ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ НИЦШЕ И ДОСТОЕВСКОГО

Гордеев Кирилл Сергеевич1, Жидков Алексей Андреевич1, Бычков Даниил Владимирович1, Дубровин Никита Алексеевич1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме, которая заключается в определении точек соприкосновения творчества, идей и взглядов Ницше и Достоевского. Актуальность статьи обусловлена тем, что на тему влияния Достоевского на творчество Ницше, а также схожести в их творчестве и, в какой-то степени мировоззренческих взглядах в определённых аспектах, продолжаются споры и в настоящее время. Научная новизна статьи заключается в приведении точки зрения на то, является ли пример Раскольникова из книги Достоевского «Преступление и наказание» опровержением идей Ницше.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Гордеев К.С., Жидков А.А., Бычков Д.В., Дубровин Н.А. Точки соприкосновения в творчестве Ницше и Достоевского // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24581 (дата обращения: 21.02.2024).

Во многих книгах Ницше называет Достоевского великим и выдающимся психологом, а также единственным психологом, у которого ему было бы чему поучиться. Правильно будет сказано, что Ницше мало кого ценил из мыслителей, и мало кому отдавал дань своего уважения, но Достоевский, если учитывать все имеющиеся факты, входит в этот круг, наряду с Гераклитом, Стендалем, Спинозой и так далее. Достоевский же скорее всего и не знал о Ницше, но многие его произведения можно сопоставить с его философией.

Можно сказать о том, что текст и идеи романа Достоевского «Преступление и наказание» синонимичны в ряде аспектов тому, что пишет в своих работах Ницше и даже с его жизненным путём. В пример аналогии с жизненным путём Ницше можно привести отрывок из «Преступления и наказания», где рассказывается о сне Раскольникова, который снится ему накануне преступления. Ему снится детство и то, как на его глазах погонщик избивает лошадь. В данном аспекте можно даже говорить о некой полумифической связи с тем, что происходит с Ницше в конце его жизни в момент, когда он идёт по улице и также как Раскольников видит, как погонщик избивает лошадь, что вызывает у него колоссальное впечатление. Он бросается обнимать лошадь и, как принято считать, с этого момента постепенно сходит с ума. В данном случае аналогию также можно проследить с князем Мышкиным, который является героем романа Достоевского «Идиот». Жизнь героя заканчивается тем, что он также сходит с ума, пребывая в конце жизни  в состоянии поверхностной комы в Швейцарии, где Ницше прожил большую часть своей жизни.

На страницах многих произведений Ницше присутствуют отсылки к произведениям Достоевского. Так, к примеру, к книге «Антихрист» есть ссылка на упомянутый выше роман Достоевского «Идиот». В «Антихристе» Ницше говорит о том, что термин «герой» не применим к Иисусу, и что к нему гораздо уместнее подходит другая характеристика, вернее сказать, термин – идиот. Он говорит о том, что проповедь Христа содержит в себе тенденцию сокращения влияния и воздействия внешних физиологических раздражителей. То есть известные заповеди о том, что если человека ударили по щеке, он должен подставить вторую щёку, или о том, что человек не должен судить другого человека, и тогда он сам не будет судим им, и многие другие, являются отказом от конфронтации, стремлением к минимизации любых внешних физиологических раздражителей. В данном случае также можно увидеть аналогию с Достоевским, ведь на полях произведения «Идиот» присутствует сделанная его рукой пометка «Мышкин = Христос». Это говорит о том, что сам Достоевский понимал некую параллель между образом Иисуса Христа и образом князя Мышкина. На это место прямо ссылается Ницше в упомянутой выше книге «Антихрист».

Также в книге «Сумерки идолов или как философствуют молотом» Ницше ссылается на книгу русского писателя «Записки из Мёртвого дома» и говорит о том, что понимание Достоевским психологической природы преступников и его собственное понимание синонимичны. Для Ницше преступник – сильный человек при неблагоприятных обстоятельствах. Он говорит о том, что ему близко мнение Достоевского, который, находясь в Сибирской каторге среди людей совершенно изолированных от общества и совершивших тяжёлые преступления, всё-таки находит этих людей самыми сильными и цельными людьми, сделанными из самого ценного дерева, которое только способно давать русская земля.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» часто рассматривается в качестве опровержения ницшеанских идей. По нашему мнению, данная точка зрения имеет место быть, но всё же является не совсем верной.

Главной проблемой упомянутой точки зрения является то, что на момент написания романа «Преступление и наказание» Достоевский совершенно не знал о том, кто такой Ницше, о его творчестве. Более того, за всю жизнь, по всей видимости, он так и не узнал о нём. Также следует отметить, что на момент написания романа «Преступления и наказания», то есть в 1866 году, Ницше также не был знаком с творчеством русского писателя. Он познакомился с его творчеством позднее, уже в 1887 году. Впервые имя Достоевского упоминается в его письме к Овербеку 12 февраля 1887 года, в котором говорится о том, что в книжной лавке в Швейцарии он обнаруживает произведение «Записки из подполья» только что переведённое на французский язык. Ницше положительно отзывался о данной работе, и впоследствии ознакомлялся также и с другими работами Достоевского такими как «Записки из Мёртвого дома», «Идиот» и тд. В критике дореволюционной России было принято считать, что Ницше гораздо раньше узнал о Достоевском. В доказательство данной точки зрения цитировалось письмо Ницше к Брандесу, где якобы сказано, что Ницше теперь читает русских писателей, особенно Достоевского, над чтением произведений которого он сидит ночами и упивается глубиной его мысли. Впервые эта цитата, которой приписывалось авторство Ницше, появилась в одной из статей  Вергуна без ссылки на источник в журнале «Славянский век», который он издавал. После Тихомиров заимствует её у Вергуна и, можно сказать, что она прочно входит в обиход критики. Но можно с уверенностью сказать, что слова, которые приписываются Ницше, являются явным домыслом в силу следующих причин:

1. Ницше никак не мог писать Брандесу в 1873 году, так как на тот момент они ещё не знали друг друга.

2. В 70-е годы в Германии не знали о Достоевском, и, соответственно, переводы его произведений нельзя или, по крайней мере, почти невозможно было найти. Ницше же не владел русским языком, чтобы читать их в оригинале.

И всё-таки и правда можно увидеть аналогию между героями книг Достоевского «Преступление и наказание» и Ницше «Так говорил Заратустра», а именно между Раскольниковым и бледным преступником. Интересный момент состоит в том, что даже чисто хронологически можно установить невозможность заимствования Достоевским у Ницше: смерть первого датируется 1881 годом, а Ницше заканчивает своё произведение “Так говорил Заратустра” в 1885 году. Из этого следует вывод, что они оба доходят до теории сверхчеловека или к близкому к ней мировосприятию параллельными и совершенно самостоятельными путями.

Но для рассмотрения того, опровергает ли произведение Достоевского идеи и взгляды Ницше, на самом деле, не так важно знал ли Достоевский на момент написания «Преступления и наказания» о Ницше. По сути можно провести сопоставительный анализ данных идей и взглядов и без знания этого факта. Точка зрения, которую мы сейчас приведём в статье, состоит в следующем: случай Раскольникова не обязательно опровергает идеи Ницше, а наоборот все события его жизни, преступление, совершённое им, и последующая моральная рефлексия, которая привела его в состояние нервного истощения, подтверждают верность дихотомии на людей высшего и низшего порядка. Следуя этим рассуждением, можно сделать вывод, что Раскольников изначально был «тварью дрожащей», человеком низшего порядка. В таком случае Раскольников совершил поступок, не характерный для своего ментального уровня, к которому он принадлежит, поэтому и был впоследствии раздавлен тем, что совершил преступление. То есть случай Раскольникова является лишь подтверждением того, что для разных категорий субъектов, говоря словами Достоевского, «тварей дрожащих» и «права имеющих» следует приписывать разные системы морали, этические системы. Ведь из примера Раскольникова следует, что если «тварь дрожащая» будет поступать как субъект из категории «права имеющих», то в итоге она сама будет раздавлена последствиями своего поступка. То же самое и наоборот: субъекту из категории «права имеющих» будет тяжело и некомфортно жить, соизмеряя свои действия с моралью и этической системой «тварей дрожащих».

Таким образом, в творчестве Ницше и Достоевского определённо существует связь в идейных представлениях, причём такие взаимоотношения можно даже считать полумифическими, ведь два разных мыслителя, говорящие на разных языках, причём один скорее всего даже не знал второго, пришли к похожим по своей сути идеям, и их творчество имеет множество точек соприкосновения.


Библиографический список
  1. Достоевский в Германии – обзор В. В. Дудкина и К. М. Азадовского //  Сайт Фёдор Достоевский. URL: http://dostoevskiy.niv.ru/dostoevskiy/kritika/dostoevskij-v-germanii/germaniya-iii-problema-dostoevskij-nicshe.htm
  2. Садовников В.Н. Ницше и Достоевский // Сайт КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nitsshe-i-dostoevskiy
  3. Жейц Е.А. «Тема сверхчеловека в произведениях русских классиков» (Достоевский – Ницше.) // Сайт Фридрих Ницше. URL: http://www.nietzsche.ru/around/russia/jeits/


Все статьи автора «Гордеев Кирилл Сергеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: