На определение территориального устройства того или иного государства влияют различные факторы. Это могут быть особенности национального состава населения, исторические традиции, социально-экономическая сущность и много другое. В науке конституционного права, как правило, федерацию рассматривают применительно к многонациональному государству. Для России это было определяющим фактором при выборе формы государственного устройства.[4] Но, конечно же, «федерация» как форма государственного устройства не всегда связывается с многонациональностью. В данный период времени для России проблемы государственного устройства приобретают особую актуальность.
Российская Федерация по своему устройству является суверенным, единым государством, которое состоят из субъектов равных между собой. К ним относятся: области, автономные области, края, республики, города федерального значения, автономные округа. Федеративное устройство России закреплено Конституцией РФ.
В.Е.Чиркин давал такое определение федерации: «Союзная-государственная-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти(управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами(субъектами) при верховенстве федерации»[5].
То есть, федерация это такая форма государственного устройства, при которой самостоятельные субъекты объединены в одно целое и имеют два уровня управления(центральное и региональное). Стоит отметить, что Россия не была создана путем объединения отдельных государств, а была провозглашена федерацией. В соответствии с Конституцией нашей страны статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.[3, Ст.66]
Федеративное устройство Российской Федерации основывается на следующих принципах.
1)Государственная целостность России.
Российская Федерация является целостным суверенном государством. Обеспечивается ее целостность и неприкосновенность территории. На президента Российской Федерации возложена обязанность по охране суверенитета нашей страны, ее государственной целостности и независимости. У субъектов отсутствует права одностороннего выхода из состава Федерации. Верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории. Также существования единой денежной единицы-рубля, единого языка. При этом, необходимо отметить, что на территории России запрещается установление таможенных границ, пошлин, сборов, а также других препятствий, которые могут помешать свободному перемещению товаров и финансовых средств.
2)Единство системы государственной власти.
Россия является демократическим государством, из чего следует, что единственным источником власти в нашей стране является ее многонациональный народ. Государственная власть делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России.[4]
3)Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
Оно осуществляется Конституцией РФ, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.[6, с.258] Предметы ведения и полномочия разделены на те, которые относятся только к Федерации и на те, которые относятся к совместному ведению Федерации и субъектов.
4)Равноправия и самоопределение народов России.
Данный принцип является одним из основополагающих принципов федеративного устройства России, где проживают свыше 190 народов. Всем народам гарантируется право на сохранение их языка, его развитие и изучение. Государственным языком на территории Российской Федерации является русский язык, однако республики имеют право на установление своих государственных языков. Также этот принцип проявляется в том, что каждый народ имеет право на использование земли и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности. Наша страна гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от расы, национальности и языка. Также Российская Федерация, опираясь на международно-правовые нормы, защищает наиболее уязвимые народы, которые являются малочисленными.[2]
Хочется подчеркнуть и равноправие субъектов Российской Федерации. Все они взаимодействуют с федеральными органами и обладают равными правами. Это обеспечивается равным представительством в Совете Федераций Федерального Собрания РФ. Конечно же, все субъекты отличаются друг от друга по характеристикам. Они могут различаться по экономическому потенциалу, по численности населения, по географическому местоположению, уровню культуры и другим признакам. Но в юридическом понимании они находятся в абсолютно равном положении.
Подводя итоги, можно сказать, что федерация- это такое государство, которое имеет многоуровневую территориальную структуру и объединяет несколько государственных образований в рамках одного государства. Федеративное устройство современной России появилось не с нуля, оно не было теоретически и практически обоснованной моделью организации нового государства, а являлось больше как наследие федеративной системы советского периода. Стоит отметить, что Российская Федерация является конституционной, а не договорной Федерацией. Государственно-правовые механизмы разграничения полномочий и гарантии обеспечения единства правового регулирования на всей территории Российской Федерации базируются на конституционных положениях о высшей юридической силе и прямом действии Конституции РФ на всей территории Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ) и о верховенстве на всей территории страны федеральных законов, принятых по предметам совместного ведения (ч. ч. 1 и 3 ст. 76 Конституции РФ).[10]
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.
- Конвенция МОТ от 27 июня 1989 г.№ 169 «О коренный народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах»; Рамочная конвенция о защите национальных мешинст ETS №157,1 февраля 1995г.
- С.А.Авакьян. Конституционное право России. 4-е издание. М. Норма
- Н.А.Антонова, Т.В.Кувырченкова, Е.А.Рязанова. Конституционное право России :уч. пособие.-М.:НОУ ВПО «МПСУ»,Воронеж:МОДЭК,2016
- Б.Н.Топорин. Федерализм: теория, институты, отношения(сравнительно-правовое исследование). М., 2001
- С.М. Шахрай. Конституционное право Российской Федерации: уч.-М.2017
- А.В. Безруков. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015.
- Шахрай С.М., Клишас А.А.. Конституционное право РФ. М. 2010.
- Бредихин А.Л. Федеративная система Российской Федерации: Учебник. — Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012.
- Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки “Юриспруденция” (квалификация “бакалавр”) / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014.-С.104