ОСНОВАНИЯ АНТРОПОЛОГИИ И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ Ж.-П. САРТРА

Грибак Анастасия Юрьевна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Статья посвящена исходным посылкам антропологической теории Ж.-П. Сартра, на основании которых конструируется образ человека как изначально свободного и саморефлексирующего существа: свобода (свободное существование человека) и (само)рефлексия (способность быть «самосознающим сознанием») как два атрибута собственно человеческого бытия («для-себя-бытия»), взаимно друг друга детерминируя, определяют подлинность/аутентичность бытия человека.

Ключевые слова: , , , ,


Рубрика: Философия

Библиографическая ссылка на статью:
Грибак А.Ю., Пятилетова Л.В. Основания антропологии и образ человека в философии Ж.-П. Сартра // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24534 (дата обращения: 22.02.2024).

Человек в философии французского философа-экзистенциалиста Ж.-П. Сартра по праву занимает центральное место: онтология человеческого существования (антропология) и есть феноменологическая онтология Сартра, преодолевшего «старую» метафизику субъективного идеализма, построенного на дуализме бытия и явлений (внешнего и внутреннего), дуализме действительного и возможного, сущности и видимости.

Исходные посылки антропологии Сартра, таким образом, таковы:

– явления самостоятельно обнажают и демонстрируют сущее (свою суть): «явления, которые обнаруживают сущее, не внутренние и не внешние: все они стоят друг друга, все они отсылают к другим явлениям и ни одно из них нельзя предпочесть другому… Ни одно из них не указывает на что-либо позади себя: оно обозначает само себя и весь ряд в целом. Из этого следует, конечно, что дуализм бытия и кажимости теперь теряет право гражданства в философии» [1];

– следовательно, всё становится актуальным: «отпадает дуализм способности и свершения. Все действенно. За действием нет ни способности, ни exis, ни силы» [1];

– явления предельно «транспарентны», обнаруживая видимую «сущность»: «мы можем… отбросить дуализм видимости и сущности. Видимость не скрывает сущности, она ее раскрывает; она есть эта сущность. Сущность сущего уже не есть свойство, заключающееся внутри него. Это обнаруживающийся закон, который управляет последовательностью своих явлений, это логическое основание данного ряда» [1].

Исходя из этих теоретических посылок Ж.-П. Сартр выстраивает совершенно иную онтологию человеческого: человек становится исходным основанием бытия – существование человека предшествует его сущности (актуальное человеческое бытие обнаруживает видимую сущность собственно человеческого).

Таким образом, своей экзистенциальной аналитикой человеческого бытия Ж.-П. Сартр (вслед за М. Хайдеггером, Э. Гуссерлем и др.) пытается решить задачу поиска аутентичного («наиболее» истинного) метода познания человеческого бытия, который смог бы устранить огромное количество пустых, далёких от жизни метафизических проблем [2; 3].

Ключевое качество человеческого бытия, «запускающего» основные базовые черты человеческой природы, – свобода, своеобразным образом сочетающая в себе Бытие и Ничто: «Бытие, посредством которого Ничто приходит в мир, это сущее   , в котором, в его бытии, содержится вопрос о Ничто его бытия: сущее, посредством которого Ничто приходит в мир, должно быть его собственным Ничто» [1].

Неантизация предполагает имплицитность Ничто в человеческом бытии, а также Его актуализацию посредством (само)рефлексии.

Два взаимосвязанных атрибута (исключительно) человеческого бытия – свобода и разум – детерминируют особенность «для-себя-бытия», при этом свобода человека обусловлена разумной природой человека, его способностью к рефлексии, к постановке вопросов по поводу бытия, в том числе собственного. «Нельзя сказать, что человек рождается чтобы потом стать свободным, потому что нет никакой разницы между выражением «быть человеком» и «быть свободным человеком». И потому бытие сознания – это то же самое, что сознание свободы» [2, с. 491].

Таким образом, «для-себя-бытие» качественно иное, чем «бытие-в-себе». Последнее можно описать ка «пустое» бытие, гомогенное, неразличимое внутри (Ничто в нём не выделено)– абсолютное бытие, пребывающее в пассивном состоянии, которому противостоит «активное» «для себя бытие», заряженное энергией отрицания, как по отношению к онтологически нейтральному «бытию-в-себе», так и по отношению к своему собственному бытию, – «для себя бытие», обнажающее онтологию Ничто.

Экзистенциальная онтология человеческого бытия, где существование предшествует сущности, проистекает из способности человека вопрошать о бытии и каким-то образом относиться к нему, что может проявляться в любых его формах.

Будучи свободным, человек обречён на выбор. И весь вопрос состоит в том, какой выбор сделает человек – это или аутентичный его бытию выбор, или выбор «дурной веры», в конечном итоге, вопрос заключается в способности человека воспользоваться возможностями самосознающего сознания.


Библиографический список
  1. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто [Электронный ресурс]. URL: https://www.psyoffice.ru/9/sartr03/txt00.html (дата обращения: 07.11.2017).
  2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2005. – 781 с.
  3. Пятилетова Л.В., Грибак А.Ю. Антропология любви Ж.-П. Сартра // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=84621 (дата обращения: 07.11.2017).


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: