ТРАНСФОРМАЦИИ «АМЕРИКАНСКОЙ МЕЧТЫ» В РОМАНЕ ФИЛИПА РОТА «АМЕРИКАНСКАЯ ПАСТОРАЛЬ»

Питерская Снежана Эдуардовна
Забайкальский государственный университет
ассистент кафедры международного права и международных связей магистрант 2 года обучения магистерская программа «Литература народов зарубежных стран»

Аннотация
В данной статье автор рассматривает через символы трансформацию «американской мечты» в романе Филипа Рота «Американская пастораль». Автор интерпретирует феномен «американской мечты» в романе и ее отражение в судьбе героев.

Ключевые слова: американская мечта, американская трагедия, пасторальность, трансформация, Филип Рот


TRANSFORMATION OF THE «AMERICAN DREAM» IN THE NOVEL OF PHILIP ROTHS «AMERICAN PASTORAL»

Piterskaya Snezhana Eduardovna
Transbaikal State University
Department of international law and international relations undergraduate of 2 years of study master's program "Literature of the peoples of foreign countries"

Abstract
In this article the author describes the transformation of the characters through the «American Dream» in the novel of Philip Roths «American Pastoral». The author interprets the phenomenon of the «American Dream» in the novel and its reflection in the fate of the characters.

Keywords: American Dream, American Tragedy, pastoral, Philip Roths, transformation


Рубрика: Литературоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Питерская С.Э. Трансформации «американской мечты» в романе Филипа Рота «Американская пастораль» // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/21291 (дата обращения: 21.09.2024).

Главной идей «американской мечты» всегда была финансовая свобода: иметь огромный капитал, чтобы делать, то что хочется и когда, быть  независимым не от чего и не от кого. «Американская мечта», как и любая мечта, обладает свойством направленности в будущее, на его построение. В «американской мечте» заключаются жизненные воззрения и идеалы жителей США, уклад американской жизни базируется на мечте, «американская мечта» определяет неординарность мышления своего народа.  Мечта является движущей  и направляющей силой человека на пути к успеху, богатству и независимости. Каждый американец обладает возможностью добиться успеха, вне зависимости от своего положения, происхождения и денег. Путь к мечте лежит через старание, упорство и личные качества. Результат «американской мечты» – свобода и независимость.  Мечта предполагает не только приобретение материальных благ, но и духовных ценностей, поскольку каждый американец верит в исключительное предначертание  и богоизбранность  своей страны. Человек, реализовавший свою «американскую мечту» чувствует себя защищенным от бедности, горя, других неблагополучных факторов.  Равноправие и свобода – отличительные черты «американской мечты». Так, главный герой романа Филипа Рота выходец из еврейской семьи Сеймур Лейвоу становится олицетворением «американской мечты». Мечта неотделима от истории США, в центре которой находится человек, трансформируется не только «американская мечта», но и сам человек под влиянием окружающего его мира. «Американская мечта» уже не кажется той идеальной мечтой, которая способна приносить только блага своим «мечтателям», мечта перерастает в трагедию, массовый психоз, для кого-то мечта превращается в «американский кошмар».  Ломаются стереотипы о счастливой жизни и богоизбранности страны, происходит саморазрушение личности.

Филип Рот в романе «Американская пастораль» показывает читателю обратную сторону мечты и ее трансформацию для героев и общества на примере отдельно взятой семьи Лейвоу, время действия романа 60-ые года, период вьетнамской войны.

Название романа Филипа Рота «Американская пастораль» символично и предполагает изображение некоего идиллического мира, претворение  «американской мечты» в жизнь. Первая глава романа «Воспоминание о рае» сохраняет «американскую пасторальность» главного героя: «Ни у кого из нескольких блондинистых евреев нашей школы не было ничего похожего на волевой подбородок и застывшую на лице бесстрастность этого светловолосого голубоглазого викинга, родившегося в нашем роду-племени и носившего имя Сеймур Ирвинг Лейвоу». [1, с.9]. Сеймур по прозвищу «Швед» Лейвоу отожествление с Америкой, именно его «ранг еврейского Аполлона из Уйквэйка…..», который побеждал на поле [1, с.10]  успокаивал и обнадеживал тех, кто боялся «больше не увидеть сына, брата или мужа» [1, с.10].

Символично сравнение Шведа с 35-м президентом США  Джоном Кеннеди, который погиб на взлете своей карьеры: «…. с судьбой Кеннеди, Джона Ф.Кеннеди, другого любимца фортуны, бывшего всего на 10 лет старше Шведа, блестящего олицетворения Америки….».  Ли Харви Освальда и дочь Сеймура Мерри автор уравнивает в их «политическом убийстве», «… предательски убитого еще молодым всего за пять лет до того,  как дочь Шведа выразила свой яростный протест против войны Кеннеди-Джонсона и пустила под откос жизнь своего отца» [1, с.112].  Сеймур Лейоу, как Джон Кеннеди был кумиром, «Швед блистал» в школе, Джон Кеннеди в Америке, в сердцах и умах людей, жизнь которых  оборвалась на самом ее взлете.

Образ британской актрисы и фотомодели Одри Хепбёрн проходит красной нитью через все повествования романа, родители которой в 30-ые годы были вовлечены в политику, выступали против еврейского доминирования в банковском и торговом деле. Увлечение и подражание Мерри известной актрисе «она старательно превращала себя в «озорную девчонку», скользила по дому «походкой феи» [1, с.126]  в надежде угодить своей матери, скрыть свое несовершенство «угодить этой тщеславной маленькой дряни, свей мамаше. «Мисс Тщеславие-49» [1, с.179].

Лейтмотив взрыва бомбы, который происходит не только на почте, в результате, которого погибает человек, но и разрушается целая семья, поколение, эпоха «Она ухитрилась засунуть бомбу в окошко почты, но когда та громыхнула, к чертям полетел и весь магазин. Вместе с доктором, который как раз опускал письмо в ящик. Гуд-бай, прелестная Америка, и здравствуй жизнь». «Взрыв», который навсегда изменил жизнь и мировоззрение Шведа, которого он не смог принять и понять[1, с.100].

Сеймур Лейвоу живет в своем пасторальном мире «Человек, едва замечавший легкое недовольство собой…» [1, с.114],  не видя ужасов войны во Вьетнаме, переломных моментов в истории США, и не замечавший всю антипасторальность Мерри, которая в свою очередь «депортировала его из вожделенной американской пасторали в мира, противоположный пасторали, дышащий яростью, неистовством, отчаянием, – в кипящий американский котел» [1, с.115].  Мэрри выступает антогонистом в романе, она ломает «личный рай» Сеймура, показывает «американскую мечту»  через призму видения войны во Вьетнаме, и показывает «Америке, что такое война» [1, с.102].

Мередит Лейвоу рождается в идеальной американской семье, где родители следуя «американской мечте» добиваются успеха и финансовой независимости. Отец Сеймур Лейвоу – успешный владелец двух фабрик, красавица мать Доун Дуайр  – «Мисс Нью-Джерси 1949», именно в этой семье рождается Мерри, которая ломает привычный уклад жизни  пасторальной семьи, Мерри становится в семье Шведа «отклонением» от идеала  [2, с.167].  Мерри, рожденная с заиканием, которое считается изъяном в ее семье и «убивает мать» [1, с.120]  нарушение речи героини предвосхищает дальнейший бунт против мечты,  семьи, общества «…. этиология заболевания Мерри в том, что ее родители – красивая и преуспевающая пара» [1, с.127].  Непринятие «американской мечты» Мерри выражала с детства, ее отказ от еды «Дома она почти напрочь отказывалась от еды…» [1, с.132]   символизирует зарождавшийся ней протест против системы, против войны во Вьетнаме.  Мерри вступает в конфликт с обществом, участвуя в подрывах, бунтах, тем самым показывая свое отчуждение от Америки.  Позже Мерри понимает всю бесполезность и бессмысленность борьбы «в Америке просто не может произойти революция, которая с корнем вырвала бы расизм, алчность и мракобесие». В попытке убежать от пасторальности «американской мечты», Мерри ищет возможности попасть на Кубу  – «остров свободы» «к Фиделю, который дал свободу пролетариату и установлением социализма искоренил несправедливость»  [1, с.335].

«Американская мечта» разрушает семейные ценности героя: жена изменяет героя, забывает про свою дочь, отрекается от родства с ней, с раннего детства Мерри ведет «войну» против успешной и красивой матери, Сеймур любит дочь и жену «как вещь» [1, с. 353],   отношения отца и дочери носят комплекс Электры «… отбить отца у красавицы матери» [1, с.127], «Поцелуй меня так, как ты ц-ц-целуешь м-м-маму» [1, с.227].

В романе «Американская пастораль» Филип Рот показывает трансформацию «американской мечты» на примере успешной семье Лейвоу, разрушение семейных и общечеловеческих ценностей. В стремлении достичь «американскую  мечту», занять свое почетное место в обществе и быть независимым  Швед не замечает ее разрушительной силы. Последняя встреча Сеймура с дочерью отождествляет последнюю попытку Шведа восстановить «американскую мечту», свою семью и благополучие. За внешним благополучием, благопристойностью»американской мечты» для главного героя скрывался обман, иллюзии.  Сеймур до конца жизни не смог осознать и принять всю трагедию «американской мечты».


Библиографический список
  1. Рот Ф. Американская пастораль. СПб.:Лимбус Пресс, 2007.
  2. Карасик О.Б. От «американской мечты» к «американской трагедии»: трилогия Филипа Рота // Вестник ТГГПУ. 2011. №24 С.166-171.


Все статьи автора «Питерская Снежана Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: