ОСОБЕННОСТИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ ПОДРОСТКАМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Кондакова Анастасия Анатольевна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
магистрант

Аннотация
В данной статье представлен теоретический анализ особенностей психосоциальной работы с мигрантами подростками в условиях образования и факторы, влияющие на уровень развития этнической толерантности у подростков.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кондакова А.А. Особенности психосоциальной работы с мигрантами подростками в общеобразовательном учреждении // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24639 (дата обращения: 21.02.2024).

В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания в образовательных организациях детей мигрантов не теряет своей актуальности. В последние десятилетия к ее решению активно подключаются не только педагоги и социологи, но и психологи. Задача образования – воспитание гражданина демократического государства независимо от его национальности и вероисповедания. Российское правительство на государственном уровне уделяет этой проблеме большое внимание.

С позиции межличностного взаимодействия, толерантность – это готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющим различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения (Рожков М.И., Байбородова Л.В.).

Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он является, а именно отношение к иному этносу и его представителям. «Этническая толерантность – это готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, т.е. к постижению ментальности этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства» [1].

Образовательные учреждения являются традиционной, стабильной сферой социальной работы, в них наиболее оптимально реализуется гуманистическая социальная политика в отношении детей [2].

Спектр задач, стоящих перед образовательным учреждением в современных условиях, можно успешно решить, если ведущим направлением деятельности в нем будет социальная работа.

Педагогический коллектив школы стремится, чтобы воспитательная система, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами образовательного учреждения, обеспечивала возможно более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.

Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, так называемой «группе риска».

Одно из важных направлений воспитательной работы школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, разрешение межличностных конфликтов.

Перед коллективом школы стоит сложная задача – попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска» через целенаправленное педагогическое воздействие, при котором происходит усиление положительных тенденций нравственного развития личности, то есть обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку педагогическую поддержку.

Цель работы социально – психологической службы: содействие социально – психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.

Психосоциальная работа — это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации ребенка. Понятие “психосоциальный”, с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания — социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно [3].

К ведущим задачам психосоциальной работы в образовательных учреждениях можно отнести:

- содействие человеку в раскрытии и использовании его способностей, возможностей;

- увеличение степени самостоятельности и ответственности индивидов;

- представление и защита интересов ребенка;

- помощь в кризисных ситуациях;

- содействие адаптации детей к условиям общества;

- построение технологий, которые обеспечивают преодоление отчуждения личности от своей настоящей социальной природы;

- создание наиболее благоприятных условий жизнедеятельности;

- становление, развитие и реализация духовности ребенка, гармонизация и демократизация отношений ребенка и социума;

- актуализация воспитательного потенциала микросферы человека.

Основными объектами психосоциальной работы в учреждениях образования являются дети, семьи, ближайший социум.

Выделяют следующие направления психосоциальной работы в образовательном учреждении:

1. Практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами.

2. Психосоциальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических, правовых, морально- нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребенка.

3. Психодиагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении.

4. Развивающая и коррекционная работа предусматривает активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

5. Консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.

6. Социально – педагогическое направление направлено на формирование у ребенка позитивных ценностных отношений к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам; оказание семье обучающегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.

Спецификой организации психосоциальной работы в образовательном учреждении является то, что ее реализуют как непрофессионалы – администрация, педагоги, психологи, дефектологи, специалисты медицинских, социально-культурных, спортивно-оздоровительных учреждений, правоохранительных органов, так и профессионалы –специалисты социальной работы (социальные работники и социальные педагоги) [3].

К основным функциям специалиста психосоциальной работы относятся: диагностическая, информационная, прогностическая, посредническая, коррекционно-реабилитационная, охранно-защитная, предохранительно-профилактическая, эвристическая, информационно-методическая, воспитательная, социально-терапевтическая, организационно -коммуникативная, аналитико-исследовательская, медико-психологическая, организаторская.

Методы и средства психосоциальной работы в сфере образования: социально-педагогические технологии коллективной, групповой, индивидуальной работы. Их можно разделить на 3 группы.

1. Методы исследования (наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, опросные методы, беседа, интервью, моделирование, изучение и обобщение передового педагогического опыта, математические методы обработки данных, такие как анжирование, шкалирование и др.).

2. Методы воспитания (методы организации деятельности; методы стимулирования деятельности, такие как поощрение, наказание, «взрыв»; методы формирования сознания, такие как педагогическое требование, общественное мнение, упражнение; метод организации общественно-полезной деятельности, использования творческих игр и др.).

3. Методы социально-психологической помощи (лекция, пример, беседа, диспут, рассказ и др.) [4].

Сеть учреждений и служб, оказывающих психосоциальную помощь детям, включает:

- учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние  профессиональные учебные заведения, вузы и др.);

- учреждения и службы специализированных учреждений (семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и др.);

- социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);

- службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.);

- валеологические и физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);

- социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий, коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов, а также частная практика [5].

Частыми клиентами школьной социально – психологической службы становятся подростки (младший подростковый возраст 11-13 лет, старший подростковый возраст 14-17 лет ). Современный подросток – это подросток, выросший в период изменений, произошедших в нашей стране. На его становлении, взрослении сказываются все перемены, проявляющиеся в семье и обществе. Современного подростка “раздирают” противоречия от непонимания, недоверия, невысказанности своих переживаний, оттого, что они сами наблюдают во взрослой жизни и того, о чем говорят им взрослые. Мир современного подростка сложен и все чаще не вписывается в “старые” педагогические и психологические законы.

Кризисные ситуации реализуются в любом периоде жизни человека. Состояние кризиса переживается всегда болезненно. Потери, неприятные события, опасности рождают психологическую напряженность: тревогу, тяжелые предчувствия, страх, депрессию, чувство вины, стыда, апатию, безучастность ко всему. Поведенческие защитные реакции – примитивны: от проекции, вытеснения, отрицания до самоизоляции. Дети, подростки, взрослые в кризисном состоянии не ориентированы в будущее. Настоящее для них страшно, в мыслях они бегут от него, постоянно оглядываются назад, в прошлое. Точкой отсчета становится психотравмирующее событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта, с застывшим воспоминанием того, что было до него и с полной неясностью того, что же будет потом. Безынициативность, безучастность ко всему окружающему, неспособность ни просить, ни принять помощь. Разнообразные состояния с расстройствами психики могут протекать с развитием тяжелых неврозов.

В современном понимании основ идентичности истоки ее остаются традиционными. Они содержат экономические, религиозные, политические, региональные или национальные, расовые, идеологические, этические аспекты, определяющие стереотипы поведения, шансы найти себя, свое место в обществе, стремление отдать себя служению общественной идее. Реальная перспектива развития широкой идентичности, за которую в настоящее время во многих странах ведется борьба, опирается на высокие технологии, на расширение мирового космического пространства (как «среды» всеобщей технологической идентичности), на признание ценности гуманистических человеческих взаимоотношений.

Помимо возрастного психологического кризиса, кризиса идентификации, человек подвергается кризисам «незапланированным». Миграция для подростка является «незапланированным» кризисом.

Практическая подготовка социальных работников в овладении методами, приемами разнообразных тренингов, вмешательства в ситуацию, умение слушать, беседа, психологическое тестирование, индивидуальная психотерапия – все это способствует профилактике возникновения и развития психопатологических состояний, особенно таких, как самоубийство, убийство. Использование этих методик помогает подростку осознать мотив поступка, уменьшить глубину переживаний, получить облегчение. Осознание того, что его понимают, ему сопереживают, о нем заботятся, его любят и он всегда может получить поддержку, вызывает в ребенке, подростке ощущение безопасности, позитивного отношения к себе.

Основными задачами психологической работы с подростками с целью их социальной адаптации можно считать предоставление им возможности осознать значимость приобретения ими социально-психологических навыков, расширение ролевого репертуара, обеспечивающего улучшение коммуникаций и актуализацию процесса социального самоопределения. Средствами решения поставленных задач являются групповая деятельность (социально-психологический тренинг), индивидуально-консультативная работа с подростками, их родителями и педагогами по вопросам межличностных отношений, семейной ситуации, школьной адаптации, учения и профориентации; консультативная работа с родителями и педагогами по активизации их воспитательного потенциала.

Р.В. Овчарова описывает следующую технологию психосоциальной работы с подростками в общеобразовательном учреждении в рамках деятельности социально-психологической службы:

1. Организационные вопросы

1.Запрос администрации на работу с подростками (формулирование целей и задач работы с точки зрения администрации).

2.  Встреча с педагогами, работающими в этих классах (получение информации о детях; знакомство с возможностями сотрудников службы.

3. Встреча с родителями сотрудников службы (ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу).

4. Встреча психолога службы с подростками (формирование мотивации на совместную работу, презентация тренинга).

5. Проработка полученной информации.

6. Планирование деятельности специалистов Центра, подбор конкретных методик для выполнения поставленных задач.

II. Диагностические процедуры по исследованию личностных особенностей, самооценки, интеллектуального развития, характера взаимоотношений, профессиональной ориентации.

Социальный педагог вносит данные в досье подростка, выделяет подростков с проблемами.

Корректировка программы тренинга с учетом трудностей подростков.

2.  Индивидуальная встреча с родителями подростков, имеющих проблемы (сбор сведений, об условиях жизни и развития подростков, о его предполагаемой профессии).

Первичная помощь в решении проблем, активация родителей на позитивное вмешательство в развитие подростка

3. Встреча с учителями.

Совместное обсуждение причин трудностей подростков и возможности создания щадящих условий обучения.

III. Тренинг с подростками

1.  Коррекционный класс (тренинг жизненных умений)

2.  Обычный класс (тренинг личностного роста).

3. Обсуждение результатов тренинга специалистами социально-психологической службы.

IV. Консультативно-методическая работа

1. Индивидуальная работа психолога по запросу подростка.

2.  Индивидуальная работа психолога с родителями (проработка проблем, информирование о других специалистах социально-психологической службы).

Обсуждение выявленных проблем подростков и родителей в социально-психологической службы с подключением семейного терапевта и врача.

3. Выступление психолога социально-психологической службы на малом педагогическом совете (передача информации об изменениях в классе, обсуждение особенностей возраста на конкретных поступках подростков).

Поиск индивидуального подхода к решению проблем учителей и подростков.

V. Профориентационная работа

1. Индивидуальное собеседование с каждым подростком по результатам профдиагностики (обсуждение профессиональных склонностей, информирование о месте получения желаемой профессии).

2. Работа с классным руководителем каждого класса (сообщение о возможностях и ограничениях каждого подростка).

Подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения проблемных подростков, планирование последующей работы.

Содержательные направления программы

1. Обучение подростков социально-психологическим навыкам.

2.  Профилактика зависимых состояний, формирование критического отношения к социальным вредностям.

3. Помощь в создании жизненной стратегии, выборе профессии

Таким образом, в данной статье были рассмотрены особенности психосоциальной работы, цели, методы в образовательном учреждении.

Психосоциальная работа – это деятельность, направленная на оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности. К основным функциям специалистов психосоциальной работы в образовательном учреждении относятся: диагностическая, информационная, прогностическая, посредническая, коррекционно-реабилитационная, охранно-защитная, предохранительно-профилактическая, эвристическая, информационно-методическая, воспитательная, социально-терапевтическая, организационно-коммуникативная, аналитико-исследовательская, медико-психологическая,

Особое внимание необходимо обращать на уровень развития толерантности в подростковом возрасте. Так как, как отмечалось выше, именно в этот период начинает формироваться чувство идентичности человека, развиваются коммуникативные навыки, общение выходит на первый план. В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.

Поэтому, на современном этапе развития нашего общества возрастает потребность в психосоциальной работе с мигрантами подросткового возраста в образовательном учреждении, направленном на развитие социально-психологической адаптации, поддержание эмоционального благополучия, поддержание и развитие национального самосознания различных этнических общностей, межнациональной толерантности.


Библиографический список
  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания // Образование в современной школе. 2002.  №4. С. 58-69.
  2. Гордикова, И.В. К вопросу об адаптации к школе у детей-мигрантов младшего школьного возраста / И.В. Гордикова // Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer30/1030.pdf.
  3. Ковалева, Н.И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации представителей разных культур в условиях образовательного учреждения / Н.И. Ковалева // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 75-80.
  4. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: Сфера, 2005.-479 с.


Все статьи автора «Кондакова Анастасия Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: