На современном этапе развития общества информационные технологии все больше и больше проникают во все сферы жизни человека. Так, например, за 2015 год количество онлайн-пользователей в России выросло почти на 4 млн. человек и остановилось на отметке в 84 млн., что составляет 70,4% взрослого населения России. Прогнозы на последующие годы предполагают лишь положительную динамику до значения в 100 миллионов интернет-пользователей.[1]
В своем выступлении директор РАЭК Сергей Плуготоренко заявил, что к 2020 году уровень проникновения Интернета в России составит от 76% до 85%, чему способствует использование различных мобильных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Степень проникновения Интернета со смартфонов оценивается в 37,2%.[2]
Доля покупок, совершаемых в Интернете, неумолимо растет. Объем внутрироссийских онлайн-продаж в 2015 году составил 650 млрд руб., т.е. с учетом поправки на инфляцию отмечается прирост в 3%.[3, c.12] Несмотря на падение реальных доходов граждан почти на 7% вследствие инфляции, количество покупок, совершаемых онлайн, продолжает расти. Чаще всего приобретается электроника и бытовая техника (32,3%), одежда (23,4%) и обувь (11,6%).[4]
Сегодня можно выделить m-commerce, т.е. торговлю с помощью мобильных устройств, в отдельный сегмент e-commerce, так как большая часть экономически активного населения имеет смартфоны и планшеты. Это удобно: человек больше не привязан ни к рабочему месту, ни к проводному интернету. Это позволяет совершать покупки «на ходу». По данным Criteo, доля покупок с мобильных устройств составила 23%, из них 53% были совершены через смартфон.[5] Огромную роль в продажах играет спонтанность. По данным Google, 81% покупателей делают незапланированные покупки через смартфон.[6]
В России m-commerce только развивается, поскольку пользователь еще не адаптировался к новой модели взаимоотношений между покупателем и продавцом. Также многие люди не доверяют интернет-магазинам в принципе. Некоторые готовы заказывать, но оплачивать только при получении. Многие отечественные интернет-магазины сталкиваются с проблемой выработки имиджа перед покупателями, то есть сформированного представления целевой аудитории о деятельности и успехах предприятия (фирмы, компании), которое оказывает постоянное и динамичное влияние на взаимоотношение предприятия (фирмы, компании) с его реальными и потенциальными клиентами, его конкурентоспособность, финансовые результаты и контакты с государственными учреждениями.[7, с.175]
Наблюдается тенденция роста количество онлайн заказов, выполняемых с мобильных устройств, сопровождаемых увеличением объема применения мобильных приложений в мобильной коммерции. В России почти 30% опрошенных когда-либо совершали покупки в интернете со смартфона.[8] В среднем на заказы с мобильных устройств приходится около 15% всех покупок россиян в интернете – за 2015 г. эта доля выросла более чем в полтора раза, подсчитал партнер DataInsight Федор Вирин. Всего россияне купили 27 миллионов девайсов и это, конечно же, не могло не отразиться на онлайн-покупках, их число выросло в разы.[9]
Для наиболее детального исследования ситуации на рынке было принято решение провести маркетинговое исследование. Учитывая, что при проведении классического исследования данные могут быть учтены не полностью и картина, сформированная по результатам исследования может оказаться недостоверной, что приведет к неправильным выводам, было принято решение о проведение маркетингового исследования в сети интернет.[10, с. 172]
Объектом маркетингового исследования потребительского поведения в Интернете в основном являются студенты и выпускники высших учебных заведений (мужчины и женщины в возрасте 18+ лет.) проживающие на территории Российской Федерации.
Для формировании выборки исследования использована неслучайная квотная выборка объемом 285 человек, из генеральной совокупности в 500 респондентов, что является достаточным, если исходить из 5%-ной точности и величины риска 0,95 (при требуемом объеме выборки в 222).[11, С.123]
В ходе исследования было выяснено, что 78,1% опрошенных имеют опыт совершения заказов с помощью мобильных устройств, что безусловно подтверждает наличие тренда мобильной коммерции. Данная тенденция присуща преимущественно к поколению в возрасте до 25 лет, что обусловлено высокой степенью проникновения мобильного интернета именно в данной возрастной группе. Гендерный признак оказывает незначительное влияние на использование услуг мобильной коммерции: 74,85% и 83,82% опрошенных женщин и мужчин соответственно совершают заказы с помощью мобильных устройств.
При этом стоит отметить тот факт, что наибольшее участие в совершении мобильных покупок принимают респонденты, у которых уровень дохода в семье на одного человека приближен к среднему по России. 42,7% участников опроса совершают мобильные заказы, доход в семье которых превышает 20 тысяч рублей на человека.
Развитие мобильной коммерции позволяет привлекать фирме большее число потребителей за счет того, что она идет в ногу с требованиями покупателей и предлагает удобный способ выбора и оплаты. Данные факторы безусловно будут способствовать повышению уровня продаж. При этом развитие мобильной коммерции имеет положительный эффект и для покупателя, который может совершить покупку в наиболее удобный для него момент, выбрав из множества предложений самое оптимальное для него.
Библиографический список
- Проникновение Интернета в России: Итоги 2015 года. URL: http://www.shopolog.ru/news/proniknovenie-interneta-v-rossii-itogi-2015-goda/ (дата обращения: 10.02.2017 г.)
- Рухнули с дуба: В 2016 году в России будет 100 миллионов интернет-пользователей. URL: https://therunet.com/news/1358 (дата обращения: 09.02.2017 г.)
- Божук С.Г., Краснов А.С. Развитие методов маркетинговых исследований поведения потребителей в виртуальной среде. Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (2381). С. 11-16.
- Интернет-торговля в России. Итоги I квартала 2016 года. URL: http://www.akit.ru/wp-content/uploads/2016/05/E-commerce_1Q2016-FINAL.pdf (дата обращения: 10.02.2017 г.)
- Criteo. State of Mobile Commerce. URL: http://www.criteo.com/media/2513/criteo-state-of-mobile-commerce-report-q2-2015-a4-digital.pdf (дата обращения: 11.02.2017 г.)
- Mobify. 50 Must-Know Mobile Commerce Statistics and Facts. URL: http://resources.mobify.com/50-mobile-commerce-stats.html (дата обращения: 09.02.2017 г.)
- Краснова С.А., Краснов А.С. Бренд-имидж, как инструмент дифференцирующего позиционирования ВУЗа на рынке образовательных услуг. Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. 2015. № 2 (16). С. 175-177.
- Развитие Интернета и его значение. URL: http://www.bizhit.ru/ (дата обращения: 11.02.2017 г.)
- Worldwide Quarterly Mobile Phone Tracker. URL: https://www.idc.com/tracker/showproductinfo.jsp?prod_id=37 (дата обращения: 10.02.2017 г.)
- Краснов А.С. Особенности проведения маркетинговых исследований в сети Интернет. Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право. 2015. № 2 (16). С. 172-174.
- В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Методы социологического исследования. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 768 c.