РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Машарова Анна Олеговна1, Сбродова Надежда Васильевна2
1ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», магистрант
2ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», старший преподаватель

Аннотация
В статье рассматриваются основные определения, функции и характеристики региональной инфраструктуры, зависимость уровня регионального развития от уровня развития инфраструктуры региона, а также социально-экономическое значение региональной инфраструктуры.

Ключевые слова: инфраструктура, региональная инфраструктура, региональное развитие, элементы инфраструктуры


THE ROLE OF INFRASTRUCTURE IN REGIONAL DEVELOPMENT

Masharova Anna Olegovna1, Sbrodova Nadezhda Vasilevna2
1Ural State University of Economics, student in the master's degree
2Ural State University of Economics, senior lecturer

Abstract
The article considers the basic definitions, functions and characteristics of regional infrastructure, dependence of the level of regional development on the level of infrastructure development in the region, as well as socio-economic importance of regional infrastructure.

Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Машарова А.О., Сбродова Н.В. Роль инфраструктуры в региональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/02/19887 (дата обращения: 24.02.2024).

В регионах России крайне неравномерно распределены ресурсы и население на занимаемой территории. Есть территории вечной мерзлоты, пустыни, болотистые места и т. д. И наоборот, существуют высокоурбанизированные территории, что порождает неразрешимые проблемы с движением транспорта, экологией и т. д. [5. С. 83]

Обоснование процессов, происходящих на конкретных территориях, изучение обострившихся территориальных проблем развития, поиск рационального соотношения федерального и регионального уровней управления экономикой, регулирования хозяйственного развития территориальных ячеек, приобретают все большую актуальность в современных экономических условиях.

Возможность устойчивого социально-экономического регионального развития в долгосрочной перспективе определяется характером и полнотой использования всего комплекса его конкурентных преимуществ, благоприятных внутренних (региональных) и внешних (макроэкономических и внешнеэкономических) факторов экономического роста, а также возможностями преодоления имеющихся ограничений и решения ключевых проблем регионального развития.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. [3]

В экономическом аспекте развитие представляет собой процесс улучшения качества жизни всего населения. Включает три важнейшие составляющие: (1) повышение в ходе взаимосвязанных процессов экономического роста качества жизни людей – доходов, потребления продовольствия, уровней образования и медицинского обслуживания и т.п.; (2) создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; (3) укрепление свободы путем расширения для людей возможностей улучшения их снабжения потребительскими товарами и услугами. [4]

Регион – это цельная территория, выделенная по какому-либо признаку (географическому положению, экономическим связям, управлению и т.д.). Причем следует помнить, что термин «регион» может быть применен как к небольшому административному району, так и к нескольким странам, объединенным географически или экономически. [2]

Говоря о современном региональном развитии, регион рассматривается как обособленная территориальная социально-экономическая система в ранге субъекта права – субъекта Российской Федерации для обозначения национально-территориальных (республика, автономная область, автономный округ) и административно-территориальных (край, область, города федерального значения) единиц. Регион в РФ – часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.

В свою очередь, региональное развитие – это прогрессивное изменение структуры региона. [2. С. 10]

Таким образом, региональное развитие можно охарактеризовать, как многомерный, неравномерный, асинхронный, многокритериальный и многосистемный процесс, включающий в себя процессы динамики (в том числе цикличности, стадийности) территориальной структуры хозяйства и населения, процессы изменения территориальных связей (материальных и информационных) и преобразования конфигурации и пространственной структуры как самой территории, так и составляющих ее систем, ареалов и комплексов. Региональное развитие включает в себя и такие аспекты, как перемены в общественном сознании, в традициях и привычках. [1. С. 30]

Региональное развитие происходит на базе экономического потенциала территории для улучшения качества жизни населения и создания благоприятных условий для жизни, отдыха и трудовой деятельности. При этом экономическое развитие должно быть эффективным и приносить стабильные и долгосрочные социально-экономические результаты.

Региональное развитие определяется совокупностью факторов и условий. В состав факторов включают: экономико-географическое положение; население и трудовые ресурсы; производственный комплекс; имеющуюся на территории инфраструктуру; локализованные природные ресурсы (энергетические, минерально-сырьевые, биологические, водные); транспортный фактор; научно-технический потенциал; формы территориальной организации хозяйства; качество управления; социальный климат и др.

Для эффективного регионального развития должны создаваться необходимые условия размещения и развития производства. К основным факторам размещения производства относятся: природные, демографические, исторические, научно-технические, организационные, транспортные, экономические, социальные, географические, государственно-политические и прочие условия.

Говоря о региональном развитии, нельзя не обратить особое внимание на социальные факторы развития, которые являются дополнением к экономическим и предполагают рост качества жизни населения региона при решении задач по размещению объектов производства и его инфраструктуры. Поэтому любые задачи по определению пункта строительства всегда согласовываются с администрацией региона и в последующем включаются в прогнозы, программы и планы социально-экономического развития. [5]

Особое место в системе факторов регионального развития занимают территориально локализованные конкурентные преимущества региона, имеющие устойчивый характер и не зависящие от внешних условий. К числу ключевых конкурентных преимуществ относятся, как сравнительно высокая миграционная привлекательность территории округа, так и развитая инфраструктура, поскольку инфраструктура является одним из важнейших факторов регионального развития.

В наиболее общем понимании инфраструктура (в пер. с лат. infra – ниже, под и structura – строение, расположение) – совокупность сооружений, зданий, систем и служб, которая необходима для нормального функционирования материального производства и для жизнедеятельности населения определенной территории. [1. С. 58]

В экономическую литературу этот термин с 1955 г. ввел американский ученый Пауль Розенштейн-Родан (Paul Narcyz Rosenstein-Rodan, 1902–1985), определивший инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие основных отраслей материального производства и удовлетворяющих потребности общества. Он выделил два основных вида инфраструктуры: производственную (или хозяйственную) и социальную.

В отечественной научной литературе первыми стали рассматривать этот термин специалисты регионального направления и географии, а уже затем ученые других специальностей. В конце 60-х – 70-е гг. данной проблеме большое внимание уделяли такие ученые, как И. Майергойз, Э. Алаев, С. Дебабов. [1. С. 58]

Инфраструктура во многом обусловливает темпы роста производительных сил региона. Для нашей страны с ее огромной территорией, на которой неравномерно размещены природные, трудовые, финансовые и материальные ресурсы развитие инфраструктуры имеет исключительно важное значение. [2]

Инфраструктура – это прежде всего характеристика общих условий эффективного развития материального производства и социальной жизни, а не просто набор определенных видов деятельности. Именно создание наилучших условий для производства товаров, их свободного движения и личного потребления в определенных регионах и есть то главное, что отличает инфраструктуру от остальных видов деятельности, является основополагающим признаком ее выделения из национальной экономики.

Процесс формирования инфраструктуры достаточно длительный. Он неразрывно связан с определенными ресурсами, жестко привязан к территории и во многом зависит от территориальной организации сферы производства и сферы обращения в каждом конкретном регионе. [2. С. 48]

Инфраструктура должна обеспечить население не просто услугами, но услугами должного качества, причем инфраструктура должна обеспечивать экономическое развитие и в дальнейшем. [1. С. 31]

Региональная инфраструктура – это комплекс сооружений и видов деятельности, обеспечивающий создание необходимых условий для эффективного функционирования материального производства, свободного движения всех видов товаров и ресурсов, а также нормальной жизнедеятельности населения на территории региона.

В совокупности элементы инфраструктуры отражают степень освоенности (обустройства) данной территории. Переход экономики на интенсивный путь развития обусловливает повышение уровня всей системы инфраструктуры и ее отдельных элементов.

Региональная инфраструктура как экономическая категория выражает материально-вещественные элементы и производственные отношения по поводу деятельности различных объектов как производственного, так и непроизводственного характера, направленной на создание комплекса условий для развития экономики и обеспечения жизнедеятельности населения отдельной территории (в данном случае региона).

Экономическая сущность региональной инфраструктуры заключается в экономии, получаемой за счет концентрации вспомогательных производств в период строительства и во время функционирования предприятий основного производства. [2. С.49]

Особенно большое значение региональная инфраструктура имеет для поощрения малого и среднего бизнеса, который в этом случае, экономя на вспомогательных производствах, повышает конкурентоспособность своей продукции.

В региональном аспекте развитие инфраструктуры необходимо как для подъема экономики отсталых регионов, так и для обеспечения потребности развитых регионов. В отсталых регионах необходимо значительную долю капитальных вложений направлять на развитие инфраструктуры, поскольку создание последней будет привлекать капитал (в основном частный) в производственные отрасли, что поможет обеспечить экономическое развитие этих регионов.

Место региональной инфраструктуры в системе рыночных отношений в основном определяется ее тремя наиболее существенными функциями: распределительной, коммуникационной и регулирующей. Под распределительной функцией понимается способность инфраструктуры обеспечить распределение товарно-материальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и территориям региона. Коммуникационная функция – это организация эквивалентного обмена продуктами труда (товарами, услугами, информацией и т.п.). Регулирующая функция обеспечивает восстановление и поддержание сбалансированного спроса и предложения на разнообразных региональных рынках. Неразвитость названных функций способна парализовать производство, привести к нарастанию негативных тенденций в экономике. [2. С. 50]

Региональную инфраструктуру характеризуют такие основные свойства, как обслуживающее значение; неравномерность плотности размещения объектов; инфраструктурная емкость региона, что отражает способность региона принять новые предприятия и отрасли без существенных сопряженных затрат; возможность количественной оценки (мощность, протяженность, стоимость, пропускная способность, емкость, напряжение и т.п.); комплексность развития, т.е. обслуживание региональных хозяйственных комплексов в целом; инерционность – подразумевает наращивание новых элементов на уже сложившемся каркасе при его практически полной сохранности (например, строительство ЛЭП, линий связи вдоль дорог). Такая инерционность нередко затрудняет проведение прогрессивных пространственных преобразований, так как коренная реконструкция инфраструктуры вызывает колоссальные затраты. Поэтому существующие системы региональной инфраструктуры являются стержнем для развития перспективных инфраструктурных систем. [2. С. 52]

Для отнесения той или иной отрасли национального хозяйства в состав инфраструктуры необходимо определить единый для всех изучаемых отраслей критерий, который отражал бы коренную сущность выделения инфраструктуры.

В последние годы подавляющее большинство ученых, занимающихся проблемами инфраструктуры, считают, что критерием отнесения отрасли в ее состав является функциональная роль инфраструктуры в процессе воспроизводства. Сюда относятся отрасли, которые играют вспомогательную, обслуживающую роль по отношению к основным отраслям экономики региона. Их функцией является создание общих условий для нормальной производственной деятельности хозяйствующих субъектов и осуществления процесса воспроизводства в целом.

Функциональное назначение инфраструктуры в общественном производстве выражается в том, что, во-первых, эффективное развитие любой экономики в значительной степени зависит от состояния инфраструктуры: чем глубже общественное разделение труда, чем сложнее процесс обобществления производства, тем очевиднее становится воздействие на рост производительных сил общества общих условий производства. Во-вторых, ей присущ межотраслевой характер деятельности, и отсюда коллективный характер потребления ее продукции – инфраструктура «безадресна» вследствие многочисленности и разнородности потребителей ее продукции. В-третьих, эффективность развития инфраструктуры ощутима за ее пределами – в основных отраслях экономики. [2. С. 53]

Технически для объектов инфраструктуры характерны неподвижность, хотя сами они обеспечивают мобильность ресурсов, т.е. ускорение потоков материальных благ и услуг между отраслями, регионами, разнообразными производителями и потребителями, кроме того -  громоздкость сооружений инфраструктуры, т. е. большинство инфраструктурных объектов являются крупными сооружениями, занимающими значительные территории.

Для инфраструктуры характерный и социальные признаки: общественный и индивидуальный характер потребления; необходимость государственного управления и регулирования.

В экономическом смысле инфраструктура обладает несколькими очень важными характеристиками. Во-первых, все составляющие ее отрасли не создают ценностей, и затраты на создание инфраструктуры (весьма существенные) могут окупиться лишь после того, как начнут давать продукцию возникающие благодаря ей производственные отрасли; во-вторых, современное производство не может развиваться в конкретном регионе, если он не обустроен, т.е. создание инфраструктуры должно известным образом опережать хозяйственное освоение территории; в-третьих, уровень развития инфраструктуры определяет в каждый данный момент возможности всестороннего экономического развития региона; в-четвертых, состояние инфраструктуры – это основное стратегическое средство развития региона.

Роль инфраструктуры в региональном развитии в условиях рынка заключается в создании и поддержании устойчивых связей между отдельными субъектами региональной экономики, что обусловлено наличием достаточно большого количества обособленных производителей, работающих на региональном рынке и формированием благоприятных условий для удовлетворения потребностей всех участников рыночных отношений (предпринимателей, органов власти, населения).

По мнению ряда экономистов, от степени развития инфраструктуры зависит социально-экономическая эффективность региона и его конкурентоспособность. Инфраструктура поглощает значительную часть капвложений территории, поэтому большую роль должно играть размещение на ней таких производств, которые наиболее эффективно используют созданную инфраструктуру и местные условия.

Инфраструктура составляет неотъемлемую часть экономического пространства, т.е. это созданный на определенном пространстве комплекс условий, стимулирующий развитие экономической деятельности на данной территории.

Региональная инфраструктура создает объективные условия для решения научно-технических проблем, повышает уровень информационной обеспеченности, позволяет оптимизировать как внутрирегиональные, так и межрегиональные экономические связи, что в итоге дает устойчивый рост производительности труда и на его основе повышение жизненного уровня населения. [2. С. 51]

Российские ученые доказывают, что основная функция региональной инфраструктуры – создание условий, необходимых для поддержания нормального процесса производства и воспроизводства (средств производства, рабочей силы, финансово-кредитных и природных ресурсов). В связи с этим выделяются такие компоненты, как транспортная, информационно-коммуникационная, сельскохозяйственная, лесохозяйственная, водохозяйственная, средоохранная и средозащитная, которые должны находиться в определенном соответствии, как между собой, так и с обслуживающими объектами. Анализ экономической инфраструктуры как фактора и условия размещения и развития является одной из важнейших целей и задач региональных исследований, а её уровень развития определяет возможности всестороннего развития регионов. [1. С. 59]

Жизнеспособность социально-экономической среды региона напрямую зависит от уровня развития и надежности инфраструктуры. Поэтому инфраструктурное обустройство регионального рынка является первостепенной задачей экономического развития региона.


Библиографический список
  1. Анимица, Е.Г., Силин, Я.П., Сбродова, Н.В. Теории регионального и местного развития [Текст] / Е. Г. Анимица, Я. П. Силин, Н. В. Сбродова. – М.: М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос.экон. ун-та]
  2. Поздеева, О.Г., Иванова, О.Ю. Региональная экономика [Текст] / О. Г. Поздеева, О. Ю. Иванова. – М.: М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос.экон. ун-та]
  3. Ильичёв, Л. Ф., Федосеев, П. Н., Ковалёв, С. М., Панов, В. Г. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Советская энциклопедия, 1983
  4. Гацалов, М. М. Современный экономический словарь-справочник [Текст] / М. М. Гацалов — Ухта: УГТУ, 2002
  5. Митрофанова, И. В., Батманова, В. В. Региональная экономика и политика [Текст]: учеб. пособие / И. В. Митрофанова, В. В. Батманова – ООН РАН, ЮССРЭ, Волгогр. гос. ун-т, Каф. мировой и регион. экономики. – Волгоград: [Изд-во Волгогр. гос. ун-та], 2012


Все статьи автора «Машарова Анна Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: