ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Глухова Елена Валерьевна
Российский государственный психолого-педагогический университет
г. Екатеринбург, аспирант направления Образование и педагогические науки

Аннотация
Актуальность темы обусловлена необходимостью создания конкретной технологии развития художественного мышления учащихся при освоении дисциплин учебного плана эстетических специальностей. В современной системе образования особенно важным становится формирование узкопрофессиональных компетенций, что в свою очередь необходимо для становления личности в профессиональном плане, а также развитие самостоятельности будущего специалиста.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Глухова Е.В. Формирование художественного образа средствами музыкального языка у студентов эстетических специальностей // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24641 (дата обращения: 26.02.2024).

Для специалистов в области искусства и образования особо значимо наличие сформированного художественно-творческого мышления как базовой предпосылки к успешному освоению профессиональной области. Анализ теоретических исследований в области художественного мышления выявил ряд противоречий, существующих в данной области, а именно:

- неразработанность представлений о сущности данного типа мышления и необходимость формирования его у студентов среднего профессионального образования;

- отсутствие педагогической технологии для формирования художественного мышления и наличие необходимости развить данный тип мышления как инструмент для понимания художественного произведения и развития индивидуального восприятия художественно-культурного пространства.

По определению, среднее профессиональное образование – это уровень профессионального образования, который направлен на подготовку специалистов-практиков и работников среднего звена для всех отраслей.
В современной системе среднего профессионального образования существуют значительные противоречия, связанные необходимостью пересмотра образовательной программы с учетом практического использования технологии развития художественного мышления, но как таковой такой технологии не разработано.

Теперь следует разобрать понятие «музыкальный язык», а также уяснить какие средства музыкального языка существуют. И самое главное: как именно эти средства помогут сформировать художественный образ у студента. Обычно под дефиницией «музыкальный язык» понимается совокупность нотных обозначений, а также связанных с ними обозначений, касающихся средств художественной выразительности, таких как темп, динамика, фразеологичность, смысловая насыщенность. Иными словами, музыкальный язык представляет собой определенный комплекс устойчивых типов звукосочетаний (интонаций) вместе с правилами (нормами) их употребления  [4].

Употребление художественных средств музыкального языка допустимо не только в области музыки, но также и в бытовой сфере. Основным элементом связи в этом случае являются ассоциации, возникающие при прослушивании того или иного средства музыкальной выразительности. Внемузыкальные ассоциации (возникающие у человека при восприятии немузыкальных явлений, таких как природные, либо бытовые), которые, в свою очередь, подразделяются на внетекстовые ассоциации (с другими музыкальными произведениями) и внутритекстовые (возникают в пределах данного произведения на основе разного рода интонационных связей, тематических подобий и др.).
В формировании семантических возможностей различных элементов музыкального языка огромную роль играет опыт их многократного использования в бытовой музыке, а также в музыке со словом и сценическим действием, где складываются их прочные связи с жизненными ситуациями и с теми элементами содержания, которые воплощены внемузыкальными средствами. К повторяющимся элементам музыкальной формы, семантические возможности которых зависят от традиций их употребления в музыкально-общественной практике, принадлежат не только типы интонаций (музыкальные «слова»), но и такие единства музыкально-выразительных, средств, какими являются жанры (маршевые, танцевальные, песенные и т. д., (Жанр музыкальный).  Аудиовизуальная информация оказывает влияние как на культурно-эстетические процессы, так и на развитие коммерческих связей, поэтому важно исследовать психологические особенности восприятия изображения и его воздействия на зрительскую аудиторию, а также природу выразительных средств визуальных искусств. Ключевым моментом этой группы искусств является визуализация, в соответствии с этим большинство рекламных проектов невозможны без визуализации образов посредством проекторов и разного рода экранов.

В современной аудиовизуальной культуре широко распространены новые программно-аппаратные и компьютерные средства создания светового оформления концертных шоу, театральных постановок, кинопроектов, фоторепортажей, телевизионных программ, выставок, церемоний награждения, архитектурных объектов и т.п. Мартин Хайдеггер считал, что только в сфере искусства и языка бытие может непосредственно оповестить о себе, то есть только через образ человек открывает действительность. Особенность создания художественного образа состоит в том, чтобы правильно использовать инструменты художественной выразительности и вызвать определенный эффект [1].

В современной действительности, технология создания художественного образа становится новым видом искусства, которое является не только самостоятельным видом, но и вступающим в активное сотрудничество с другими отраслями, такими как психология и реклама. Для создания визуальной коммуникации с использованием художественного образа используются определенные инструменты, такие как: правила композиции, восприятие цвета и правила восприятия текста. Именно синтез этих компонентов позволяет создать необходимый эмоциональный отклик на определенный визуальный объект, что помогает в дальнейшем создать процесс коммуникации.


Библиографический список
  1. Иванов Д.Г., Миронова Л.Н. Психологическое воздействие цвета и элементарные эстетические реакции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mironovacolor.org/theory/humans_and_color/esthetic_reactions/ (дата обращения: 21.11.2017)
  2. Карева Н.А. Восприятие цвета в произведениях изобразительного искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiasite.com/page/kareva/ist/ist-7–idz-ax35.html (дата обращения: 05.12.2017)
  3. Лукасевич В.В. Световое оформление спектакля как динамическая коммуникативная среда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.mediaartlab.ru/db/inst.html?id=72 (дата обращения: 20.11.2017)
  4. Научно-исследовательский институт «Прометей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.mеdiaartlab.ru/db/inst.html?id=72 (дата обращения: 20.04.2017)
  5. Нелюбова М.В. Психология цвета (авторский курс лекций) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.videoton.ru/Articles/pshiho_color.html (дата обращения: 10.12.2017)
  6. Обухов Я.Л. Символика цвета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.videoton.ru/Articles/sym_color.html (дата обращения: 15.12.201)
  7. Пифагорейская теория музыки и цвета [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jungland.net/node/2266 (дата обращения: 10.10.2017)


Все статьи автора «Глухова Елена Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: