Общество находится в динамичном развитии, что непосредственно оказывает значительное влияние на образовательную систему. Меняются теоретические основы, требования к педагогической деятельности и квалификации, применяются все более эффективные методы организации образовательного процесса.
Дистанционное обучение стало неотъемлемой частью современного мира. Данная форма возвела образование на новую ступень и стала неким фундаментом для развития обучающих технологий.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) представляют собой использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в процессе опосредованного, территориально отдаленного взаимодействия педагога и обучающегося. [1]
ДОТ делает образовательный процесс более эффективным, даже в процессе обучения учеников начальной школы. Зачастую педагог не успевает изложить весь необходимый материал за столь короткий период времени, как 45 минут. Применение ДОТ позволит ученикам младшей школы заполнить пробелы в знаниях по теме благодаря прочтению теоретических материалов в режиме онлайн, прохождению обучающих тестов, обсуждению на различных форумах интересующих тем и многое другое.
Эффективной формой работы, способствующей выработке умений и навыков младших школьников, является сетевая поддержка педагогических работников. Выстроенное на системе ДОТ, поддержание домашней работы решает проблему предоставления образования в случаях невозможности получения очного формы обучения. Это может быть связанно с территориальной отдалённостью ученика от школ, болезней ребенка и др.
При желании ученик всегда сможет повторно проработать материал, пройденный на занятии, проверить знания по средствам тестирования и пополнить теоретический багаж за счет дополнительных методических материалов и сети Интернет.
Преимущества дистанционного образования детей:
- Ребенок занимается образовательной деятельностью в комфортное для себя время. Важна помощь родителей в организации режима обучающегося.
- Низкий уровень психологического давления.
- Индивидуальный подход, следствием чего является более быстрое усвоение материала.
- Территориальная свобода. Ребенок может обучаться, находясь в любой точке мира, имея выход в сеть Интернет.
- Создаются условия для самореализации ребенка, его творческих навыков и самостоятельной работы.
- Повышается уровень компьютерной грамотность с самого детства.
Недостатки дистанционного образования:
- Необходимость контроля родителей. У многих просто нет на это время.
- Низкий уровень авторитета учителя. Отсутствие реального наставника и примера для подражания.
- Низкий уровень общения со сверстниками. Альтернатива – кружки, различные секции и так далее.
- Необходимость обучающемуся проводить долгое время за компьютером.
- Необходимость повышения квалификации педагогов начальной школы.
Подводя итог, можно сделать вывод, что дистанционная форма обучения может стать серьезным подспорьем очной форме даже на уровне начальной школы, но наиболее эффективным вариантом будет обучение на очной форме с применением элементов дистанционной формы, в виде различных интерактивных заданий, тестов и т.д.
Библиографический список
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) “Об образовании в Российской Федерации”.