ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

Меренкова Алёна Сергеевна1, Новикова Наталья Валерьевна2
1Уральский государственный экономический университет, магистрант
2Уральский государственный экономический университет, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
Данная статья посвящена обзору факторов и условий занятости населения в регионах России. Проведенное исследование позволило систематизировать основные внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие занятости в регионах. В работе отражены также современные условия занятости в регионе.

Ключевые слова: занятость населения


FACTORS AND CONDITIONS OF EMPLOYMENT OF THE POPULATION IN THE REGION

Merenkovа Alyona Sergeevna1, Novikova Natalya Valerevna2
1Ural State University of Economics, student in the master's degree
2Ural State University of Economics, PhD, Associate Professor

Abstract
This article reviews the factors and conditions of employment of the population in the regions of Russia. The study helped to systematize the major internal and external factors influencing the development of employment in the regions. The article reflects modern employment conditions in the region.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Меренкова А.С., Новикова Н.В. Факторы и условия занятости населения в регионе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/20582 (дата обращения: 24.02.2024).

Теория развития региональной экономики описана в каждом учебнике по профильной дисциплине. Однако, региональная экономика, как и любая другая, видоизменяется под влиянием многочисленных факторов и современных условий развития регионов. Занятость населения является одним из основных показателей регионального развития, который также подвержен изменениям деловой активности людей в той или иной хозяйственной системе региона с течением времени.

Выявление факторов, влияющих на занятость населения, является одной из важнейших проблем современной теории и практики управления региональным развитием. В зависимости от связи с внешней средой, факторы, влияющие на занятость трудоспособного населения региона, можно разделить на внешние и внутренние (рисунок 1).

Рисунок 1 – Факторы, влияющие на развитие занятости в регионе

К внешним основным факторам и условиям развития занятости населения региона относятся: политические, экономические, социальные, инновационные.

а) Политические факторы. Стабильность политической ситуации в стране и регионе, в том числе и международной политики страны и международных связей в регионе, эффективность законодательства, качество государственного регулирования социально-экономических процессов и другие, – всё это благоприятно влияет на рынок труда и занятость населения региона.

Государственная политика регулирования занятости населения в регионах Российской Федерации, прежде всего, направлена на достижение баланса в области решения социально-экономических проблем. Кризисные тенденции в экономике объективно влияют на рост социальной напряжённости на региональных рынках труда, поэтому современная политика занятости населения нуждается в более эффективных, обоснованных и системно реализуемых подходах.

Управление занятостью в регионах включает составление программ управления трудом и занятостью в рамках реализации государственной политики в сфере труда и занятости. Однако сегодня в сложных социально-экономических условиях реализация программ содействия занятости на региональном уровне затруднена по причине бюджетного дефицита, поэтому наиболее перспективным направлением повышения эффективности государственной политики в области занятости является реализация активных программ служб занятости совместно со всеми заинтересованными органами власти и предпринимателями по созданию новых рабочих мест и содействию самозанятости населения. При этом каждый регион должен самостоятельно разрабатывать программы по управлению занятостью населения, реализуя взвешенный комплексный подход и используя возможности взаимодействия государственных структур с предпринимателями по созданию новых рабочих мест.

Государственная программа «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы», разработанная Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации была принятая 27 ноября 2012 года Правительством Российской Федерации. Она определила пути совершенствования государственного управления в сфере занятости населения. В 2014 году вышла в свет новая редакция данной программы [2]. Ее реализация должна содействовать повышению уровня занятости населения и обеспечению защиты прав граждан в области труда, оптимизации процесса принятия государственных решений в рассматриваемой сфере и повышению эффективности деятельности в данной сфере общественных отношений.

б) Экономические факторы. В данную группу факторов можно включить эффективность рыночных механизмов, стабильность системы налогообложения, устойчивость банковской системы и другие. Экономические факторы могут оказывать существенное влияние путем:

- льготного налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места;

- прямого финансирования предприятий малого и среднего бизнеса;

- финансирования любых проектов, связанных с поддержкой самозанятости населения региона в различных формах (индивидуальный предприниматель, фермер и т.д.);

- поддержки крупных инвестиционных проектов, реализация которых связана с созданием сразу большого количества рабочих мест;

- поддержки инновационных проектов, связанных с модернизацией и автоматизацией рабочих мест с внедрением передовых технологий и т.д.

в) Инновационные (технологические) факторы. Инновации оказывают огромное влияние на развитие занятости населения. Внедрение информационных технологий позволяет быстро осуществлять поиск работы, отправлять резюме на электронную почту, обучаться и повышать квалификацию онлайн в режиме реального времени или дистанционно. Уровень инновационной активности населения в регионе, использование новых технологий, мобильность способствуют эффективному развитию занятости в регионе.

В современных условиях вся информация центров занятости населения размещается на их официальных сайтах. Издаются информационные материалы (буклеты в печатном и электронном видах) по основным направлениям деятельности центров занятости, например, «Выпускнику школы (для старшеклассников, готовящихся к поступлению в учебное заведение)», «Выбор профессии», «Организация оплачиваемых общественных работ», «Трудоустройство подростков на временную работу», «Если Вам грозит увольнение» (работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников)», «Профессиональное обучение – это Ваш шанс найти работу», памятка безработному гражданину (извлечения из Закона РФ «О занятости населения в РФ» [1] и многая другая информация. Таким образом, центры занятости всё активнее внедряют информационные технологии.

г) Социальные факторы: уровень и качество жизни населения (заработная плата, размер прожиточного минимума, обеспечение населения необходимыми благами: здравоохранение, образование, защита прав человека, обеспечение жильём и т.д.) также оказывают большое влияние на развитие занятости населения в регионе.

Основными внутренними факторами являются:

- особенности системы органов управления занятостью населения в регионах;

- особенности спроса и предложения на региональном рынке туда;

- особенности системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов.

а) К особенностям системы органов управления занятостью населения в регионах можно отнести:

- относительная самостоятельность в реализации региональной политики в сфере занятости населения с учетом региональной специфики;

- передача многих полномочий и функций государства по управлению занятостью населения на  региональный и местный уровни;

- развитие системы коммерческих участников в системе управления занятостью населения в регионах (появление коммерческих кадровых агентств, консалтинговых компаний и т.д.).

Важнейшую функцию в регулировании уровня занятости населения выполняют соответствующие службы занятости. В России функционируют специальные государственные учреждения – центры занятости населения, которые действуют на территории всех регионов Российской Федерации.

Для формирования банка вакансий специалисты центров занятости населения сотрудничают с руководителями и работниками кадровых служб предприятий. Специалистами центров оказывается населению государственная услуга информирования о положении на рынке труда определенному кругу лиц на основании личного обращения граждан с заявлением-анкетой. Наиболее востребованная информация – это спрос на рынке труда, возможностях трудоустройства либо получения профессии или переподготовки/повышения квалификации по востребованным профессиям. Специалисты центров занятости также содействуют в переподготовке и повышении квалификации кадров определенных специальностей.

В целях содействия трудоустройству безработных граждан центрами занятости населения организуются ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, включая организацию общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая инвалидов.

б) Особенности спроса и предложения на региональном рынке трудовых ресурсов. Если спрос выше, чем количество предложений вакансий в той или иной сфере деятельности, то возникает некоторая напряженность на рынке труда и занятости населения, последствия которой могут привести к:

- росту женской безработицы;

- преобладанию безработных граждан, не имеющих соответствующего  профессионального образования и опыта;

- дефицит работников определенных профессий. В последние годы увеличилось количество молодых людей в возрасте от 18-29 лет, получивших услугу по профориентации. При этом учитывалась такая особенность, что третья часть из них имеет профессии, не востребованные на рынке труда региона (например, в Свердловской области много выпускников-юристов, тогда как региону нужны рабочие специальности для восстановления и развития промышленности), а остальные не имеют профессии вообще, поэтому им рекомендуются профессии (специальности), востребованные на рынке труда региона;

- сокращению работников вследствие ухудшения экономического положения предприятий и организаций региона.

в) Особенности системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. Следует отметить, что любые формы обучения должны осуществляться с учетом не только потребностей граждан, но и потребностей регионального рынка туда. Необходимо предусмотреть наличие образовательных организаций по подготовке кадров различных сфер экономики региона.

В связи с тем, что в 2014-2015 гг. увеличилось количество одиноких и многодетных родителей, то в регионах практикуется дистанционная форма профориентации. Одинокие и многодетные родители и мамы, которые имеют детей до трех лет, не всегда могут выехать из дома с целью получения профессии (специальности) востребованной на рынке труда. Поэтому им рекомендуется дистанционное обучение с возможностью получения профессии (специальности), не выезжая за пределы постоянного места жительства.

Как правило, центры занятости успешно сотрудничают по вопросам профессиональной ориентации граждан с управлениями образованием администраций районов, входящих в субъект РФ, со школами, а также с существующими на территории региона профессиональными учебными заведениями.

В регионах в целях содействия занятости населения также предусматриваются программы профессионального обучения граждан. Профессиональное обучение ориентировано на овладение всеми делающими востребованными на рынке труда района и округа профессиями. При этом, учитываются гарантийные письма работодателей, ходатайства администраций поселений района на обучение под конкретные рабочие места или с целью дальнейшей самозанятости граждан. Профессиональное обучение безработных граждан в целях последующей организации предпринимательской деятельности и самозанятости является одним из приоритетных направлений профессиональной подготовки. При этом заключаются договора на проживание обучаемых в период прохождения профессионального обучения. Формирование учебных групп проводится в соответствии с потребностями рынка труда. Средняя продолжительность профессионального обучения в зависимости от региона может составлять  2,8 месяца, профессиональной переподготовки – 2,4 месяца, а повышения квалификации – 1,1 месяца.

Таким образом, на состояние занятости населения в регионе влияние многочисленные внешние (политический, экономический, инновационный, социальный) и внутренние (особенности системы органов управления занятостью населения в регионах, спроса и предложения на региональном рынке туда, системы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки трудовых ресурсов) факторы.


Библиографический список
  1. О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032 (ред. от 09.03.2016, с изм. от 11.10.2016). – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru – 09.03.2016.
  2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 298 // base.garant.ru. 16.11.2016.


Все статьи автора «Меренкова Алёна Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: