Крайняя нестабильность социально-политической ситуации в современном российском обществе порождает в последние два десятилетия непрерывные миграционные потоки. Причины миграции различны: межнациональные конфликты и акции международного терроризма, снижение уровня жизни и рост социальной напряженности, желание заработать и получить образование. Миграция и сопутствующие ей в той или иной степени дезадаптация и маргинализация, накладывают отпечаток на процесс развития личности, создают тяжелые стрессовые ситуации.
Социально-политические изменения, миграционные процессы обусловили появление в поликультурном пространстве такой категории молодежи как студенты-мигранты.
В условиях вуза возрастает значение ноциально-психологической адаптации студентов-мигрантов. Представители одной нации или одной этнической общности наряду с общечеловеческими качествами обладают особенностями, типичными только для данной нации или этнической группы и нетипичными для представителей другой. В свете сегодняшних социальных проблем эти различия абсолютизируются, способствуют делению на «своих» и «чужих», приводят к формированию этнических предрассудков. Особенно легко этому влиянию поддаются молодые люди из-за неустойчивости мировоззрения, несформировавшегося отношения к жизни.
Появившиеся уже в последнее время монографии, статьи в научных журналах дают основание предполагать, что проблемой миграции занимаются очень серьезно и целенаправленно. В этой области сегодня известны работы многих ученых. Среди них: С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромель, А.И. Дробежева, Л.Н. Гумелев, З.Т. Гасанов, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдов, В. Мошняга, В.И. Переведенцев, Л.Л. Рыбаковский и др.
Для понимания сущности личности студента-мигранта и специфики взаимоотнощений их с социумом, значимыми являются этнологические психолого-педагогические исследования (Д.В. Василенко, З.Т. Гасанов, О.В. Гукаленко, Ю.С Давыдов, Е.М. Лысенко, Ф.О. Семенова, Г.У. Солдатова, А.А. Цахаева, С.Х. Чомаева).
Проблема социально-психологической адаптации студентов к обучению в вузе рассматривается в различных аспектах, так, изучается ее социально-педагогический аспект (Л.Г.Егорова, Г.Н.Круглова, Н.Н. Чистяков и др.), социально-психологический аспект (С.Л.Братченко, А.А.Ефимова, А.В.Лисовский и др.), индивидуально – психологический (В.Г.Бушурова,Р.М.Горфункель, Т.Н.Мазурик и др.).
Также различна постановка вопросов изучения социально-психологической адаптации студентов к вузу, например, выявляются трудности в ходе адаптации и предлагаются некоторые пути их преодоления (В.Г.Асеев и Г.В.Майстренко, В.И.Гроздева, Р.И.Недзельская и И.К.Зотова, М.С.Дмитриев, Д.П.Ломков); устанавливаются личностные характеристики студентов и их влияние на процесс адаптации (О.М.Анисимова, Е.И.Бологова, Т.Н.Ронгинская); определяются факторы адаптивной деятельности (О.И.Зотова и И.К.Кряжева, Т.Б.Карцева, В.П.Колпачев).
Сегодня студенчество рассматривается как отдельная социальная группа, значительная сила, проявившая себя в ходе мировой истории; это потенциал, направленный в будущее, определяющий развитие нашего общества. Именно поэтому эта группа нуждается в глубоком и всестороннем анализе. Изучение психологических аспектов проблем студенчества, в том числе социально-психологической адаптации студентов-мигрантов, должно занимать одно из центральных мест, так как формирование социально значимых качеств во многом обусловливает жизненную позицию молодого человека как специалиста и гражданина.
Такие аспекты проблемы, как выявление особенностей социально-психологической адаптации студентов-мигрантов вуза освещены пока недостаточно.
В этом свете особую актуальность приобретает изучение особенностей социально-психологической адаптации студентов-мигрантов к среде вуза, так как на этом этапе молодым людям необходимо одновременно решать такие сложные задачи, как освоение учебной деятельности в условиях высшей школы и осуществление взаимодействия с представителями другой национальной культуры, при этом возникают противоречия между накопленным опытом общения и учебной деятельности и деятельностью студентов-мигрантов в условиях вуза, индивидуальным своеобразием общения и динамикой адаптации к межэтническому взаимодействию.
Проведенный анализ теории и практики социально-психологической адаптации позволил выявить следующие противоречия:
– между личностными и образовательными возможностями студентов-мигрантов и требованиями новой для них ситуации развития;
– рассогласованностью между имеющейся внутренней системой этнокультурных и образовательных ценностей личности и системой ценностей окружающего социума.
Социально-психологическая адаптация -формирование у личности устойчивого положительного отношения к законам, традициям и перспективам предприятия, в ходе которого личность активно включается в новую для нее производственную деятельность, систему межличностных отношений », находит для себя условия самореализации.
Социально-психологическая адаптация развертывается на разных уровнях, – социально-психологическом, собственно психическом и психофизическом, между которыми существуют тесные связи и закономерные межуровневые переходы и взаимодействия.
Социально-психологическая адаптация имеет специфические черты: социально-психологическая адаптация осуществляется по типу адаптации к постоянно изменяющейся среде, в этой связи пристальное внимание исследователей должно быть направлено на свойства адаптивности личности ;социально-психологическая адаптация имеет протяженный характер практически по всей линии онтогенетического развития человека; социально-психологическая адаптированность представлена как своеобразное состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность способна бесконфликтно выполнять свою деятельность и взаимодействовать в коллективе; основной целью социально-психологической адаптации является не приспособление к среде, а самореализация личности.
Выделяют объективные и субъективные показатели социально-психологической адаптации личности. К объективным относятся продуктивность деятельности, реальное положение в коллективе, к субъективным – удовлетворенность личности, положительное отношение к различным аспектам и условиям деятельности, конструктивное взаимодействие в проблемных ситуациях и общении, а также к самой себе (О.И.Зотова, И.К. Кряжева, Б.И. Дадонов, Н.А. Свиридов Т.А. Василькова и Ю.В. Василькова, В. В. Ковалев, А.А. Налчаджян).
Студенты-мигранты (иностранные студенты) – это особая категория людей, характерной чертой которой является необходимость адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности (социальным, этническим, материальным, бытовым, психологическим).
Библиографический список
- Адаптация / Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб.: Питер, 2013. С.7–8.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Изд-во «Наука», 1996. 272 с.
- Алексеева Л.И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 2004. 22 с.
- Аливердиева И.А. Психологические характеристики адаптации студентов к учебной деятельности: Автореф. дис….канд.психол.наук. Л., 1992. 15 с.