Современные экономические условия характеризуются активным переходом к информационному развитию общества, в связи с чем для эффективного управления предприятием возникает необходимость в абсолютной информационной обеспеченности данными о его финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому только полная и достоверная информация необходима внутренним и внешним пользователям информации для осуществления таких функций управления, как прогнозирование, анализ, контроль и др. Именно эти функции могут обеспечить грамотное руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельностью предприятия. При этом каждая функция носит объективный характер, имеет свое назначение и характеризуется повторяемостью и однородностью содержания. Нынешние условия рынка поставили перед функционирующими предприятиями и организациями нового типа комплекс задач в области совершенствования управленческой деятельности и ее направлений.
Большое значение при реализации задач управления предприятия приобретает проблема управления оборотными активами, представляющих собой наиболее важное направление финансовой политики организации и являющихся одной из важных финансовых категорий в целом. Это связано с тем, что при управлении оборотными активами возникают вопросы, обусловленные наличием большого количества элементов активов и постоянной трансформацией их видов и типов, но между тем, именно текущие активы способны обеспечить платежеспособность и абсолютную ликвидность предприятия. Действительно, одной из особенностей оборотных активов является очень высокая их структурная трансформация, иными словами, способность их быстрого преобразования из одного вида в совершенно другой. Кроме того оборотные активы отличает их высокая ликвидность, а также их влияние на объемы деятельности предприятия под действием конъюнктурных изменений товарного и финансового рынков, что во многом предопределяет возможность реализации управленческих решений в наиболее короткий промежуток времени.
Однако, с точки зрения финансового менеджмента, оборотные активы имеют и ряд недостатков. В частности, под влиянием инфляционных процессов значительная часть оборотных активов, таких как денежные средства и дебиторская задолженность, подвергается обесценению, а также в результате естественной убыли товарно-материальных ценностей теряется часть их стоимости. Помимо этого, В то временно свободные оборотные активы не генерируют прибыль (за исключением свободных денежных активов, используемых в краткосрочных финансовых вложениях)[1,с.1]
Основными характеристиками оборотных средств является их объем, структура, источники формирования, ликвидность. Объем оборотных средств зависит от потребностей производственного цикла, своевременности поставок, от дисциплины в расчетах, от развития банковской системы и прочих факторов [2].
Рассматривая имущество предприятий общественного питания, следует отметить, что оборотные активы являются достаточно важной частью активов предприятия и составляют более 80%. Именно наличие достаточных оборотных средств позволяет предприятию нормально функционировать в условиях конкурентного рынка и иметь нормальную платежеспособность. В связи с этим любое предприятие общественного питания должно обращать внимание на нормирование оборотных средств для целей создания необходимых условий функционировании. Говоря о структуре оборотных активов, следует также отметить, что во многом она зависит от типа предприятия общественного питания. Например, в ресторанах, где предъявляются повышенные требования к обслуживанию, сервировке столов, качеству оформления заказов наиболее высок удельный вес оборотных средств, вложенных например, в посуду и другие материальные запасы. Таким образом, структура нормируемых оборотных средств предприятий общественного питания отличается тем, что наибольший удельный вес в их составе имеют оборотные средства в запасах товаров, полуфабрикатов и сырья.
Спецификой деятельности предприятий общественного питания является то, что они производят затраты «авансом», т.е. изначально приобретается сырьё, полуфабрикаты, материалы, тара и т.д., а уже потом эти средства направляются на производство продукции. И только после реализации самой продукции предприятие может возместить авансированные им денежные средства и направить их на приобретение следующей партии оборотных средств. Именно так выглядит кругооборот, длительность которого составляет время движения оборотных средств в сфере производства и в сфере обращения. Оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия, в значительной степени зависит от периода оборота, т.е. срока, за который денежные средства возвращаются в хозяйственную деятельность предприятия. При этом замедление кругооборота средств на предприятии может привести к нарушению всей созданной системы расчетов с поставщиками, покупателями, кредитными организациями, причем не только самого предприятия, но и экономически связанных с ним предприятий. Так, высокий удельный вес дебиторской задолженности может свидетельствовать об ослаблении контроля за своевременным возвратом платежей, что возможно при нарушении договорной и финансовой дисциплины.
Таким образом, величина оборотных средств предприятия общественного питания зависит от ряда факторов. Прежде всего, это объем и состав товарооборота; цели и структура производственной программы; состав и структура расходуемого предприятием сырья; ассортиментная политика предприятия и ассортиментная структура покупных товаров; системность завоза сырья и товаров. Кроме того, большое значение для эффективности деятельности предприятия общественного питания имеют вопросы организации, в частности: организация коммерческой работы и вопросы организации расчетов за товары с поставщиками.
Безусловно, на предприятие общественного питания могут оказывать влияние и внешние факторы, оказывающее влияние на его деятельность, независимо от него самого, в частности:
- общеэкономическая ситуация в стране
- конъюнктура рынка;
- уровень инфляции
- уровень государственного регулирования торговли и общественного питания
- изменения в налоговом законодательстве;
- условия кредитования
- налоговое законодательство.
Представляется, что для повышения эффективности использования оборотных активов предприятие вынуждено внедрять в свою практику управления и контроля наиболее передовые, прогрессивные методы и способы. К числу таких инноваций можно отнести практику внедрения контроллинга. [3]
Слово “контроллинг” произошло от английского «to control», что означает контролировать, управлять. Как известно, практика применения контроллинга была заимствована из Англии, основанной на требованиях правил «Сompani Acts», дошедшей из 1700-х годов. Первоначально понятие контроллинга появилось в Америке в 70-е годы, а затем оно перекочевало в Западную Европу, а уж потом в начале 90-х годов в СНГ.
В самом подходе к контроллингу наблюдается объединение двух составляющих: контроллинг как философское понятие и контроллинг как инструмент.
С точки зрения философии контроллинг представляет собой особый образ мышления руководителей, направленный на эффективное использование всех ресурсов предприятия (материально-производственных, трудовых, денежных ресурсов) для осуществления деятельности предприятия в перспективе. Как инструмент, контроллинг представляет собой интегрированную систему информационно – аналитической и методической поддержки руководителей в процессе осуществления функций управления – планирования, контроля, анализа, менеджмента и т.д.
Контроллинг, по сути, позволяет обеспечить системную коммуникацию функций управления, сформировать единую информационную базу, осуществить координацию мер по достижению поставленных перед предприятием целей. Кроме того, внедрение контроллинга позволит провести предварительный анализ и процедуры контроля при оценке причин отклонений от плановых заданий, норм, нормативов, сметных значений по всем позициям плана, а также оценить достаточность источников финансирования при формировании оборотных активов для целей управления предприятием.
Для целей управления оборотными активами предприятия и в целях внедрения непосредственно такого инструмента как контроллинг, определим его основные этапы. Во-первых, следует осуществить анализ состава оборотных активов предприятия, произведя расчет показателей эффективности использования оборотных средств. Во-вторых, необходимо провести анализ достаточности источников финансирования для формирования запасов предприятия для определения типа финансовой устойчивости предприятия и в заключении разработать меры по повышению эффективности использования оборотных средств предприятия.
Для предприятия общественного питания применение системы контроллинга позволит осуществить важные мероприятия, как в части повышения эффективности оборотных средств, так и в части управления самого предприятия. Внедрение контроллинга, таким образом, позволит осуществить:
- экономически обоснованное определение норм запасов по видам оборотных средств и оценить общую потребность в них;
- правильное управление временно свободными оборотными средствами с учетом изменения имеющейся хозяйственной ситуации;
- обеспечить сохранность оборотных средств и осуществить использование их по целевому назначению;
- обеспечить в целом рациональную систему финансирования оборотных средств предприятия;
- эффективное использование оборотных средств путем ускорения их оборачиваемости и другие.
Для управления предприятием внедрение системы контроллинга позволит обеспечить:
- максимальную оптимизацию управления организационной структурой предприятия;
- организацию эффективной системы учета хозяйственных операций и определение конечных результатов деятельности предприятия;
- эффективное внедрение систем планирования, контроля и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- мотивацию персонала в повышении эффективности деятельности предприятия.
Таким образом, в условиях конкурентного рынка для предприятий общественного питания остро встает вопрос организации, управления и рационального использования оборотными средствами в целях повышения эффективности деятельности предприятия. Представляется, что одним из эффективных инструментов здесь может стать контроллинг, который предполагает применение совокупности методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля, реализация которых может быть осуществлена на совершенно новом качественном уровне для целей достижения стратегических задач предприятия.
Библиографический список
- Данилин В.Н., Данилин Е.И. Управление оборотным капиталом предприятия в кризисных условиях// Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010
- Горфинкель В. Я. Экономика предприятия: учебник для вузов / В. Я. Горфинкель, В. А. Швандар. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 670 с.
- Егорушкина Т. Н., Швецов С. А. К вопросу развития методов контроллинга и внутреннего аудита в условиях конкурентной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 44. – С. 125–133. – URL: http://e-koncept.ru/2017/570160.htm.
- Назаренко Н. А., Ермакова К. Л. Контроллинг оборотных средств предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 475-478.