и принять всю трагедию «американской мечты».
Библиографический список
- Рот Ф. Американская пастораль. СПб.:Лимбус Пресс, 2007.
- Карасик О.Б. От «американской мечты» к «американской трагедии»: трилогия Филипа Рота // Вестник ТГГПУ. 2011. №24 С.166-171.