ЛОКАЛЬНАЯ МЕЖДИСЦИПЛИННАЯ СИСТЕМА ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Алексеев Алексей Анатольевич1, Федоров Иван Олегович2
1Московский технологический университет, преподаватель цикла связи, подполковник запаса
2Московский технологический университет, студент института информационных технологий

Аннотация
В статье рассматривается подход к организации системы текущего контроля знаний обучающихся, адаптированной к условиям обучения на военной кафедре. Несмотря на множество существующих систем контроля знаний, их практическое использование зачастую весьма затруднено по экономическим или техническим причинам. Поэтому предлагается создать собственную систему тестирования, удовлетворяющую всем требованиям организации учебного процесса на военной кафедре.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Алексеев А.А., Федоров И.О. Локальная междисциплинная система текущего контроля знаний обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24566 (дата обращения: 21.02.2024).

На сегодняшний день существует много способов оценки знаний обучающихся. Одним из таких способов является тестирование. Традиционно это выглядит следующим образом. Преподаватель раздает листы с тестовыми вопросами, фиксирует определенное время, по истечении которого собирает отчеты, после чего тратит продолжительное время на их проверку и оценку. Для ускорения процесса тестирования и избавления проверяющего от части бумажной работы возможно использование электронных средств тестирования знаний обучающихся. В обоих случаях возникают задачи ускорения выдачи результатов тестирования и снижения влияния субъективного фактора при их проверке и оценке. Общего решения этих задач не существует, поскольку они весьма жестко связаны с конкретными условиями организации учебного процесса и наличием необходимого технического, программного, информационного и методического обеспечения.
На данный момент используются три метода проведения тестирований:
1. Традиционный;
2. С использованием систем тестирования на отдельных вычислительных машинах;
3. С использованием web-сервисов.
Традиционный способ проведения тестирований были рассмотрены выше, поэтому сейчас хотелось бы рассмотреть два других.
При использовании конструкторов тестов, позволяющих проводить оценку знаний обучающихся на отдельных вычислительных машинах возникают несколько проблем. Одной из них является присутствие и вопросов и ответом на компьютере тестируемого студента, что снижает уровень безопасности.
При использовании web-сервисов уровень безопасности значительно выше, так как все данные хранятся на сервере, но это требует постоянного Интернет-соединения.
Помимо этих проблем можно выделить общую для большинства программных продуктов и web-сервисов проблему имеющую огромное значение. Большинство существующих аналогов предлагаемой разработки являются закрытыми, и далеко не всегда компании-владельцы готовы предложить их в открытый доступ, а значит потребуются серьезные затраты на приобретение программного продукта, его настройку и адаптацию к конкретным условиям.
Для решения упомянутых выше проблем предлагается использование локальной (off-line) системы тестирования, адаптированной к конкретным условиям организации учебного процесса. Суть решения сводится к следующим основным моментам. Компьютеры обучающихся и преподавателя, находящиеся в учебной аудитории, входят в состав локальной сети и взаимодействуют по схеме «клиент – сервер», причем серверная часть размещена на компьютере преподавателя, либо на сервере организации, а клиентские – на всех компьютерах обучающихся. На время тестирования (как минимум) локальная сеть не имеет выхода в Интернет. Таким образом, во-первых, отпадает необходимость в поддержании постоянного Интернет-соединения, а, во-вторых, решается проблема поиска обучающимися ответов на вопросы тестов в Интернете. По завершении тестирования обучающийся сразу видит свои результаты благодаря полной автоматизации процесса проверки ответов. Кроме того, результаты тестирования сразу отправляются на компьютер преподавателя, что позволяет ему в удобной форме фиксировать результаты выполненной работы каждым участником тестирования.
Благодаря унифицированному пользовательскому интерфейсу и общей базе данных (БД), хранящей необходимую информацию по различным дисциплинам направления подготовки обучающихся, решается проблема универсализации тестирования, как формы текущего контроля знаний, применительно к множеству дисциплин рабочего учебного плана конкретного направления подготовки. БД организована таким образом, что позволяет вводить информацию по новым дисциплинам и обеспечивает доступ к ним из единого приложения.
Для создания системы тестирования знаний обучающихся использована интегрированная среда разработки программного обеспечения IntelliJ IDEA, реализованная на Java. Она имеет свободно распространяемую версию, удобна в эксплуатации, имеет дружественный интерфейс и необходимые функции для загрузки и подключения дополнительных библиотек. Сам продукт является кроссплатформенным, поскольку при его запуске происходит развертывание виртуальной машины Java на требуемом устройстве. Единственное, что необходимо для развертывания системы, – свободно распространяемое ПО – JRE (Java Runtime Environment – минимальная реализация виртуальной машины, необходимая для исполнения Java-приложений, без компилятора и других средств разработки).
В результате реализации проекта, планируется создать интегрируемую среду проверки знаний, позволяющую быстро и качественно осуществлять текущий контроль знаний обучающихся по различным дисциплинам, что позволит экономить время на проверке выполненных работ и снизить влияние человеческого фактора. Благодаря отсутствию требования обязательного наличия Интернет-соединения снижается вероятность использования обучающимися сторонних источников информации в ходе тестирования.
Уже разработана тестовая версия программного продукта, позволяющая проводить оценку знаний обучающихся по дисциплине «Общественно-государственная подготовка», благодаря имеющемуся набору вопросов по данной предметной области. Также ведутся работы по построению клиент-серверной архитектуры, модернизация базы данных и по добавлению возможности авторизации обучающихся.
В результате выполнения работы должен быть получен легко интегрируемый программный продукт с клиент-серверной архитектурой, который не нуждается в высоких системных требованиях, но при этом обеспечивает высокий уровень сохранности данных, за счет того, что доступ к редактированию материалов имеется только у преподавателей военной кафедры и все тестовые задания хранятся либо на отдельном сервере, либо на компьютере преподавателя, доступ к которым у обучающихся отсутствует. Благодаря удобному пользовательскому интерфейсу и легко масштабируемой структуре базы данных имеется возможность добавлять новые различные дисциплины и редактировать уже имеющиеся, что позволяет автоматизировать процесс оценки знаний обучающихся.


Библиографический список
  1. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний. –М.: Исследовательский центр, 1994. – 135 с.
  2. http://www.edutainme.ru/post/7-platform-dlya-sozdaniya-testov/ (дата обращения 4 ноября 2017).
  3. http://soft.mydiv.net/win/collections/show-Programmy-dlya-sozdaniya-testov.htm (дата обращения 4 ноября 2017).
  4. https://www.keepsoft.ru/simulator/about.php (дата обращения 5 ноября 2017).


Все статьи автора «Федоров Иван Олегович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: