Становление и организация социальных служб и новых помогающих структур в нашем обществе вызывает острую потребность в профессионально квалифицированных кадрах. В настоящее время в социальных службах введена новая должность специалиста по работе с трудовыми мигрантами.
В деятельности специалиста по социальной работе коммуникативная компетентность играет особую роль в силу того, что контакт «специалист – клиент» изобилует множеством проблемных ситуаций интерактивного, социально-перцептивного и информационного плана, специфика обусловлена тем, что клиентами специалистов являются представители другой культуры, имеющие коммуникативные барьеры в общении, а доверие и готовность к сотрудничеству являются психологическим основанием установления необходимого для эффективной профессиональной деятельности.
Коммуникативная компетентность одна из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки специалистов в типе профессий «человек–человек», к которой относится специалист по работе с мигрантами.
Наше исследование проводилось на базе Управления социальной защиты населения администрации Советского района в г. Красноярске.
Выборку исследования составили две группы сотрудников: 1) 16 специалистов по работе с трудовыми мигрантами, со стажем работы 1-3 года в возрасте 28-37 лет (средний возраст выборки 32,8 лет); 2) 18 специалистов по социальной работе со стажем работы 1-3 года в возрасте 26-38 лет (средний возраст выборки 33,1 лет).
Программа психодиагностики показателей коммуникативной компетентности специалистов по работе с трудовыми мигрантами была построена исходя из структурных компонентов коммуникативной компетентности, выделенных Л.А. Эррера [1], А.А. Кидрон [2]:
Личностный компонент включает в себя мотивы общения, стрессоустойчивость, эмпатия, коммуникабельность и др.
Когнитивный компонент включает систему знаний об общении, таких как: понимание людьми друг друга в процессе их совместной деятельности, типологические особенности мышления, организаторские и коммуникативные способности.
Поведенческий компонент включает умения и навыки общения, стили и способы общения, проявления самоконтроля в общении.
Коммуникативные способности исследовались с помощью теста А.В. Батаршева (методика «КОС–1»), которая позволяет выявить и оценить устойчивые показатели коммуникативных и организаторских склонностей [3]. Рассмотрим полученные на констатирующем этапе исследования показатели коммуникативных способностей специалистов по работе с трудовыми мигрантами.
Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы:
Значительное число специалистов социальной службы имеют средний уровень развития собственных коммуникативных способностей (в группе специалистов по трудовым мигрантам 62,5% и в группе специалистов по социальной работе – 61,1%), т.е. эти специалисты стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, но такое их поведение не отличается устойчивостью.
Определило свои коммуникативные способности как развитые на низком уровне 18,6% специалистов по работе с трудовыми мигрантами и 22,2% специалистов по социальной работе. Они не слишком стремятся к общению, чувствует себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности при установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется перед аудиторией, в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. При этом, 6,3% специалистов по работе с трудовыми мигрантами определило свой уровень развития коммуникативных способностей как крайне низкий.
Доля специалистов по работе с трудовыми мигрантами, чьи общие коммуникативные способности оцениваются, в соответствии с классификаторов теста на высоком уровне развития составляет только 3,8%, Очень низкий и очень высокий уровни не выявлены.
Основные данные коммуникативных способностей представлены в таблице 1 и рис.1.
Таблица 1. Показатели уровня коммуникативных способностей специалистов по работе с трудовыми мигрантами и по социальной работе
уровни развития коммуникативных способностей группа специалистов |
количество опрошенных по уровням, % |
||||
очень низкий |
низкий |
средний |
высокий |
очень высокий |
|
специалисты по работе с трудовыми мигрантами |
6,3% |
18,6% |
62,5% |
6,3% |
6,3% |
специалисты по социальной работе |
- |
22,2% |
61,1% |
16,7% |
- |
Рис.1. Показатели уровня коммуникативных способностей специалистов по работе с трудовыми мигрантами и по социальной работе
Определение значимости различий с помощью χ2 – критерия Пирсона по параметру «коммуникативные способности» не выявило значимость различий между специалистами по работе с трудовыми мигрантами и специалистов по социальной работе.
Выявление общего уровня общительности, что дает возможность определить, уровень коммуникабельности человека проводилось с помощью методики В.Ф. Ряховского [4]. Результаты отражены в таблице 2 и рис. 2.
Таблица 2. Показатели уровня общительности специалистов по работе с трудовыми мигрантами и по социальной работе
уровни развития общительности |
количество опрошенных по уровням, % |
||||||
очень низкий |
низкий |
ниже среднего |
средний |
выше среднего |
высокий |
очень высокий |
|
специалисты по работе с трудовыми мигрантами |
- |
12,5% |
25,0% |
56,3% |
6,3% |
- |
- |
специалисты по социальной работе |
- |
5,6% |
16,7% |
44,4% |
22,2% |
11,1% |
- |
Рис.2. Показатели уровня общительности специалистов по работе с трудовыми мигрантами и по социальной работе
Данные результаты показывают, что 12,5% специалистов по работе с трудовыми мигрантами и 5,6% специалистов социальной работе определили уровень своей общительности как низкий. Они были охарактеризованы как некоммуникабельные, не умеющие находить контакт с другими людьми и работать в команде. Отсутствуют специалисты, оценившие свой уровень развития общительности на очень низком уровне.
При этом необходимо отметить, что наибольшей является доля специалистов по работе с трудовыми мигрантами со средним и выше среднего уровнем общительности (56,3% и 6,3% специалистов по работе с трудовыми мигрантами соответственно), в группе специалистов по социальной работе данные уровни общительности имеют 44,4% и 22,2% специалистов по социальной работе. Эти специалисты считает свою коммуникативность достаточной для непринужденного общения с другими людьми без неприятных переживаний. Только 11,1% специалистов по социальной работе оценили свою общительность на высоком уровне, не выявлен у специалистов по работе с трудовыми мигрантами очень высокий уровень общительности.
Таким образом, специалисты по работе с мигрантами имеют несколько ниже уровень общительности в сравнении со специалистами по социальной работе.
Определение значимости различий с помощью χ2 – критерия Пирсона по параметру «общительность» не выявило значимость различий между специалистами по работе с трудовыми мигрантами и специалистов по социальной работе.
Коммуникативный контроль отражает способности человека чувствовать эмоциональный фон, дух, настроение, тон общения и умение перестраиваться в соответствии с изменившейся ситуацией взаимодействия.
Для изучения коммуникативного контроля в общении применялся тест «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера [4], посредством которого определялся уровень коммуникативного контроля при общении с другими людьми. Результаты теста в группе специалистов по работе с трудовыми мигрантами показали более низкие результаты, в сравнении со специалистами по социальной работе, что подтверждается данными в табл. 3 и на рис. 3.
Так, низким коммуникативным контролем обладает 31,3% специалистов по трудовым мигрантам и 16,7% специалистов по социальной работе, средним уровнем обладают 50% специалистов по работе с трудовыми мигрантами и 55,6% специалистов по социальной работе, высокий уровень коммуникативного контроля имеют 18,7% специалистов по работе с трудовыми мигрантами и 27,8% специалистов по социальной работе.
Таблица 3. Показатели оценки самоконтроля в общении специалистов по работе с трудовыми мигрантами и по социальной работе
уровень самоконтроля в общении |
количество опрошенных по уровням, % |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
специалисты по работе с трудовыми мигрантами |
31,3% |
50% |
18,7% |
специалисты по социальной работе |
16,7% |
55,6% |
27,8% |
Рис. 3. Показатели оценки самоконтроля в общении специалистов по работе с трудовыми мигрантами и по социальной работе
Определение значимости различий с помощью χ2 – критерия Пирсона по параметру «самоконтроль в общении» не выявило значимость различий между специалистами по работе с трудовыми мигрантами и специалистов по социальной работе.
В целом, результаты по данному показателю средние, но для успешной коммуникативной деятельности специалистов по работе с трудовыми мигрантами, по нашему мнению, недостаточны.
Результаты самооценки специалистов по работе с трудовыми мигрантами по каждой из предложенных методик на констатирующем этапе исследования сведены в таблицы, позволяющие наглядно проследить состояние коммуникативных умений, качеств и способностей испытуемых социальных работников, составляющих коммуникативную компетентность.
Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко) [4] позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.
Коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической – отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.
Рассмотрим результаты исследования уровня коммуникативной толерантности (по методике В.В. Бойко) [5] в группе специалистов по работе с трудовыми мигрантами показали более высокие результаты, в сравнении со специалистами по социальной работе, что подтверждается данными в табл. 4. и на рис. 4.
Таблица 4. Показатели уровня коммуникативной толерантности специалистов по работе с трудовыми мигрантами и по социальной работе
уровень коммуникативной толерантности |
количество опрошенных по уровням, % |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
специалисты по работе с трудовыми мигрантами |
12,5% |
50% |
37,5% |
специалисты по социальной работе |
16,7% |
55,6% |
27,7% |
Рис. 4. Показатели уровня коммуникативной толерантности специалистов по работе с трудовыми мигрантами и по социальной работе
Большинство специалистов по работе с трудовыми мигрантами и по социальной работе имеют средний уровень (показатель 50% и 55,6% соответственно), но в группе специалистов по работе с мигрантами показатели высокого уровня толерантности выше (37,5% специалистов), чем в группе специалистов по социальной работе (27,7% специалистов). Также показатели низкой толерантности в коммуникативной сфере в большей степени представлены в группе специалистов по социальной работе (показатель в группе специалистов по социальной работе 16,7%, по работе с трудовыми мигрантами – 12,5%).
Определение значимости различий с помощью χ2 – критерия Пирсона по параметру «коммуникативная толерантность» выявило значимость различий между специалистами по работе с трудовыми мигрантами и специалистов по социальной работе на уровне p<0,05.
Таким образом, коммуникативная компетентность специалистов по работе с трудовыми мигрантами характеризуется следующими особенностями, в сравнении со специалистами по социальной работе: средними показателями уровня коммуникативных способностей и коммуникативного контроля в общении; сниженными показателями общительности и более высокими показателями коммуникативной толерантности.
Значительное число специалистов социальной службы имеют средний уровень развития собственных коммуникативных способностей. Эти специалисты стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, но такое их поведение не отличается устойчивостью. Различия не являются статистически значимым.
Наибольшей является доля специалистов по работе с трудовыми мигрантами со средним и выше среднего уровнем общительности (56,3% и 6,3% специалистов). Эти специалисты считает свою коммуникативность достаточной для непринужденного общения с другими людьми без неприятных переживаний. Только 11,1% специалистов по социальной работе оценили свою общительность на высоком уровне, в группе специалистов по мигрантам очень высокий уровень общительности не выявлен.
Таким образом, специалисты по работе с мигрантами имеют несколько ниже уровень общительности в сравнении со специалистами по социальной работе.
В результате исследования самоконтроля в общении были получены следующие результаты низкий коммуникативный контроль представлен в большей степени в группе специалистов по работе с мигрантами, чем у специалистов по социальной работе (31,3% и 16,7% соответственно), средним уровнем обладают 50% специалистов по работе с трудовыми мигрантами и 55,6% специалистов по социальной
В целом, результаты коммуникативного самоконтроля снижены, для успешной коммуникативной деятельности специалистов по работе с трудовыми мигрантами, по нашему мнению, недостаточны. Различия статистически не достоверны.
Большинство специалистов по работе с трудовыми мигрантами и по социальной работе имеют средний уровень (показатель 50% и 55,6% соответственно), но в группе специалистов по работе с мигрантами показатели высокого уровня толерантности выше (37,5% специалистов), чем в группе специалистов по социальной работе.
Также показатели низкой толерантности в коммуникативной сфере в большей степени представлены в группе специалистов по социальной работе
Различия являются статистически значимыми на уровне 95% вероятности. Таким образом, коммуникативная компетентность специалистов по работе с трудовыми мигрантами характеризуется следующими особенностями, в сравнении со специалистами по социальной работе: средними показателями уровня коммуникативных способностей и коммуникативного контроля в общении; сниженными показателями общительности и более высокими показателями коммуникативной толерантности.
Библиографический список
- Козьяков Р.В., Эррера Л.М. Коммуникативная компетентность личности: методы и методики изучения. Новомосковск, 2005. 140 с.
- Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. дисс. … канд. психол. наук. Ленинград, 1981. 235 с.
- Батаршев А.В. Диагностика способности к общению: практическая психология. СПб.: Питер, 2006. 176 с.
- Психологические тесты для профессионалов / Авт. сост. Н.Ф. Гребень. Минск: Соврем. шк., 2007. 496с.
- Практическая психодиагностика: методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2001. 672 с.