ПОСТМОДЕРНИЗМ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Кокарева Марина Евгеньевна1, Пасечник Алена Сергеевна1, Жидков Алексей Андреевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Постмодерн – культурная парадигма, получившая наибольшее развитие в конце XX века и в начале XXI века. Имея в своей основе переосмысление роли языка в познавательном и художественном аспекте деятельности человека, культурная парадигма постмодерна предвещает своим появлением новое направление в искусстве – постмодернизм. Актуальность статьи заключается в том, что постмодернизм в настоящее время пользуется большой популярностью. Научная новизна статьи состоит в рассмотрении такого феномена, как постмодернизм в определённом виде искусства – кинематографе.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Искусствоведение

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Кокарева М.Е., Пасечник А.С., Жидков А.А. Постмодернизм в кинематографе // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24594 (дата обращения: 21.02.2024).

Вследствие того, что постмодернизм не предполагает наличие в себе только одного какого-либо определённого и узкого художественного направления или стиля, а скорее является некой культурной доминантой современного общества, можно говорить только о том, как именно и каким образом постмодернистское мироощущение, менталитет постмодернизма находят своё отражение в различных подходах к созданию кинофильма. Для достижения упомянутой цели далее следует вести повествование, прибегая к сравнению постмодернизма с подходами и методами модернистского направления.

Модернизм, опираясь на присущие ему методы и подходы, старается дойти до смысла при помощи какого-либо адекватного языка, часто напрямую, интуитивно. Постмодернизм же, хотя и исходит из тех же посылок, объявляет следующее: принципиальное обретение смысла в принципе невозможно. Вследствие этого, можно сказать, что он замыкается на стилизованном воспроизведении самых разных, но в равной степени условных языков. Если вести речь именно о кинематографе, то это значит, что язык кино воспринимается как адекватный и прозрачный, даже если эффект условности монтажа и жанра перевешивается эффектом достоверности фотографического воспроизведения реальности.

Модернизм осуществляет деконструкцию языка, обнажает приёмы. В качестве примеров можно привести монтаж у Эйзенштейна и сюрреалистов, коллаж у Годара. Тем самым он отрицает старые смыслы, воспринимая их в качестве ложного сознания, идеологии. Постмодернизм же вообще отказывается от какой-либо идеологии, иерархии ценностей, и вместо деконструкции в рамках сознательной стилизации осуществляет обратную реконструкцию языка кинематографа. В 60-х — начале 70-х годов кинематограф переосмысливает мифы и стереотипы, присущие традиционным жанрам, к примеру, вестерну («Маккейб и миссис Миллер» Р. Олтмена), гангстерскому фильму («Крестный отец» Ф. Копполы). Но со временем акцент переносится с «человеческого» содержания кинофильма на его достоверность с точки зрения психологии, а также на его формальные элементы, то есть можно сказать, что на «текст» как таковой. К примеру, в работе уже упомянутого выше Фрэнсиса Копполы, которая  имеет название «Клуб «Коттон», формальная выстроенность повествования играет наиболее важную роль, нежели содержательный элемент фильма.

На рубеже 70-80-х годов появляются различные «космические фантазии» и авантюрные эпопеи, которые построены исключительно на интересе к формальному повествованию и часто подаются в пародийной форме. Пародийный и стилизаторские подходы к повествованию сюжета часто сочетают в себе обильное цитирование и различные отсылки к другим фильмам, к классике отдельно взятого жанра. В результате этого происходит увеличение количество ремейков, то есть новых фильмов, в основе которых лежат старые сюжеты. В жанре криминала и триллерах почти полностью исчезает оценка героев с морального аспекта, или она задаётся в пародийной форме. Стоит отметить, что использование данных подходов не доходит до того, чтобы не создавать напряжение. Примерами использования упомянутых выше подходов можно увидеть в фильмах «Настоящая любовь» Т. Скотта и «Криминальное чтиво» К. Тарантино.

Также следует заметить, что в постмодернизме между всеми «текстами» устанавливается равенство, ведущее к «эстетическому популизму». Это обуславливается тем, что элементы высокой, элитарной культуры смешиваются с элементами массовой культуры, что, в свою очередь, происходит вследствие того, что для постмодернизма ценностная и смысловая иерархия выглядит как проявление авторитаризма.

Помимо упомянутых выше, представителями постмодернистского направления в кинематографе считают Гринуэя — в Англии, Бейнекса во Франции. Кинофильмы упомянутых режиссёров сложны и запутаны в аспекте построения. Один из самых известных кинофильмов Гринуэя – «Контракт рисовальщика». Данный кинофильм можно с полной уверенностью отнести к направлению постмодернизма. В этом кинофильме вообще отсутствует какое-нибудь представление о морали человека. Все герои кинофильма глубоко развратны, хоть и внешне выглядят притягательно. Здесь истина, правда стоят наравне с заблуждением, ложью, поэтому зритель перестает понимать происходящее на картине. Зрителю вряд ли получится испытать чувство сопереживания к главному герою. Данный кинофильм нельзя воспринимать однозначно, он только подчёркивает то, что в людях напрочь отсутствует мораль, показывая омерзительность этих людей.

Также в направлении постмодернизма можно выделить картину Киры Муратовой «Настройщик». Данный кинофильм представляет собой современную интерпретацию мемуаров знаменитого российского сыщика царских времен Аркадия Кошко. Как и в ленте «Контракт рисовальщика», герои киноленты оказываются втянутыми в некую игру, что в какой-то степени присуще направлению постмодернизма. Картина пронизана тончайшим юмором, на протяжении всего фильма зрителем овладевает улыбка. Но также он может испытывать чувство полного опустошения вследствие отсутствия морали у главных героев.

Конечно же, как одного из лучших представителей данного направления следует ещё раз выделить Квентина Тарантино. Всё его творчество неоднозначно и двойственно. Его картины жестоки,  беспардонны и пропитаны постмодернистской иронией. Эстетизация жестокости – важная черты, присущая его кинофильмам. Действительно, насилие является неотъемлемой частью всех его работ. В качестве примера можно привести эпизод из киноленты «Убить Билла» – сцена битвы Чёрной Мамбы с головорезами в Доме Голубых Листьев. Двадцатиминутная расправа «Невесты» с телохранителями главы токийской мафии Орен Иши гиперболизирована до предела: невероятные боевые приёмы, 57 трупов и море бутафорской крови. Примечательно, что в реальной жизни режиссёр является ярым противником насилия.

Таким образом, постмодернизм – новое направление в искусстве, проявляющееся во многих его видах. Данное направление поддаётся неоднозначным интерпретациям, его черты резко выделяются среди многих других направлений искусства. Оно имеет место и в настоящее время, в том числе и в кинематографе, который в последние десятилетия развивался наиболее быстро.


Библиографический список
  1. Постмодернизм в кино // Сайт Энциклопедия KM.RU. URL: http://www.km.ru/kino/encyclopedia/postmodernizm-v-kino
  2. Постмодернизм в искусстве // Сайт Энциклопедия Экономиста. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/postmodernizm-v-iskusstve.html
  3. Постмодернизм в кино // Сайт Интернет-магазин репродукции картин. URL: http://artplease.ru/articles/klassik/63/
  4. Квентин Тарантино. Культовый новатор-постмодернист современного кинематографа // Сайт Российская Академия Естествознания. URL: https://www.rae.ru/forum2012/6/2613

 



Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: