История философии Фридриха Вильгельма Ницше в аспекте знакомства России с его взглядами и идеями имеет довольно долгую и сложную историю. В определённые периоды истории России философия Ницше была, можно так сказать, под запретом для ознакомления или же не подвергалась достаточно глубоким исследованиям. При идеологии коммунизма в СССР имя Ницше редко упоминалось в научной среде, а если упоминалось, то скорее в целях вызова к ней отрицательного отношения и в определённой степени неприязни. Однако же, в более ранний период, а именно в 1892 и немногими годами позднее Ницше приобретает широкую популярность в России, в чём не последнюю роль сыграл выход очерка русского философа и литературного критика В. П. Преображенского, который на данный момент считается первым русским ницшеанцем. В указанный период Ницше был замечен многими русскими мыслителями и значительно повлиял на интеллектуальное развитие российской интеллигенции. Для наиболее наглядного представления того, каким образом происходило издание, изучение и восприятие философии Ницше в России в различные периоды её истории ниже представлена таблица, основанная на дополненной и уточнённой периодизации, начатой В. П. Шестаковым и Ю. В. Синеокой.
История распространения философии Ницше в России.
Временной период | Характеристика распространения и влияния философии Ницше в России в указанный период времени |
Последнее десятилетие XIX в. | Данный период характеризуется появлением первых переводов Ницше и критических статей В. Преображенского, Н. Михайловского, В. Соловьева, Н. Федорова, Л. Лопатина, Н. Грота и других отечественных мыслителей. Ницше обретает широкую известность в России, и его философия распространяется в качестве объекта дискуссий и полемик в интеллектуальных кругах. |
Первая четверть ХХ в. | Данный период включает в себя издание собрания сочинений Ницше и появление отечественных монографий, в которых предпринимались попытки сравнения Ницше с Толстым и Достоевским. Производится критический анализ и развитие идей Ницше Л. Шестовым, В. Розановым, Н. Бердяевым, Д. Мережковским. |
До середины 20-х годов ХХ в. | В данном периоде происходит осуществление значительных рецепций философии Ницше через социокультурную призму России Ф. Зелинским, В. Ивановым, В. Вересаевым. |
Начиная приблизительно с 20-х годов XX в. и заканчивая приходом к власти в СССР Горбачёва | Данный период характеризуется восприятием философии Ницше сначала с сугубо негативной оценки, воспринимавшей Ницше как человека, с точки зрения большинства мыслителей того времени, пропагандирующего насилие и являющегося в какой-то степени родоначальником идеологии национал-социализма в Германии. После данный период характеризуется более обстоятельными, но в основном критическими исследованиями его философии. |
Начиная приблизительно с 1990 года и заканчивая настоящим временем. | Усиление интереса к философии Ницше на данном этапе развития философии в России наступает после полувекового идеологического запрета, а именно в 1985-1991 годы, то есть во время либерализации России Горбачёвым. В данный период был открыт запрещенный ранее пласт культуры: русские читатели впервые получили доступ к сочинениям различных великих мыслителей начала XX века. Можно сказать, что в некоторой степени взлет популярности творчества Ницше связан с увлечением России идеализмом. Появилась реальная возможность узнать об интеллектуальном контексте, в котором складывались различные варианты интерпретации сочинений философа.
Данный период корректно будет назвать возрождением философии Ницше в России. Следует добавить, что в данный период также вышел первый большой двухтомник его произведений, книги Ницше стали переиздаваться большими тиражами. Назрела потребность новых переводов, сверенных с критическим изданием наследия Ницше. Количество статей о нем стремительно нарастает, появляется большое количество монографий (следует отметить, что интерес к Ницше вызван тем, что в его философии, как и в период первого ознакомления с его взглядами и идеями, ищут ответы на актуальные проблемы современности).
|
В настоящее время философия Ницше также вызывает сильный интерес у русскоязычного населения. Его работы активно печатаются и переводятся. Публикуется немалое количество статей на тему различных аспектов его философии, проводятся многочисленные исследования его концепций во многих вузах страны. В университетских и школьных курсах философии его изучают как одного из самых великих немецких мыслителей. Стоит отметить, что в России есть сайт, полностью посвящённый Ницше, на котором размещены все его основные труды, сочинения, подробная биография и музыкальные произведения. Достаточно трудно объективно проанализировать влияние немецкого мыслителя на отечественную мысль до 90-х гг. XX столетия. В связи с идеологическим запретом на какое-либо разностороннее изучение как творчества самого Ницше, так и его влияния, в советский период не было работ, посвященных российскому ницщеанству. Отказ от идеологических догматов обеспечил мощный всплеск исследований проблемы взаимодействия русской и немецкой культур. Но всё же можно сказать, что Фридрих Вильгельм Ницше оказал огромное влияние на философскую мысль, создав уникальные концепции и его влияние на Россию также велико.
Библиографический список
- Синеокая Ю. В. Философия Ницше и духовный опыт России (конец XIX – начало XXI в.). М., 2009.
- Ницше в России // Сайт Электронный учебник: учебники бесплатно – портал научной литературы. URL: https://scibook.net/istoriya-filosofii/nitsshe-rossii-6000.html
- Рассадин С.В. Фридрих Ницше и философия культуры русского символизма. Тверь, 2001.