Современный период реформирования экономики, повлекший за собой смену ценностных ориентаций, коснулся буквально всех ее отраслей, включая коммерческую деятельность. Следует констатировать, что данный процесс затянулся и характеризуется такими явлениями, как и любой кризис: спад производства, рост безработицы, а за ним и текучесть кадров на ряде предприятий, снижение общего уровня населения. Все перечисленные негативные характеристики кризисного состояния относятся в полной мере и к общественному питанию. Причем предприятия общественного питания так же как предприятия торговли достаточно быстро освоились в нынешней экономической ситуации, сменив при этом форму собственности и за короткий период времени более 90% из них смогли стать самостоятельными предприятиями, обладающими совершенно новой структурой управления. Так, например, так называемые тресты общественного питания на сегодня прекратили свое существование и были преобразованы в акционерные общества.
Кроме того, в процессе рассматриваемой реорганизации изменились и сами экономические отношениями между партнерами, между поставщиками и потребителями. Отношения, основанные на государственном планировании, на сегодня сменились рыночными отношениями. В связи с этим появилась свобода выбора в отношении установления хозяйственных связей между партнерами, а наряду с этим и повысилась материальная ответственность за ошибки в управлении предприятиями в условиях рынка.
Одной из главных особенностей рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не может обеспечить экономического успеха автоматически, он должен быть завоеван в конкурентной борьбе [1, 98].
Говоря о старой системе снабжения предприятий общественного питания сырьем, следует отметить, что на сегодняшний день она прекратила свое существование и перед приятиями общественного питания остро стоит вопрос совершенствования этой системы. В связи с этим определение перспективных и эффективных направлений развития системы снабжения для предприятий общественного питания, представляется на сегодняшний день довольно актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Кроме того, много нерешенных вопросов остается при рассмотрении проблем управления товародвижением в этой отрасли, что обусловлено особенностями деятельности предприятий общественного питания, которые связаны с производством и реализацией скоропортящихся продуктов, а также с организацией потребления готовой продукции.
В условиях развития информационного общества остро встает вопрос о внедрении информационных систем в отрасль общественного питания, с автоматизацией рабочих мест, что вызывает достаточно большой интерес со стороны предпринимателей, работающих в этой сфере. Действительно, следует констатировать, что на сегодняшний день эффективность процессов сбора и обработки информации находится на низком уровне из-за применения на предприятиях общественного питания устаревших технологий, а процессы, связанные с развитием информатики в обществе почти не затронули этой сферы. Сегодня широкое внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и, в частности, Интернет-технологий привили к тому, что стремление компаний реализовать возможности Интернет-технологий породило множество новых инновационных моделей, форм и схем бизнес-процессов, а также подходов к конкуренции и позиционированию на рынке и как итог – увеличивается значимость влияния стратегических решений на результаты бизнеса. [2]
Рассматриваемые проблемы, связанные с развитием общих принципов и методов управления товародвижением были освещения в трудах таких отечественных и зарубежных авторов, как А. Смехова, М. Гордона, X. Крампе, г. Андрющенко, О. Уайта, П. Зермати, в. Стюарта, Л. Федорова, B.J. Lalonde, Е.М. Hoover, R.A. Ballou и др. В трудах перечисленных специалистов рассматриваются общие принципы и методы управления товародвижением. Однако, в работах этих авторов, к сожалению, не были рассмотрены эти аспекты на предприятия отдельных отраслей.
Ряд вопросов, связанных с организацией управления процессами товарного обеспечения и сбыта на предприятиях общественного освещались в трудах Б. Л. Немковского [3,45]. При рассмотрении данной проблемы автор выдвигает основополагающим принцип системности, поэтому для исследования данной отрасли он рекомендует применять метод индукции, т.е. идти от частного к общему. Иными словами, следует идти от исследования подсистем к исследованию всей системы, рассматривая процессы ее практического функционирования, обращая внимание на проблемы ее влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (объединения) с учетом совершенствования управления материальными потоками.
Поэтому в современных экономических условиях остро встает вопрос определения основных направлений совершенствования товародвижения, системы сбора и обработки информации на предприятиях общественного питания, а также разработка эффективных методов и подходов к управлению сырьем и готовой продукции в данной отрасли народного хозяйства. В связи с этим возникает необходимость в разработке предложений по созданию эффективного механизма регулирования материальных потоков на предприятиях общественного питания. Исследование возможности применения научных методов управления для целей оптимизации товародвижения в общественном питании позволило сформулировать следующие концептуальные положения.
Во-первых, управление процессами товарного обеспечения и сбыта на предприятиях общественного питания является областью коммерческой деятельности, основой которой является приоритет покупателя. Во-вторых, важнейшими принципами являются системный подход и оптимизация издержек на всех этапах товародвижения. В третьих, перед управлением в области товарного обеспечения и сбыта на данных предприятиях ставятся следующие цели:
- снижение издержек обращения, связанных с транспортировкой и хранением сырья, полуфабрикатов, готовой продукции;
- сокращение скорости оборота оборотных средств предприятия.
Напомним, что управление товародвижением на предприятиях общественного питания включает такие виды деятельности как: транспортировка, поддержание товарных запасов, обработка заказов, складирование, размещение складов, транспортная обработка. И это действительно так, ведь кроме расходов, связанных с производством товаров, предприятия и общество в целом затрачивают значительные средства на доведение готовой продукции до потребителя. Нередко по своей величине они превосходят затраты на производство [4]
Кроме того, следует отдельно выделить следующие подсистемы товародвижения: информационное обеспечение, внешняя среда, кадры, сеть перемещения материальных объектов, управление.
На основании проведенного анализа, представляется необходимым решение следующих вопросов:
- рассмотреть сущность основных терминов и понятий, используемых в теории управления товародвижением на предприятиях общественного питания;
- объяснить понятие “система товародвижения”, определив ее структуру и оценив ее взаимодействие с соответствующими подсистемами;
- определить пути применения научных методов управления в общественном питании, определив конкретные приемы и методы;
- оценить действующую систему снабжения предприятий общественного питания сырьем и предложить показатели, позволяющие оптимизировать движение материальных потоков на предприятии;
- разработать схему построения информационной системы управления товародвижением, ее программного и аппаратного обеспечения, а также внедрения электронных коммуникаций на предприятии общественного питания.
Таким образом, актуальность исследования проблемы организации управления процессами товарного обеспечения и сбыта на предприятиях общественного в условиях рынка и необходимость внедрения электронных коммуникаций, обусловлена с одной стороны потребностями современной практики, а с другой недостаточным научным исследованием данной темы.
Библиографический список
- Егорушкина Т. Н., Бабанов В. Н., Игнатова К. В. Стратегический маркетинг как основа перспективного планирования предприятия торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 621–625. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970139.htm.
- Егорушкина Т. Н., Швецов С. А. Применение методологии систем поддержки принятия решений при формировании стратегии электронного бизнеса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 3. – С. 109–115. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770252.htm.
- Парамонова Т.Н., Красюк И.Н., Немковский Б.Л. Маркетинг. Учебник. Изд-во Кнорус, 2016.
- Бабанов В. Н. Проблемы отечественной торговли в современных условиях хозяйствования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S9. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75147.htm.