О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

Кудрявцева Елена Владимировна1, Маркова Наталья Ивановна2
1Южно-Уральский государственный университет
2Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н.Ельцина

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы защиты персональных данных в контрактной системе. Проведен анализ действий, которые осуществляются с персональными данными в контрактной системе. Обосновывается необходимость закрепления, либо уточнения правового режима персональных данных в Законе о контрактной системе.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Кудрявцева Е.В., Маркова Н.И. О персональных данных в контрактной системе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24733 (дата обращения: 21.02.2024).

На сегодняшний день сформировано два подхода к персональным данным в контрактной системе. В первом подходе декларируется необходимость закрепления правового режима персональных данных в Законе о контрактной системе, так как к персональным данным относится любая информация, которая прямо или косвенно относится к субъекту персональных данных. Сторонники второго подхода придерживаются принципа необходимой достаточности Закона о персональных данных. Автор рассмотрел оба подхода и для изучения указанной позиции провёл анализ действий, которые осуществляются с персональными данными в контрактной системе.

Операторами персональных данных в контрактной системе будут являться государственные и муниципальные заказчики, заказчики, уполномоченные органы и учреждения, контрольные органы, экспертные организации, эксперты, специализированные организации, операторы электронных площадок.

Под обработкой персональных данных, производимых Заказчиком (далее в этом значении будут подразумеваться государственный или муниципальный заказчик, бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки), понимаются все процедуры, в которых предусмотрены действия, или совокупность действий с персональными данными субъекта персональных данных, которым будет являться участник закупки.

Обработка персональных данных «Заказчиком – оператором» начинается с процедуры определения поставщика на этапе рассмотрения и оценки заявок, поступивших от «участника закупки – субъекта персональных данных».

Рассмотрим содержание заявки на участие в запросе котировок: она должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок. Из этого следует, что в заявке от юридического лица также содержатся персональные данные. В данном случае субъектами персональных данных будут являться физические лица, исполняющие функции руководителя юридического лица и учредители юридического лица, чьи данные – фамилия, имя, отчество (при наличии) и идентификационный номер налогоплательщика в заявке являются необходимым условием. В случае, если участником закупки является физическое лицо, то персональные данные в заявке отражаются как фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства банковские реквизиты, идентификационный номер налогоплательщика.

При проведении аукциона в заявке участника закупки обязательной информацией, относящейся к персональным данным будет: фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

При проведении конкурса заявки на участие в открытом конкурсе должны содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона. В случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию [1].

То есть можно утверждать, что на этапе рассмотрения и оценки заявок участников осуществляется сбор и запись персональных данных субъектов персональных данных независимо от организационно правовой формы участника закупки.

В соответствии с Законом о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок в конкурентных процедурах фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором также будут отражаться персональные данные. Так, в соответствии с требованиями п.8 ч.10 ст. 53 Закона о контрактной системе в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок должны указываться фамилии, имена, отчества для физических лиц, почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.

Законодательством о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика при проведении запроса котировок осуществлять аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам. В обязанность заказчика входит предоставить возможность всем участникам запроса котировок, подавшим заявки на участие в запросе котировок, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов. Закон позволяет присутствующим участникам осуществлять аудио- и видеозапись процедуры вскрытия. Вместе с этим, Закон о контрактной системе обязывает заказчика объявлять информацию не только о месте, дате, времени вскрытия конвертов, но и фиксировать наряду с данными о предложении по цене контракта, указанной в заявках, информации о наименовании юридического лица, фамилию, имя, отчество для физического лица, почтовый адрес каждого участника запроса котировок, конверт с заявкой на участие в запросе котировок которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке на участие в запросе котировок.

Во избежание спорных ситуаций, влекущих за собой жалобы от участников закупки в контрольный орган, заказчики зачастую фиксируют на аудиозаписи не только вышеперечисленные требования, но и требования к содержанию заявки, закреплённые в ч.3.ст.73 Закона о контрактной системе, в частности информацию о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика учредителей и руководителей юридических лиц.

Вместе с тем исключена возможность контроля последующего использования аудио и видеозаписи, сделанной присутствующим на вскрытии конвертов участником закупки, подавших заявку, в связи с чем, можно утверждать, что на указанном этапе происходит распространение персональных данных неопределённому кругу лиц и не исключена возможность противоправных действий в части неправомерного использования и дальнейшего распространения информации, полученной участником закупки, который является конкурентом другому участнику. Данный вопрос автор предлагает вынести на дополнительное изучение.

Справедливо будет заметить, что конкурентные процедуры (запрос котировок, конкурсы, как правило выигрывает юридическое лицо, поэтому в протоколах подведения итогов не так часто отображаются персональные данные.

Однако, важным неурегулированным вопросом в части раскрытия персональных данных остаётся размещение информации по п.33 ч.1. ст.93, а именно закупка у единственного поставщика преподавательских услуг и услуг экскурсовода. Указанная закупка проводится исключительно у физических лиц.

В соответствии с требованием Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика по настоящему пункту сопровождается размещением контракта в реестре контрактов в ЕИС, так как Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее – реестр контрактов). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проверяет наличие информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов, и размещает в единой информационной системе информацию и документы в течение трех рабочих дней с даты их получения. В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов. Документы и информация, содержащиеся в реестре контрактов, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате, за исключением договоров, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Практически, функционал ЕИС и региональной системы без заполнения персональных данных физического лица – стороны контракта, не позволит провести указанную закупку, а без прикрепления сканированной копии контракта с данными и подписью сторон, контроль будет не пройден и осуществить оплату по нему будет невозможно. При заключении такого контракта о физическом лице вносится следующая информация: Фамилия, Имя, Отчество, ИНН, дата постановки на учёт, адрес проживания, телефон, адрес электронной почты, банковские реквизиты, СНИЛС, данные паспорта. Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что неограниченный круг лиц обладает полной информацией, позволяющей идентифицировать субъект персональных данных, включая его образец подписи и данных паспорта.

Указанная проблема может напрямую нарушить права субъекта персональных данных. То есть при оказании преподавательских услуг в бюджетных образовательных учреждениях на основе гражданско-правового договора, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе, а также услуг экскурсовода, распространяется более, чем необходимый и достаточный объем персональных данных, что противоречит Закону о персональных данных, а именно: обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.

Так как целью Закона о персональных данных является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки и обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки, автор считает вышеуказанную проблему не до конца урегулированной и предлагает дополнительно исследовать все её правовые аспекты.

Изучив вышеизложенный материал, автор принимает подход, при котором видит необходимость закрепления, либо уточнения правового режима персональных данных в Законе о контрактной системе, обосновывая свою позицию следующими доводами.

Закон о персональных данных устанавливает общеправовой принцип законности, на котором основывается весь процесс обработки персональных данных. Общим условием для всех операторов при обработке персональных данных является соблюдение принципов и правил, установленных Законом о персональных данных.

В ст.6 Закона о персональных данных приведен закрытый перечень условий такой обработки. Анализируя указанную статью, можно сделать вывод, что обработка персональных данных может осуществляться как в силу согласия субъекта персональных данных, так и в силу закона в соответствии с п.2-11 анализируемой статьи.

Процедура определения поставщика, описанная выше, завершается заключением контракта на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При исполнении контракта перемена поставщика не допускается, за исключением случая, если новый поставщик в форме преобразования, слияния или присоединения. Из этого следует, что обработка персональных данных во время процедуры определения поставщика необходима для исполнения договора, стороной либо выгодоприобретателем которого является субъект персональных данных. Однозначно, что подача заявки на участие в конкурентной процедуре – это инициатива субъекта персональных данных с вытекающими из этого выводами, так как предложив лучшие условия исполнения контракта, либо самую низкую цену, указанный субъект будет одной из сторон договора. В соответствии с п.5 ст.6 Закона о персональных данных согласие субъекта на обработку его персональных данных не требуется.

Автор также считает необходимым опираться и на п. 11. Закона о персональных данных, в котором закрепляется обработка персональных данных в силу закона, если такие данные подлежат опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с Федеральным законом. Так в Законе о контрактной системе императивными нормами закреплено требование к информации и документам, подлежащих размещению в ЕИС в установленные сроки. Примером размещения персональных данных на основании указанного будет размещение информации о заключенном контракте в реестр контрактов и в отчет об исполнении контракта, заключенного на основании п.33 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе. Здесь автор считает необходимым уточнить правовой режим персональных данных.

Закрепленное ч.2. ст.8 Закона о персональных данных право субъекта требовать исключения его персональных данных из общедоступного источника, нуждается в дополнительной регламентации применительно в Закону о контрактной системе. С одной стороны, указанное право является безусловным, не требующим указания основания для такого исключения, с другой стороны, исключение персональных данных субъекта из ЕИС нарушает основной принцип контрактной системы – прозрачности при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” // Консультант Плюс. URL: // http://www.consultant.ru/ (дата обращения 15.12.2017)


Все статьи автора «Маркова Наталья Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: