МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Анисимов Антон Юрьевич1, Оленина Екатерина Олеговна1
1Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, студент Высшей школы внутренней и внешней торговли

Аннотация
В статье рассмотрены тенденции развития мобильной коммерции. Проанализирована доля покупок, совершаемых с помощью специализированных приложений, устанавливаемых на мобильные устройства. Выявлена тенденция роста интереса к мобильным приложениям, выделены их преимущества. Проведено маркетинговое исследование, демонстрирующее зависимость использования мобильного приложения от половозрастных и социальных характеристик потребителей. Выделены возможные положительные эффекты от внедрения мобильных приложений на рынке мобильной коммерции, как для продавцов, так и для покупателей.

Ключевые слова: Интернет-торговля, маркетинговые исследования, мобильная коммерция, мобильные приложения, мобильные устройства, электронная коммерция


MOBILE APPLICATIONS AS A TOOL TO ATTRACT INTERNET CONSUMER

Anisimov Anton Yur’evich1, Olenina Ekaterina Olegovna1
1Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, student of Higher school of domestic and foreign trade

Abstract
The article considers tendencies of development of e-commerce. We analyzed the share of purchases which made with the help of specialized applications that are installed on the mobile device. The tendency for the growth of interest in mobile applications was found and their advantages was highlighted. Conducted marketing research that demonstrates the dependence of the using mobile applications, from sex, age and social characteristics of consumers. Identified the possible positive effects of the introduction of mobile applications on the e-commerce market, both for sellers and for buyers.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Анисимов А.Ю., Оленина Е.О. Мобильные приложения как инструмент привлечения интернет-потребителей // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/20662 (дата обращения: 04.03.2024).

Информационные технологии являются неотъемлемой частью жизни современного человека. Не задумываясь, мы погружаемся в цифровую среду при взаимодействии с компьютером, смартфоном или планшетом.  С популяризацией последних двух девайсов время, проводимое человек в Интернете, заметно растет. Все эти факторы не могли не оказать влияние и на коммерцию, многие представители которой смогли быстро переориентироваться на развивающийся рынок мобильных продаж, адаптировав свои сайты под небольшие экраны мобильных девайсов. Некоторые же идут еще дальше, разрабатывая специализированные мобильные приложения, в то время как другие задаются вопросом целесообразности данных затрат: «имеет ли мобильное приложение дополнительный эффект в мотивации потребителей к совершению онлайн-покупок?»

Доля покупок, совершаемых в Интернете, неумолимо растет. Объем внутрироссийских онлайн-продаж в 2015 году составил 650 млрд руб., т.е. с учетом поправки на инфляцию отмечается прирост в 3%.[1, c.12] Все это обусловлено высокой степенью проникновения сети Интернет в России. По прогнозам компании GfK в России на начало 2017 года в России будет порядка 100 млн. активных интернет-пользователей (по итогам 2015 года в России насчитывалось 84 млн. пользователей).[2] При этом, по словам  директор РАЭК Сергей Плуготоренко, объем мобильного интернет-трафика вырос до 37,2%.[3]

Данная тенденция позволяет уже сегодня выделить мобильную коммерцию в отдельный сегмент электронной коммерции благодаря смартфонам и планшетам, которые сегодня являются обязательными девайсами экономически активного населения: данные устройства облегчают жизнь потребителей, поскольку они больше не привязаны ни к рабочему месту, ни к проводному интернету. Данные условия позволяют совершать потребителям покупки «на ходу». По данным Criteo, доля покупок с мобильных устройств составила 23%, из них 53% были совершены через смартфон, при этом, по данным Google, 81% из них совершаются спонтанно.[4][5]

Несмотря на то, что новая модель взаимоотношений между продавцом и потребителем на рынке мобильной коммерции в России только развивается, уже сегодня можно наблюдать тенденцию роста количества онлайн заказов, выполняемых с мобильных устройств, сопровождаемых увеличением объема применения мобильных приложений в мобильной коммерции. В России почти 30% опрошенных когда-либо совершали покупки в интернете со смартфона, причем половина из них воспользовалась специальными приложениями.[6] При этом многие отечественные интернет-магазины сталкиваются с проблемой выработки имиджа перед покупателями, то есть сформированного представления целевой аудитории о деятельности и успехах предприятия (фирмы, компании), которое оказывает постоянное и динамичное влияние на взаимоотношение предприятия (фирмы, компании) с его реальными и потенциальными клиентами, его конкурентоспособность, финансовые результаты и контакты с государственными учреждениями.[7, с.175]

Согласно данным IDC WorldwideMobilePhoneTracker, в 2014 году продажи смартфонов в России выросли на 46% в сравнении с 2013 годом, что вызвало рост онлайн заказов с мобильных приложений. В среднем на заказы с мобильных устройств приходится около 15% всех покупок россиян в интернете – за 2015 г. эта доля выросла более чем в полтора раза, подсчитал партнер DataInsight Федор Вирин. Всего россияне купили 27 миллионов девайсов и это, конечно же, не могло не отразиться на онлайн-покупках, их число выросло в разы. Ритейлеры отмечают бурный рост количества покупок с мобильных устройств, а значит перспективы для разработчиков сайтов огромные.[8]

Создание мобильных приложений, в первую очередь, ориентировано на потребителей и их потребности. Именно сочетание данных условий гарантирует рост использования мобильных приложений, а значит и повышение продаж компании, что является первоочередной задачей для разработчика. Благодаря мобильным приложениям продавец может представить информацию пользователю в более доступной и комфортной форме, облегчить поиск нужного товара или услуги, минимизировать временные затраты потребителя.

Подтверждением эффективности мобильного приложения может послужить интернет – магазин «Ozon». С введением в оборот мобильного приложения данного сайта продажи увеличились. Теперь создатели приложения трудятся над его усовершенствованием для поддержания тенденции увеличения числа онлайн продаж. [9]

Настоящее время приходит осознание того, что данный метод по увеличению продаж будет использоваться большинством участников рынка, учитывая уже имеющийся прогресс. Предпосылок для снижения популярности в России компактных гаджетов в ближайшее время не предвидится, а значит совершенствоваться в этом направлении необходимо и перспективно.

На сегодняшний день можно наблюдать борьбу мобильных приложений и адаптированную версию сайта. Мобильное приложение имеет ряд в этом сравнении ряд преимуществ, среди которых можно выделить:

  • мотивация к покупке через мобильное приложение, путем предоставления в нем дополнительной скидки;
  • постоянная бесплатная визуальная реклама в виде логотипа на рабочем столе мобильного устройства;
  • push-уведомления, которые ненавязчиво напоминают клиенту о компании.

Для более качественного изучения ситуации на рынке мобильной коммерции было проведено маркетинговое исследование по средствам глобальной сети Интернет, что позволяет минимизировать объем неучтенных данных и сформировать наиболее достоверную картину.[10, с. 172] В качестве респондентов выступали студенты и выпускники высших учебных заведений в возрасте от 18 лет, проживающие на территории Российской Федерации.

Для формировании выборки исследования использована неслучайная квотная выборка объемом 285 человек, из генеральной совокупности в 500 респондентов, что является достаточным, если исходить из 5%-ной точности и величины риска 0,95 (при требуемом объеме выборки в 222).[11, С.123]

Среди опрошенных 14,39% респондентов не совершают заказы непосредственно через мобильные приложения, а 35,44% не прибегают к услугам мобильной коммерции в частности. Данная тенденция присуща преимущественно к поколению в возрасте до 25 лет, что обусловлено высокой степенью проникновения мобильного Интернета именно в данной возрастной группе. Гендерный признак фактически не оказывает никакого влияния на использование услуг мобильных приложений: 51,6% и 47,3% опрошенных женщин и мужчин соответственно прибегают к услугам программного обеспечения, установленного на их мобильные устройства.

Среди выделенной возрастной группы стоит отметить тот факт, что практически 91% респондентов являются студентами и не имеют собственного постоянного дохода. Среди студентов процент потребителей услуг, предлагаемых мобильными приложениями, сохраняется в районе ранее наблюдаемого уровня вовлеченности респондентов: 50,58%.

При этом стоит отметить тот факт, что наибольшее участие в совершении покупки через мобильное приложение принимают респонденты, у которых уровень дохода в семье на одного человека приближен к среднему по России. 58,65% участников опроса совершают заказы через мобильные приложения, доход в семье которых превышает 20 тысяч рублей на человека. В семьях, где доход на человека ниже данного значения, совершение заказов происходит реже: лишь 44,2% респондентов используют мобильные приложения при совершении заказа.

Кто же выиграет в результате развития мобильной коммерции? Все. Если фирма идет в ногу с требованиями покупателей и предлагает удобный способ выбора и оплаты, то продажи, несомненно, вырастут. Покупателю тоже не выгодно тратить время в торговых центрах, если покупку можно совершить, не выходя из дома. Учитывая довольно высокие уровни продаж смартфонов на территории Российской Федерации можно наблюдать рост использования мобильных приложений для совершения онлайн заказов. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что развитие мобильных приложений является необходимостью, с которой столкнуться в скором времени все игроки интернет-рынка.


Библиографический список
  1. Божук С.Г., Краснов А.С. Развитие методов маркетинговых исследований поведения потребителей в виртуальной среде. Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (2381). С. 11-16.
  2. Проникновение Интернета в России: Итоги 2015 года. URL: http://www.shopolog.ru/news/proniknovenie-interneta-v-rossii-itogi-2015-goda/ (дата обращения: 10.02.2017 г.)
  3. Рухнули с дуба: В 2016 году в России будет 100 миллионов интернет-пользователей. URL: https://therunet.com/news/1358 (дата обращения: 09.02.2017 г.)
  4. Criteo. State of Mobile Commerce. URL: http://www.criteo.com/media/2513/criteo-state-of-mobile-commerce-report-q2-2015-a4-digital.pdf (дата обращения: 11.02.2017 г.)
  5. Mobify. 50 Must-Know Mobile Commerce Statistics and Facts. URL: http://resources.mobify.com/50-mobile-commerce-stats.html (дата обращения: 09.02.2017 г.)
  6. Развитие Интернета и его значение. URL: http://www.bizhit.ru/ (дата обращения: 11.02.2017 г.)
  7. Краснова С.А., Краснов А.С. Бренд-имидж, как инструмент дифференцирующего позиционирования ВУЗа на рынке образовательных услуг. Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. 2015. № 2 (16). С. 175-177.
  8. Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker. URL: https://www.idc.com/tracker/showproductinfo.jsp?prod_id=37 (дата обращения: 10.02.2017 г.)
  9. Researcher. Россияне увеличили интернет-покупки через мобильные приложения. URL: http://mresearcher.com/2016/02/rossiyane-uvelichili-internet-pokupki-cherez-mobilnye-prilozheniya.html (дата обращения: 11.02.2017 г.)
  10. Краснов А.С. Особенности проведения маркетинговых исследований в сети Интернет. Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. 2015. № 2 (16). С. 172-174.
  11. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Методы социологического исследования. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 c.


Все статьи автора «Зипунникова Есения Павловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: