В современных рыночных условиях производитель и потребитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности заключается в финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При данных условиях потребитель выбирает между наилучшими товарами различных производителей, предпочитая товар лучшего качества. [3,с 109]
Качество продукции и эффективность производства находятся в прямой зависимости. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка. Поэтому на предприятиях создают систему менеджмента качества с целью постоянного формирования политики и целей в области качества, а так же для достижения этих целей посредством постоянного улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. [1,с 24-25]
Система качества формируется для управления качеством производства работ, непосредственно связанных с качеством продукции. При этом ее основная задача – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака – плохому качеству продукции или услуг.[1,с 95]
Исследуемое акционерное общество – это молодое, динамично развивающееся на протяжении 23 лет предприятие. Предприятие расположено в живописном месте центральной полосы России — в городе Людиново Калужской области в 330 км в юго-западном направлении от Москвы.
Целью деятельности организации является извлечение прибыли на основе осуществления производственно-хозяйственной деятельности.
Миссия акционерного общества: производство лучших энергетических проводов и кабелей, надежно доставляющих энергию, свет и тепло в любую точку планеты.
Акционерное общество осуществляет следующие основные виды деятельности: производство и реализация проводниково – кабельной продукции; производство и реализация кабеля волоконно-оптической связи; предоставление за плату во временное пользование и владение (аренду) зданий, сооружений, оборудования и иного имущества; разработка и внедрение новых технологий в области переработки отходов цветных и черных металлов.
Основными направлениями политики в области качества акционерного общества являются проектирование, разработка и производство конкурентоспособной проводниково – кабельной продукции, соответствующей отечественным и международным стандартам, с уровнем качества, наилучшим образом удовлетворяющим требованиям и ожиданиям потребителей, расширение рынков сбыта, а так же выход на международный рынок. Политика в области качества является частью общей политики предприятия и учитывает миссию и стратегические цели акционерного общества.
Реализация политики в области качества предприятия достигается путём постоянного улучшения деятельности каждого подразделения и каждого сотрудника на основе четкого распределения полномочий и ответственности. Политика в области качества является основой для разработки в структурных подразделениях предприятия целей в области качества, реализуется системой качества и находится под личным контролем генерального директора предприятия.
Субъектами контроля качества на предприятии, различающимися по уровню управления и по видам контроля являются: директор предприятия, директор по производству, начальники отделов по сбыту и снабжению, технолог, менеджер по кадрам, рабочие основного и вспомогательного производства, кладовщики и т.д. Таким образом, ответственность лежит на сотрудниках всех уровней иерархии данного предприятия.
Контроль качества продукции осуществляется на всех стадиях производства, начиная с входного контроля сырья, полуфабрикатов, контроля в процессе производства и заканчивая контролем за реализацией и продажей потребителям.
Основным средством осуществления контроля качества является внедрение системы менеджмента качества, отвечающей требованиям стандарта ISO 9001:2008 и ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Действующая документированная система менеджмента качества состоит из комплекта документов, в состав которых входит Руководство по системе менеджмента качества, а также документированные процедуры системы менеджмента качества. Качество продукции обеспечивается участием всех сотрудников предприятия в системе менеджмента качества и постоянным ее совершенствованием.
Для анализа действующей системы менеджмента качества рассмотрим и проведём анализ основный показателей качества продукции на предприятии.(Таблица 1)
Таблица 1 Анализ показателей качества продукции акционерного общества за 2015-2016 годы.
Показатели |
Годы |
|
2015 |
2016 |
|
Удельный вес забракованной продукции, %, в т.ч.: |
3,41 |
3,82 |
- удельный вес продукции, по которой поступили рекламации на замену продукции, % |
1,14 |
1,22 |
- удельный вес продукции, по которой поступили рекламации на скидку продукции, % |
0,97 |
1,21 |
- удельный вес продукции, по которой поступили рекламации на возврат денег, % |
0,12 |
0,24 |
- удельный вес забракованной на самом предприятии продукции,% |
1,18 |
1,23 |
Как видно из таблицы 1, удельный вес забракованной продукции увеличивается на 0,41 % – с 3,41% в 2015 году до 3,82% в 2016 году. При этом основную долю в этом браке имеют рекламации на замену товара, что приносит предприятию потери по транспортировке и необходимости «пристроить» бракованный товар. Также заметна величина производственного брака, который выявляется на предприятии еще на стадии приемки товара из цехов. Увеличился к 2016 г. процент рекламаций с требованием сделать скидку за низкое качество продукции – до 1,21%
В целом проведенный анализ системы управления качеством позволяет сделать вывод, что в акционерном обществе действует достаточно эффективная система менеджмента качества продукции, но тем не менее, на предприятии все равно есть бракованная продукция. Основными недостатками управления качеством на предприятии являются:
- слабая взаимосвязь между качеством изготовления продукции и стимулированием его повышения;
- недостаточное внимание к технологической подготовке производства, как важному фактору формирования качества изготовления продукции;
- несовершенство организации работ по учету затрат и потерь, вызванных неудовлетворительным качеством изготовления изделий.
Таким образом, необходимо осуществление мероприятий, призванные усовершенствовать качество продукции и повысить ее конкурентоспособность, о чем будет свидетельствовать снижение удельного веса бракованной продукции.
По результатам исследования такими мероприятиями будут являться:
-соответствие постоянно ужесточающимся стандартам качества продукции;
-повышение надежности работы системы контроля и управления некачественной продукции.
Совершенствование качества продукции на базе выполнения требований международных гармонизированных и национальных стандартов – важный фактор и условие повышения конкурентоспособности акционерного общества, обеспечения на данной основе устойчивого роста объемов производства предприятия и в целом в промышленности.
При определении политики в области качества руководство акционерного общества должно придавать наибольшее значение предоставлению потребителям наиболее полного ассортимента продукции высокого качества на основе конкурентоспособности реализуемой продукции и заявляет о своих намерениях по внедрению, поддержанию и постоянному совершенствованию системы менеджмента качества.
Библиографический список
- Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2010. – 334с.
- Сергеев А.Г., Тегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертифи-кация: учебник – М.: Издательство Юрайт; ИД ЮРАЙТ, 2011. – 820 с. – Серия: Основы наук.
- Технология и организация производства продукции: учебное по-собие. Кондратьева Е. И. Издательство КНИТУ 2013 г. 168 страниц.