СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ТОВАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СБЫТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Бабанов Владимир Николаевич1, Попова Анастасия Романовна2
1Тульский филиал ФГ БОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова», доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, менеджмента и торгового дела
2Тульский филиал ФГ БОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова», магистрант направления «Экономика»

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы организации управления и определения основных направлений совершенствования товародвижения, системы сбора и обработки информации на предприятиях общественного питания, а также обосновывается необходимость разработки эффективных методов и подходов к управлению сырьем и готовой продукцией в данной отрасли народного хозяйства.

Ключевые слова: , , , , , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Бабанов В.Н., Попова А.Р. Современные проблемы организации управления процессами товарного обеспечения и сбыта на предприятиях общественного питания // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24706 (дата обращения: 22.02.2024).

Современный период реформирования экономики, повлекший за собой смену ценностных ориентаций,  коснулся буквально всех ее отраслей, включая коммерческую деятельность. Следует констатировать, что данный процесс затянулся и характеризуется такими явлениями, как и любой кризис: спад производства, рост безработицы, а за ним и текучесть кадров на ряде предприятий, снижение общего уровня населения. Все перечисленные негативные характеристики кризисного состояния относятся в полной мере и к общественному питанию. Причем предприятия общественного питания так же как предприятия торговли достаточно быстро освоились в нынешней экономической ситуации, сменив при этом форму собственности и за короткий период времени более 90% из них смогли стать самостоятельными предприятиями, обладающими совершенно новой структурой управления. Так, например, так называемые тресты общественного питания  на сегодня прекратили свое существование и были преобразованы в акционерные общества.

Кроме того, в процессе рассматриваемой реорганизации изменились и сами экономические отношениями между партнерами, между поставщиками и потребителями. Отношения,  основанные на государственном планировании, на сегодня сменились рыночными отношениями. В связи с этим появилась свобода выбора в отношении установления хозяйственных связей между партнерами, а наряду с этим и повысилась материальная ответственность за ошибки в управлении предприятиями в условиях рынка.

Одной  из  главных  особенностей  рыночной  экономики  является  свобода  выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в  приобретении  товара,  работник  – в  выборе  места  работы  и  т.  д.  Но  свобода  выбора не может обеспечить экономического успеха автоматически, он должен быть завоеван в конкурентной борьбе [1, 98].

Говоря о старой системе снабжения предприятий общественного питания сырьем, следует отметить, что на сегодняшний день она прекратила свое существование и перед приятиями общественного питания остро стоит вопрос совершенствования этой системы. В связи с этим определение перспективных и эффективных направлений развития системы снабжения для предприятий общественного питания, представляется на сегодняшний день довольно актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Кроме того, много нерешенных вопросов остается при рассмотрении проблем управления товародвижением в этой отрасли, что обусловлено особенностями деятельности предприятий общественного питания, которые связаны  с производством и реализацией скоропортящихся продуктов, а также с организацией потребления готовой продукции.

В условиях развития информационного общества остро встает вопрос о внедрении информационных систем в отрасль общественного питания, с автоматизацией рабочих мест, что вызывает достаточно большой интерес со стороны предпринимателей, работающих в этой сфере. Действительно, следует констатировать, что на сегодняшний день эффективность процессов сбора и обработки информации находится на низком уровне из-за применения на предприятиях общественного питания устаревших технологий, а процессы, связанные с развитием информатики в обществе почти не затронули этой сферы. Сегодня широкое внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и, в частности, Интернет-технологий привили к тому, что стремление компаний реализовать возможности Интернет-технологий породило множество новых инновационных моделей, форм и схем бизнес-процессов, а также подходов к конкуренции и позиционированию на рынке и как итог – увеличивается значимость влияния стратегических решений на результаты бизнеса. [2]
Рассматриваемые проблемы, связанные с развитием общих принципов и методов управления товародвижением были освещения в трудах таких отечественных и зарубежных авторов, как А. Смехова, М. Гордона, X. Крампе, г. Андрющенко, О. Уайта, П. Зермати, в. Стюарта, Л. Федорова, B.J. Lalonde, Е.М. Hoover, R.A. Ballou и др. В трудах перечисленных специалистов рассматриваются общие принципы и методы управления товародвижением. Однако, в работах этих авторов, к сожалению, не были рассмотрены  эти аспекты на предприятия отдельных отраслей.

Ряд вопросов, связанных с организацией управления процессами товарного обеспечения и сбыта на предприятиях общественного освещались в трудах Б. Л. Немковского [3,45].  При рассмотрении данной проблемы автор выдвигает основополагающим принцип системности, поэтому для исследования данной  отрасли он рекомендует применять метод индукции, т.е.  идти от  частного к общему. Иными словами, следует идти от исследования подсистем к исследованию всей системы, рассматривая процессы ее практического функционирования, обращая внимание на проблемы ее влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (объединения) с учетом совершенствования управления материальными потоками.

Поэтому в современных экономических условиях остро встает вопрос определения основных направлений совершенствования товародвижения, системы сбора и обработки информации на предприятиях общественного питания, а также  разработка эффективных методов и подходов к управлению сырьем и готовой продукции в данной отрасли народного хозяйства. В связи с этим возникает необходимость  в разработке предложений по созданию эффективного механизма регулирования материальных потоков на предприятиях общественного питания. Исследование возможности применения научных методов управления для целей оптимизации товародвижения в общественном питании позволило сформулировать следующие концептуальные положения.

Во-первых, управление процессами товарного обеспечения и сбыта на предприятиях общественного питания является областью коммерческой деятельности, основой которой является приоритет покупателя. Во-вторых,  важнейшими принципами являются системный подход и оптимизация издержек на всех этапах товародвижения. В третьих, перед управлением в области товарного обеспечения и сбыта на данных предприятиях ставятся следующие цели:

- снижение издержек обращения, связанных с транспортировкой и хранением сырья, полуфабрикатов, готовой продукции;

- сокращение скорости оборота оборотных средств предприятия.

Напомним, что управление товародвижением на предприятиях общественного питания включает такие виды деятельности как: транспортировка, поддержание товарных запасов, обработка заказов, складирование, размещение складов, транспортная обработка.  И это действительно так, ведь кроме расходов, связанных с производством товаров, предприятия и общество в целом затрачивают значительные средства на доведение готовой продукции до потребителя. Нередко по своей величине они превосходят затраты на производство [4]

Кроме того, следует отдельно выделить следующие подсистемы товародвижения: информационное обеспечение, внешняя среда, кадры, сеть перемещения материальных объектов, управление.

На основании проведенного анализа, представляется необходимым решение следующих вопросов:

- рассмотреть сущность основных терминов и понятий, используемых в теории управления товародвижением на предприятиях общественного питания;

- объяснить понятие “система товародвижения”, определив ее структуру и оценив ее взаимодействие с соответствующими подсистемами;

- определить пути применения научных методов управления в общественном питании, определив конкретные приемы и методы;

- оценить действующую систему снабжения предприятий общественного питания сырьем и предложить показатели, позволяющие оптимизировать движение материальных потоков на предприятии;

- разработать схему построения информационной системы управления товародвижением, ее программного и аппаратного обеспечения, а также внедрения электронных коммуникаций на предприятии общественного питания.

Таким образом, актуальность исследования проблемы организации управления процессами товарного обеспечения и сбыта на предприятиях общественного в условиях рынка и необходимость внедрения электронных коммуникаций, обусловлена с одной стороны потребностями современной практики, а с другой недостаточным  научным исследованием данной темы. 


Библиографический список
  1. Егорушкина Т. Н., Бабанов В. Н., Игнатова К. В. Стратегический маркетинг как основа перспективного планирования предприятия торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 621–625. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970139.htm.
  2. Егорушкина Т. Н., Швецов С. А. Применение методологии систем поддержки принятия решений при формировании стратегии электронного бизнеса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 3. – С. 109–115. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770252.htm.
  3. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н., Немковский Б.Л. Маркетинг. Учебник. Изд-во Кнорус, 2016.
  4. Бабанов В. Н. Проблемы отечественной торговли в современных условиях хозяйствования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S9. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75147.htm.


Все статьи автора «Егорушкина Татьяна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: