СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Михеева Светлана Владимировна1, Чаусов Николай Юрьевич2
1Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, студентка 3 курса физико-технологического института
2Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой менеджмента

Аннотация
В статье описана действующая система менеджмента качества акционерного общества, проведена оценка качества производимой продукции, выявлены недостатки системы менеджмента качества и предложены мероприятия по её совершенствованию.

Ключевые слова: , ,


Рубрика: Экономика

Библиографическая ссылка на статью:
Михеева С.В., Чаусов Н.Ю. Система менеджмента качества на предприятии // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/12/24638 (дата обращения: 25.02.2024).

В современных рыночных условиях производитель и потребитель сами находят себя на рынке, мотивация их деятельности заключается в финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При данных условиях потребитель выбирает между наилучшими товарами различных производителей, предпочитая товар лучшего качества. [3,с 109]

Качество продукции и эффективность производства находятся в  прямой зависимости. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка. Поэтому на предприятиях создают систему менеджмента качества  с целью постоянного формирования политики и целей в области качества, а так же для достижения этих целей посредством постоянного улучшения качества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. [1,с 24-25]

Система качества формируется для управления качеством производства работ, непосредственно связанных с качеством продукции. При этом ее основная задача – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака – плохому качеству продукции или услуг.[1,с 95]

Исследуемое акционерное общество  – это молодое, динамично развивающееся на протяжении 23 лет предприятие. Предприятие расположено в живописном месте центральной полосы России — в городе Людиново Калужской области в 330 км в юго-западном направлении от Москвы.

Целью деятельности организации является извлечение прибыли на основе осуществления  производственно-хозяйственной деятельности.

Миссия акционерного общества: производство лучших энергетических проводов и кабелей, надежно доставляющих энергию, свет и тепло в любую точку планеты.

Акционерное общество осуществляет следующие основные виды деятельности:  производство и реализация проводниково – кабельной продукции; производство и реализация кабеля волоконно-оптической связи; предоставление за плату во временное пользование и владение (аренду) зданий, сооружений, оборудования и иного имущества;  разработка и внедрение новых технологий в области переработки отходов цветных и черных металлов.

Основными направлениями политики в области качества акционерного общества являются проектирование, разработка и производство конкурентоспособной проводниково – кабельной продукции, соответствующей отечественным и международным стандартам, с уровнем качества, наилучшим образом удовлетворяющим требованиям и ожиданиям потребителей, расширение рынков сбыта,  а так же выход на международный рынок. Политика в области качества является частью общей политики предприятия и учитывает миссию и стратегические цели акционерного общества.

Реализация политики в области качества предприятия достигается путём постоянного улучшения деятельности каждого подразделения и каждого сотрудника на основе четкого распределения полномочий и ответственности. Политика в области качества является основой для разработки в структурных подразделениях предприятия целей в области качества, реализуется системой качества и находится под личным контролем генерального директора предприятия.

Субъектами контроля качества на предприятии, различающимися по уровню управления и по видам контроля являются: директор предприятия, директор по производству, начальники отделов по сбыту и снабжению, технолог, менеджер по кадрам, рабочие основного и вспомогательного производства, кладовщики и т.д. Таким образом, ответственность лежит на сотрудниках всех уровней иерархии данного предприятия.

Контроль качества продукции осуществляется на всех стадиях производства, начиная с входного контроля сырья, полуфабрикатов, контроля в процессе производства и заканчивая контролем за реализацией и продажей потребителям.

Основным средством осуществления контроля качества является внедрение системы менеджмента качества, отвечающей требованиям стандарта ISO 9001:2008 и ГОСТ Р ИСО 9001-2008.

Действующая документированная система менеджмента качества состоит из комплекта документов, в состав которых входит Руководство по системе менеджмента качества, а также документированные процедуры системы менеджмента качества. Качество продукции обеспечивается участием всех сотрудников предприятия в системе менеджмента качества и постоянным ее совершенствованием.

Для анализа действующей системы менеджмента качества рассмотрим и проведём анализ основный показателей качества продукции на предприятии.(Таблица 1)

Таблица 1 Анализ показателей качества продукции акционерного общества за 2015-2016 годы.

Показатели

Годы

2015

2016

Удельный вес забракованной продукции, %, в т.ч.:

3,41

3,82

- удельный вес продукции, по которой поступили рекламации на замену продукции, %

1,14

1,22

- удельный вес продукции, по которой поступили рекламации на скидку продукции, %

0,97

1,21

- удельный вес продукции, по которой поступили рекламации на возврат денег, %

0,12

0,24

- удельный вес забракованной на самом предприятии продукции,%

1,18

1,23

Как видно из таблицы 1, удельный вес забракованной продукции увеличивается на 0,41 % –  с 3,41% в 2015 году до 3,82% в 2016 году.  При этом основную долю в этом браке имеют рекламации на замену товара,  что приносит предприятию потери по транспортировке и необходимости «пристроить» бракованный товар. Также заметна величина производственного брака, который выявляется на предприятии еще на стадии приемки товара из цехов. Увеличился к 2016 г. процент рекламаций с требованием сделать скидку за низкое качество продукции – до 1,21%

В целом проведенный анализ системы управления качеством позволяет сделать вывод, что в акционерном обществе действует достаточно эффективная система менеджмента качества продукции, но тем не менее, на предприятии все равно есть бракованная продукция.  Основными недостатками управления качеством на предприятии являются:

  • слабая взаимосвязь между качеством изготовления продукции и стимулированием его повышения;
  • недостаточное внимание к технологической подготовке производства, как важному фактору формирования качества изготовления продукции;
  • несовершенство организации работ по учету затрат и потерь, вызванных неудовлетворительным качеством изготовления изделий.

Таким образом, необходимо осуществление  мероприятий, призванные усовершенствовать качество продукции и повысить  ее конкурентоспособность, о чем будет свидетельствовать снижение удельного веса бракованной продукции.

По результатам исследования такими мероприятиями  будут являться:

-соответствие постоянно ужесточающимся стандартам качества продукции;

-повышение надежности работы системы контроля и управления некачественной продукции.

Совершенствование качества продукции на базе выполнения требований международных гармонизированных и национальных стандартов – важный фактор и условие повышения конкурентоспособности акционерного общества, обеспечения на данной основе устойчивого роста объемов производства предприятия и в целом в промышленности.

При определении политики в области качества руководство акционерного общества должно придавать наибольшее значение предоставлению потребителям наиболее полного ассортимента продукции высокого качества на основе конкурентоспособности реализуемой продукции и заявляет о своих намерениях по внедрению, поддержанию и постоянному совершенствованию системы менеджмента качества.


Библиографический список
  1. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2010. – 334с.
  2. Сергеев А.Г., Тегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертифи-кация: учебник – М.: Издательство Юрайт; ИД ЮРАЙТ, 2011. – 820 с. – Серия: Основы наук.
  3. Технология и организация производства продукции: учебное по-собие. Кондратьева Е. И. Издательство КНИТУ 2013 г.  168 страниц.


Все статьи автора «Михеева Светлана Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: