АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСИЛИЙ И УНИВЕРСИТЕТСКИХ ИНИЦИАТИВ

Яценко Елена Борисовна
Российский университет дружбы народов
директор Департамента развития международной проектной деятельности, кандидат технических наук

Аннотация
Статья посвящена изучению состояния и перспектив развития международного образовательного сотрудничества Китая и России. Основное внимание акцентируется на анализе опыта по обмену иностранными студентами; cпособам наращивания потока иностранных обучающихся из Китая в Россию, созданию и развитию совместных образовательных проектов, ассоциаций российско-китайских вузов, инструментов преодоления языкового барьера.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Яценко Е.Б. Анализ состояния и перспектив развития сотрудничества России и Китая в области образования в рамках государственных усилий и университетских инициатив // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24720 (дата обращения: 22.02.2024).

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации 28.4320.2017/5.1.

Дипломатические отношения между СССР и КНР были установлены 2 октября 1949 года [1], но качественно новое развитие они получили в условиях новой России. В настоящее время российско-китайское взаимодействие опирается на Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года [2] и характеризуется разветвленной структурой контактов на всех уровнях. Современная договорно-правовая база насчитывает более 300 двусторонних межправительственных соглашений, охватывающих практически все сферы сотрудничества.

В области образования взаимодействие в основном идет в соответствии со следующими межправительственными соглашениями: О культурном сотрудничестве от 18 декабря 1992 г.[3], О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях от 26 июня 1995 г.[4], Об изучении русского языка в Китае и китайского в России от 3 ноября 2005 г.[5], а также Соглашением между Минобрнауки России и Минобразования Китая о сотрудничестве в области образования от 9 ноября 2006 года [6]. Кроме этого рабочими документами являются протоколы ежегодных заседаний межведомственной Российско-Китайской подкомиссии по сотрудничеству в области образования (далее – Подкомиссия), действующей в рамках Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству, которую возглавляют вице-премьеры правительств двух стран. которая действует с 2001 года. В рамках Подкомиссии функционирует Рабочая группа, в сфере которой находятся вопросы взаимодействия в изучении и преподавании русского и китайского языков, развития двусторонних академических обменов и научного сотрудничества вузов, мониторинг двустороннего сотрудничества в области образования, практическая разработка рекомендаций для Подкомиссии и вузов обеих стран.

Итогом деятельности Рабочей группы, в том числе, стало создание плана поэтапного увеличения квот на государственные стипендии и предоставление других возможностей для студентов из КНР, предполагающих учиться в России. При этом объем двухсторонней академической мобильности к 2020 году должен возрасти до 100 тысяч человек [7]. Безусловно, верификация и сопоставимость статистических данных – вопрос сложный, однако, опираясь на сведения министерств образования стран-партнеров и протоколы заседаний Рабочей группы можно сделать оценку динамики роста иностранных студентов в обеих странах. Так, по данным китайской стороны к концу
2016 г. общий обмен (то есть это – студенты, магистранты, аспиранты, краткосрочные обменные программы и слушатели ДПО), составил около 70 тыс. человек, в то время как по российским данным – это около 50 тыс. человек, из которых в Китае обучается более 17 971 российских граждан, а в России – около 30 233 тысяч граждан Китая [8].

Способы наращивания российско-китайских потоков обучающихся в рамках государственных усилий и университетских инициатив 

С точки зрения российской стороны наращивание потока китайских граждан на обучение в вузах Российской Федерации можно обеспечить несколькими способами.

В первую очередь, это увеличением квот на обучение граждан Китая (в 2015/2016 учебном году квота увеличена до 850 мест [9], фактически принято 1277 человек, в 2016/2017 учебном году предусматривалось 900 мест, фактически было принято 1360 человек, на 2017/2018 учебный год планом приема предусматривалось 930 мест, см. табл.1.).

Таблица 1.Динамика роста количества студентов и выделения квот на обучение китайских граждан в России с 2014 п 2017 гг.

2014/2015 2015/2016 2016-2017 2017-2018
1 Общее количество китайских студентов в России, чел.[10]

20 209

22 261

н.д.

30 233

(оценочно)

2 План приема (выделения квот), чел.

804

850

900

930

3 Фактическое выделение квот, чел

1056

1277

1360

н.д.

Вторым способом наращивания учебной миграции из Китая является использованием преимущественного права ведущих российских вузов [11]. В этом контексте ряд высших учебных заведений (МГУ имени М.В. Ломоносова, МАДИ, МИСиС, РУДН, Санкт-Петербургский госуниверситет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Дальневосточный федеральный университет, Новосибирский  госуниверситет, Национальный исследовательский Томский политехнический университет и другие), получившие  преимущественное право набора иностранных студентов,  в основном принимают граждан Китая на полный курс обучения в магистратуру и аспирантуру по специальностям «филология», «педагогика», «экономика», «строительство»,  «машиностроение» [12]. В то же время Дальневосточный федеральный университет предлагает для обучения гражданам КНР более 40 направлений подготовки бакалавров и магистров, 8 программ подготовки специалистов и 17 направлений подготовки магистров и аспирантов, реализуемых на русском и английском языках. В университете в настоящее время реализуется 5 совместных образовательных программ с китайскими вузами, на которых обучаются около 300 граждан КНР. К 2020 году планируется увеличение количества таких программ до 20 – 25 (то есть до 1500 обучающихся).

Третьим способом увеличения количества китайских студентов в России является наращивание программ академических обменов с китайскими вузами-партнерами. Например, Дальневосточный федеральный университет готов к кратному увеличению числа граждан КНР, прибывающих на краткосрочный период времени (до 1 семестра) по линии академических обменов (от 500 до 1000 человек в год). Для ДВФУ реализация программ академических обменов является одним из важнейших направлений перспективного развития сотрудничества с китайскими вузами-партнерами.

Четвертый маневр – создание новых совместных университетов. В 2017 г. первых студентов принял Российско-китайский университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне, созданный на базе МГУ имени М.В. Ломоносова и Пекинского политехнического университета согласно меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве между Министерством образования и науки России и Министерством образования Китая от 20 мая 2014 г.[13]. Обучение в данном вузе будет проходить на трех языках: русском, китайском и английском, выпускники получат сразу два диплома: МГУ и университета-партнера. В октябре 2016 г. Минобразования КНР выдало лицензию данному университету сроком действия до 31 декабря 2066 г. Строительство университетского комплекса планируется завершить к 2018 году. Вуз рассчитан на прием 5 тыс. человек ежегодно, включая 600 магистров и 40 аспирантов в год. Количество обучающихся в течение первых пяти лет работы составит – 300-500 человек в год.

Кроме этого, создан совместный Российско-китайский инженерный институт на базе Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого (СПбПУ) и Цзянсуского педагогического университета, ориентированного на обучение студентов по совместным образовательным программам по инженерным и экономическим направлениям подготовки [14]. Объявлен первый набор китайских студентов на новый учебный год в количестве 250 человек. Еще одним примером такого сотрудничества является открытие транспортных институтов в России и Китае на базе Петербургского государственного университета путей сообщения имени Императора Александра I и Пекинского транспортного университета [15].

Развитие сетевых образовательных проектов с участием России и Китая

На совещании министров образования государств-членов ШОС
(г. Астана, 28 октября 2008 г.) был подписан ряд документов, отразивших общее стремление стран к созданию Университета ШОС (далее – УШОС), а также подтвердивших содержание концепции Университета ШОС и основные направления обучения: регионоведение, энергетика, нанотехнологии, IT-технологии, экология, педагогика, экономика. 31 октября 2016 г. № 2309-р Распоряжением Правительства Российской Федерации было одобрено Соглашение об учреждении и функционировании         Университета Шанхайской организации сотрудничества [16].

Основной задачей УШОС является осуществление совместной подготовки высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств-членов ШОС [17].

Университет функционирует как сеть уже существующих университетов в государствах-членах ШОС, а также в странах-наблюдателях и партнерах по диалогу. По состоянию на 2017 г. в проекте УШОС с программами магистратуры по вышеназванным направлениям подготовки участвуют 79 вузов из 5 стран-участниц (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Китай и Россия) и Белоруссии как страны-наблюдателя. При этом от КНР в проекте участвуют 23 ведущих университета, от России – 22. В период с 2010 по 2016 гг. в рамках УШОС в российских вузах прошли обучение 1066 обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры за счет средств федерального бюджета в рамках квоты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2013 г. № 891[18].

В свою очередь, Сетевой университет БРИКС создан как инициатива России в год ее председательства в данной международной организации. Согласно Меморандуму о взаимопонимании, подписанному 18 ноября 2015 г. в Москве, в СУ БРИКС входит по 12 университетов из каждой из страны-участниц, в которых будут формироваться кадры для экономик стран-партнеров по 6 направлениям подготовки: энергетика, информатика и информационная безопасность, исследования стран БРИКС, экология и изменение климата, водные ресурсы и нейтрализация загрязнений, экономика. При этом ограничений на дальнейшее расширение направлений в СУБРИКС нет. В настоящее время университет проходит стадию становления, определяются пертнеры, формируются совместные программы. Первый набор в УШОС планируется в сентябре 2018 г., вопрос о предоставлении квот после встречи старших должностных лиц министерств образования стран-партнеров (04.07.2017 г., Пекин)  находится на стадии проработки в министерствах образования на национальном уровне [19], [20].

Выше обозначенные сетевые проекты созданы для решения задачи формирования единого (общего) образовательного пространства вузов государств-участников проектов путем реализации совместных образовательных программ, организации «включенного обучения», других новых форм межвузовского сотрудничества. Сетевые университеты это еще и создание механизмов для развития академической мобильности студентов и преподавателей, а также осуществление совместной подготовки высококвалифицированных кадров, содействие межкультурному диалогу в студенческой среде, сохранению, развитию и взаимообогащению культур, языков, исторических и национальных традиций народов государств-участников проектов.

Создание ассоциаций партнерских университетов России и Китая

Динамичным развитием характеризуется взаимодействие университетов стран-партнеров на межвузовском уровне. По отраслевому признаку успешно работает Российско-Китайская ассоциация медицинских университетов (РКАМУ), в которой принимают участие 11 российских и 18 китайских вузов. Ассоциация создана с целью совместного улучшения качества медицинского образования Китая и России, в соответствии с требованиями уровня медицины и научных исследований, рассматривая РКАМУ в качестве академической платформы. Также важную роль в образовательном пространстве двух стран играют такие ассоциации профильных вузов, как Ассоциация российских и китайских технических университетов, университетов Дальнего Востока, Сибири и Северо-Восточных провинций КНР, экономических вузов, педагогических вузов, медицинских вузов.  В настоящее время ведется работа по созданию ассоциации российских и китайских вузов «Волга-Янцзы» в формате взаимодействия на региональном внутристрановом уровне. Необходимо отметить, что мероприятия ассоциаций собирают большое количество участников, например, в XII форуме ректоров вузов Дальнего Востока и Сибири России и Северо-Восточных регионов Китая в июне 2017 г. приняло участие свыше 170 руководителей, ученых и преподавателей более чем из 70-ти университетов и институтов двух стран-партнеров, а также представители китайского и российского бизнеса.

Кроме этого российские и китайские образовательные организации выразили заинтересованность в создании ассоциаций культуры, филологических, авиационных и сельскохозяйственных вузов. Российская и китайская стороны отмечают, что основными направлениями деятельности ассоциаций профильных вузов двух стран должны стать объединение усилий для повышения качества профильного образования, превращение вузов-членов ассоциаций в ведущие учебно-научные, культурно­просветительские и общественные центры своих стран в целях развития системы подготовки специалистов с профильным университетским образованием и подготовки научно-педагогических кадров.

Также в последние 25 лет активно развивается сотрудничество между российскими и китайскими учебными заведениями из разных российских регионов и китайских провинций. По данным Минобрнауки России к настоящему времени установлено более 950 партнерских связей между российскими и китайскими вузами и организациями, в которых с российской стороны участвуют 120 (по другим данным 150) вузов, с китайской – около 600 [21].  В частности, вузы Москвы поддерживают более 200 партнерских связей, а университеты Сибири и Дальнего Востока (Дальневосточный федеральный университет, Камчатский госуниверситет, Тихоокеанский госуниверситет, Сибирский федеральный университет, Северо-Восточный федеральный университет, Новосибирский госуниверситет, Иркутский госуниверситет, Томский госуниверситет и другие) – порядка 300. В рамках этого сотрудничества реализуются совместные программы подготовки специалистов, повышения квалификации научно-педагогических кадров, изучения китайского и русского языков, организуются форумы ректоров ведущих вузов.

В целях оказания сотрудничающим вузам организационно-методической поддержки Минобрнауки России и Минобразования КНР заключили Меморандум о сотрудничестве в реализации приоритетных направлений в области образования, направленного на развитие академической мобильности, увеличение количественных показателей двусторонних обменов в области образования и науки, расширение преподавания китайского и русского языков, изучение страноведения двух стран в образовательных учреждениях России и Китая.

Снятие языкового барьера

В рамках Программы продвижения русского языка и образования на русском языке, утвержденной Советом по русскому языку при Правительстве Российской Федерации[22], запланирована реализация программ повышения квалификации педагогов-русистов и преподавателей-предметников, ведущих обучение на русском языке в школах и образовательных организациях высшего образования Китая. Кроме этого, стало традиционным обучение русскому языку (языковая стажировка) китайских студентов и преподавателей на базе Дальневосточного федерального университета, Северо-Восточного федерального университета, Калмыцкого государственного университета, Благовещенского государственного педагогического университета, ежегодно 20 – 50 студентов и преподавателей.

На базе Дальневосточного федерального университета открыт Центр обучения русскому языку китайских студентов и школьников. Начиная с 2015 года, в данном центре могут обучаться от 100 до 500 человек ежегодно. Также в университете проводятся дополнительные учебные курсы, в рамках которых закрепляются навыки владения деловым русским языком, рассматриваются вопросы этикета, освещаются  различные аспекты русской культуры, истории, традиций, искусства, особенности развития Дальнего Востока России.

Необходимо признать, что языковой барьер пока остается существенным препятствием для роста количества российско-китайского студенческого потока. Значимый вклад в развитие российско-китайского образовательного сотрудничества вносит Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина. В дистанционном формате проходит повышение квалификации педагогов-русистов Китая на интернет-портале ГИРЯ «Образование на русском».

Российский университет дружбы народов открыл Центр русского языка и довузовской подготовки на базе одного из ведущих университетов Китая – Даляньского университета иностранных языков, где преподаватели РУДН круглогодично ведут занятия студентов и аспирантов[23]. Особым интересом пользуются курсы разговорной практики, а также повышение квалификации работников представительств Института Конфуция.

Принимая во внимание важное значение деятельности институтов Конфуция в России и Русских центров и Кабинетов Русского мира в Китае для ознакомления народов обеих стран с национальной культурой, историей и языком в интересах укрепления добрососедских отношений между Россией и Китаем, Минобрнауки России совместно с Россотрудничеством, Фондом «Русский мир» продолжает работу по упорядочиванию данного направления сотрудничества. В настоящее время в России открыто 22 Института Конфуция (включая Классы Конфуция) и 22 Центра русского языка в Китае [24]. Русские центры и Кабинеты ведут активную информационно-консультационную работу, преподают русский язык, проводят форумы, конференции и круглые столы по различным аспектам двустороннего гуманитарного сотрудничества. В целях обеспечения нормального функционирования Центров русского языка и Институтов Конфуция стороны достигли единогласия о подготовке к подписанию Меморандума на уровне Министерств, определяющего основные принципы и форматы создания и функционирования новых Центров русского языка и Институтов и классов Конфуция.

В заключении хотелось бы отметить, что углубление двухстороннего сотрудничества в образовательной сфере в первую очередь работает на увеличение конкурентоспособности выпускников высшей школы на международном рынке труда, вносит вклад в повышение человеческого капитала стран-партнеров. Российская сторона активно работает не только в двустороннем формате, но и инициирует и поддерживает международные образовательные проекты в парадигме содействия взаимному развитию экономик государств-участниц проектов, в том числе России и Китая.

В свою очередь, китайская сторона воспринимает сотрудничество в сфере образования как значимый элемент своей новой модели международного сотрудничества и развития под общим названием «Один пояс и один путь». Данная модель, с точки зрения китайцев, должна вобрать в себя дух древнего Шёлкового пути и на его основе, укрепляя действующие региональные двусторонние и многосторонние механизмы и структуры взаимодействий с участием Китая, создать новые механизмы регионального экономического партнерства. Это должно стимулировать экономическое процветание вовлечённых стран, укреплять культурный обмен и связи во всех областях между разными цивилизациями, а также содействовать миру и устойчивому развитию [25]. По официальным данным Китая, «Один пояс и один путь» охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе «новые экономики», и развитые страны. На территории мегапроекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, а предположительный экономический масштаб оценивается в 21 трлн долларов США[26].


Библиографический список
  1. URL: http://w.histrf.ru/articles/article/show/sovietsko_kitaiskikh_konflikt
  2. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между российской федерацией и китайской народной республикой от 16 июля 2001 года. Прямая ссылка на  URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870
  3. Cоглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве. Прямая ссылка на  URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-356/48731
  4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях (Москва, 26 июня 1995 года), сборник «Международные соглашения по признанию документов об образовании», Департамент международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России, г. Москва, 2009 г., с.92
  5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и китайского языка в Российской Федерации (Пекин, 03 ноября 2005 г.), прямая ссылка на  URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-147/45958
  6. Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования” (г. Пекин 09.11.2006), прямая ссылка на  URL:  https://www.lawmix.ru/abrolaw/4226
  7. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/m/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/5691
  8. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/m/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/5691
  9. Здесь и далее речь идет о квотах, предоставляемых в соотвествии с Постановлением Правительства Российской Федерации « Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 8 октября 2013 года
  10. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации: Статистический сборник. Выпуск 14./Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Центр социологических исследований, 2017 г., с.21
  11. Реализация проекта по предоставлению вузам права преимущественного приема осуществляется в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N ВВ-П8-7403.
  12. МГУ имени М.В. Ломоносова http://www.msu.ru/int/,
  13. МАДИ http://www.madi.ru/1302-mezhdunarodnaya-deyatelnost.html,
  14. МИСиС http://misis.ru/applicants/,
  15. РУДН http://www.rudn.ru/ab/,
  16. Санкт-Петербургский госуниверситет http://spbu.ru/postupayushchim,
  17. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет http://www.spbstu.ru/international-cooperation/,
  18. Национальный исследовательский Томский политехнический университет https://tpu.ru/education/programs/international,
  19. Дальневосточный федеральный университет https://www.dvfu.ru/international/
  20. URL: http://pk.cmc.msu.ru/node/1352
  21. URL: http://www.spbstu.ru/media/smi/international_activities/jiangsu-polytechnic-joint-engineering-institute/
  22. URL: http://nstar-spb.ru/higher_school/print/article/otkrytie-rossiysko-kitayskogo-transportnogo-instituta-pri-pgups-/
  23. URL:  http://cis-laws.ru/rf-doc/102414448
  24. URL: http://uni-sco.ru/stat/2/stat_2.html
  25. URL: http://uni-sco.ru/news/59/2017_08_01.html
  26. Cайт сетевого университета БРИКС, URL: https://nu-brics.ru/
  27. Cайт сетевого университета БРИКС, URL: https://nu-brics.ru/news/11/
  28. Арефьев А.Л., Любская К.А. Российские студенты в Китае // Демоскоп Weekly. 2017. № 7015-716. URL: http://demoscope.ru/weekly/2017/0715/tema01.php
  29. URL: http://www.pushkin.institute/programma/
  30. URL: http://www.rudn.ru/?pagec=6589
  31. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D1%81/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/8527
  32. Vision and Actions on Jointly Building Silk Road Economic Belt and 21st-Century Maritime Silk Road. 2015/03/28, Issued by the National Development and Reform Commission, Ministry of Foreign Affairs, and Ministry of Commerce of the People’s Republic of China, with State Council authorization. First Edition 2015. Прямая ссылка на  URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D1%81_%D0%B8_%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C#cite_note-test-3
  33. «Инициатива по поясу и дороге» Си Цзиньпина имеет далеко идущее стратегическое значение. Прямая ссылка на  URL: http://gb.cri.cn/42071/2014/10/10/882s4720906.htm


Все статьи автора «Robert2»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: