Контроль знаний, умений и навыков в области владения иностранным языком принято производить путем грамотно сконструированных педагогических измерительных материалов, к которым относятся система разнообразных тестов. На сегодняшний день тест как форма контроля считается наиболее эффективным средством [1, с. 16].
Большой вклад в исследование сущности и особенностей данной формы контроля внести такие отечественные ученые, как В.С. Аванесов, П.И. Образцов, Ю.Г. Татур и др. Исследованием вопросов и проблем тестирования в обучении иностранным языкам занимались А.А. Алексеева, А.А. Леонтьев, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов, И.А. Рапопорт, С.К. Фоломкина, И.А. Цатурова, A. Beck, S. Bolton, J.B. Healton и др.
Т.Д. Любимова и Е.В. Володина подчеркивают, что «тестирование становится частью учебного процесса и оптимизирует его. Тестирование, проводимое системно, стимулирует познавательную активность студентов, а преподаватель, анализируя результаты тестирования, стремится к поиску новых путей и методов преподавания» [2, с. 153].
Применение стандартизованных тестов по иностранному языку имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами контроля усвоения учащимися учебного материала на различных уровнях обучения.
Среди основных достоинств тестов следует назвать следующие:
– объективность: тесты в большинстве случаев обеспечивают однозначность ответов испытуемых, всегда предполагают измерение, проходят процедуру стандартизации, что исключает субъективность оценки;
– оперативность: тестирование позволяет охватить большую группу студентов при меньших затратах времени по сравнению с проведением контрольных работ и их проверку;
– полифункциональность: тесты дают возможность комплексной проверки усвоения пройденного языкового материала, формирования отдельных речевых умений и анализа наиболее типичных ошибок и причин их возникновения.
К тестам по иностранному языку предъявляются следующие требования:
– наличие определенной цели и задач, требующих однозначного решения;
– четкая формулировка заданий теста;
– основа на изученный материал;
– экономичность теста по времени;
– расположение заданий по нарастанию трудностей.
При составлении теста педагог должен четко определить:
– цель тестирования: организация входного, текущего, итогового контроля;
– объект тестирования: контроль сформированности языковых навыков и речевых умений;
– материал, на основе которого будет составлен тест.
Традиционно в процессе обучения иностранному языку в вузе используются следующие категории тестов:
– placement test – «входное» тестирование помогает определить уровень владения иностранным языком, достигнутый студентом на предыдущей ступени обучения. По результатам входного тестирования студенты распределяются в соответствующие по уровню учебные группы;
– progress / achievement test – тесты, позволяющие измерить уровень и глубину освоения изучаемого материала. Данные тесты проводятся по результатам изучения отдельной темы, раздела дисциплины или в конце семестра;
– exit test – контрольный тест, проводимый в конце изучения курса с целью проведения итоговой аттестации студентов.
Для контроля сформированности языковых навыков (грамматические и лексические навыки), а также рецептивных речевых умений применяются тесты в закрытой форме, когда студент должен выбрать нужный ответ из нескольких вариантов.
Вариантами заданий в таких тестах могут быть:
– перекрестный выбор (matching);
– альтернативный выбор (true-false);
– множественный выбор (multiple choice);
– упорядочение (rearrangement).
Тесты, используемые для контроля продуктивных коммуникативных умений, значительно отличаются от тестов, контролирующих рецептивные коммуникативные умения. При контроле продуктивных коммуникативных умений (говорение, письмо) проявляется творчество учащихся, так как данные коммуникативные умения связаны с выражением их собственных мыслей, и таким образом, предугадать ответ студентов невозможно. Поэтому продуктивные коммуникативные умения проверяются либо с помощью тестов со свободно конструируемым ответом и последующим сравнением этого ответа с эталоном, либо с помощью коммуникативно-ориентированных тестовых заданий, направленных на решение коммуникативной задачи.
Необходимо назвать следующие виды тестов, используемые при контроле продуктивных речевых умений:
– тесты в формате типа «комментарий»;
– завершение / окончание (completion) предложения, руководствуясь смыслом;
– замена / подстановка (substitution) конструируемым ответом – это замена одного из двух согласованных членов, ведущая за собой изменение форм другого;
– трансформация проверяет умение студентов изменять предложения согласно образцу (задавать вопросы, изменять порядок слов в предложении и т.д.);
– ответ на вопрос;
– внутриязыковое перефразирование предполагает передачу своими словами мысли автора, уясняя ее насколько возможно;
– межъязыковое перефразирование (перевод): умение найти эквивалентную форму для передачи содержания текста, выраженного средствами изучаемого языка;
– клоуз-процедура или заполнение пропусков в связанном тексте (cloze-procedure) – восстановление опущенных слов в связном тексте;
– собеседование.
Тест по говорению может проводиться в виде собеседования. Чтобы повернуть беседу в нужное русло, задается ситуация и используются картинки. По теме высказывания студентам предлагается несколько вопросов (они расположены напротив картинок), преподавателю – приблизительные варианты высказываний студентов.
Следует отметить, что в последнее время, благодаря стремительному развитию информационно-коммуникационных технологий, существенно расширились возможности тестирования [3, 4]. Тестирование в электронной образовательной среде пользуется большой популярностью и имеет ряд преимуществ, как для преподавателя, так и для студента [5, с. 81].
С позиции преподавателя можно выделить следующие достоинства компьютерного тестирования:
– подсчет результатов тестирования осуществляется незамедлительно, автоматически фиксируется и сохраняется на длительное время;
– возможность формирования большого количества вариантов теста в банке тестовых заданий;
– при компьютерном тестировании легко ввести временные ограничения или временное отслеживание процесса тестирования, что трудно осуществимо при бумажном тестировании.
Компьютерное тестирование вызывает больший интерес у студентов по сравнению с традиционными формами организации тестирования, что повышает мотивацию к изучению предмета «Иностранный язык», а также обеспечивает реализацию индивидуальных учебных траекторий студентов и значительно повышает эффективность процесса обучения иностранному языку.
Библиографический список
- Борщевская Ю.М., Клопова Ю.В. Система контроля деятельности студентов// Трансляция иноязычной культуры в процессе преподавания иностранного языка. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: И.В. Воробьева. 2015. С. 16-19.
- Любимова Т.Д., Володина Е.В. Тесты как средство анализа результатов обучения иностранному языку в техническом вузе // Образование. Наука. Научные кадры.2011. № 2. С. 152-154
- Зайцева В.П. Система Moodle как инструмент реализации компьютерного тестирования и контроля знаний студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/6/779.pdf (дата обращения: 18.01.2017).
- Минеева О.А., Клопова Ю.В., Борщевская Ю.М. Организация и проведение текущего контроля при обучении иностранному языку с помощью LMS MOODLE // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 1-2 (67). С. 210-212
- Минеева О. А., Даричева М. В. Организация тестирования в системе MOODLE при обучении иностранному языку // Научно-педагогическое обозрение. 2016. № 3. С. 81-86