Профессиональная компетентность – это область постоянно расширяющейся системы профессиональных знаний, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность с эффективной результативностью, и содействующая повышению уровня профессионального образования, а также решению необходимых проблем [1, стр. 145].
Существуют следующие группы компетенций:
1. Правовая грамотность – свойство специалиста, которое обеспечивает продуктивное применение документов в области законодательства в процессе профессиональной деятельности, а также рациональное принятие решений
2. информационная грамотность – свойство специалиста, позволяющее качественно понять и оценить информацию в соответствии со структурой принципов и приоритетов; поиск информации; адаптация к требованиям профессиональной деятельности; применение компьютеризации в трудовой деятельности;
Информационная грамотность имеет своё проявление в таких компетенциях как:
1) способность последовательно, обоснованно и понятно организовывать как устную, так и письменную речь;
2) обладание культурным поведением, готовность объединения с сотрудниками, способность работать в коллективе;
3) владеть мастерством общения на иностранных языках;
4) обладать искусством ораторства и умением слушать
5) обладать выдержкой и сдержанностью в условиях стрессовой ситуации;
6) способность выстраивать эмоционально-тесные контакты при взаимодействии в области официальных отношений;
7) способность анализировать стрессовую ситуацию и разработать стратегию выхода из неё;
8) немало важно уметь грамотно представлять обществу что-либо или кого-либо.
3. коммуникативная грамотность – свойство специалиста, позволяющее разрабатывать двухстороннюю связь с посторонним человеком; формирование контактов с лицами, которые обращаются за юридической поддержкой; организация взаимодействия с организациями и их представителями; проектирование техники взаимодействия между людьми; опыт вести переговоры.
4. морально-этическая грамотность – свойство специалиста, которые обеспечивает соблюдение норм общественной морали и нравственности; восприятие социальной значимости правовой деятельности; проявление в профессиональной деятельности уважение к закону. Находит своё выражение:
1) в осознании значимости своей профессии, достижении необходимого уровня правосознания;
2) в добросовестном выполнении трудовых обязанностей, соблюдать этику юриста;
3) в недопустимости коррупции, уважительное отношение к закону;
4) в приличном уровне нормативного поведение;
5) в сочетании нравственных и правовых требований трудовой деятельности;
5. организационная грамотность – свойство специалиста, гарантирующее достойный уровень самостоятельности, дисциплинированности; способность управлять коллективом, вступать в переговоры; владение современными технологиями. Выражается в следующем:
1) овладение навыками сотрудничества и работы в команде
2) прогнозирование последствий принимаемых решений;
6. интеллектуальная грамотность – свойство специалиста, обеспечивающее познавательную активной профессионального уровня; тренированная память; умственная работоспособность; повышений квалификации; способность анализировать общественные проблемы.
7. педагогическая грамотность – свойство специалиста, обеспечивающее продуктивное решение педагогических ситуации; наличие жизненного опыта и высокую квалификацию; владение современными технологиями педагогики и методики; способность обучать правовым дисциплинам, принимать активное участие в правовом воспитании [2, стр. 43].
Помимо положительных социально-значимых качеств, юрист может обладать следующими негативными чертами: употребление алкоголя, безответственность, недобросовестность, низкий уровень эрудиции, неустойчивость эмоционального плана, завышенная самооценка, презрение к людям, агрессивность, низкая работоспособность, неразвитая память, отсутствие достаточного уровня интеллектуальности и мстительность [3, стр. 302].
Профессионализм юриста отражен в совокупности положительных профессиональных компетенций, только в подобном сочетании мы получим высококвалифицированного специалиста юридических наук и правоведения.
Библиографический список
- Шевченко В.М. Юридическая психология. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 288 с.
- Федоров А.Ф. Самостоятельность, всестороннее развитие и ответственность как необходимые качества профессиональной деятельности юристов // Вестник Владимирского юридического института. – 2014. – № 1. – С. 128 – 134.
- Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. – М.: Юрист, 2006. – 652 с.