НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кудряшова Елена Александровна
Российский государственный социальный университет
магистрант 2 курса кафедры государственно-правовых дисциплин

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы, связанные с реализацией конституционного права пожилых граждан на социальное обеспечение. Объектом исследования является правовая природа конституционного права на социальное обеспечение и механизма его реализации пожилыми гражданами. Проведен анализ действующего законодательства, закрепляющего право на социальное обеспечение пожилых граждан, сделаны выводы о дальнейших перспективах развития.

Ключевые слова: , , , , , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Кудряшова Е.А. Некоторые проблемы реализации пожилыми гражданами конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/11/24517 (дата обращения: 22.02.2024).

В самом общем смысле социальное обеспечение, которое осуществляется социальным государством, которым в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1] является и Россия, состоит в предоставлении лицам, не способным по каким-либо причинам самостоятельно обеспечивать себя необходимыми средствами для удовлетворения необходимых жизненных потребностей в связи с отсутствием возможности трудоустроиться или в связи со снижением способности к труду по возрасту или состоянию здоровья.

Конституция РФ в статье 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также установление законодательством государственных пенсий и социальных пособий.

Указанное конституционное положение задает тон всему действующему социальному законодательству, закладывает фундамент для строительства всей отрасли права социального обеспечения. Закрепление такого положения не только дает основу для развития права социального обеспечения, но и устанавливает определенные рамки, препятствующие нарушению прав граждан. Свидетельством сказанного могут быть многочисленные решения Конституционного Суда РФ о несоответствии Конституции отдельных принципиально важных норм социального законодательства [2, с. 133].

Социальное обеспечение обусловлено происходящими демографическими процессами (рождение детей, старение, смерть и т.д.) [3, с. 59]. Сегодня процесс старения населения стало одной из самых серьезных и актуальных проблем для подавляющего большинства европейских стран, в том числе и для Российской Федерации. Одним из направлений поддержки пожилых граждан в области социального обеспечения и компенсации возможных ограничений их финансового обеспечения, физического состояния и резкого сокращения числа социальных контактов, является предоставление пожилым людям конституционных гарантий социальной защиты.

Необходимость усиленной правовой защиты пожилых людей во многом обусловлена также существованием  дискриминации по возрастному признаку. Феномен такой дискриминации достаточно опасен, поскольку международное законодательство (например, Международный пакт о гражданских и политических правах [4], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [5] и др.) не рассматривает возраст в качестве основания для дискриминации, когда как на практике в России и за рубежом распространены случаи дискриминации по возрасту, в частности, в трудовых правоотношениях.

И именно в связи с этим становится наиболее актуальным развитие права социального обеспечения, устанавливающего социальные гарантии для людей пожилого возраста.

Конституционное законодательство, закрепляя основополагающие права и свободы человека и гражданина, устанавливает принципы их реализации и защиты – основополагающим является не столько закрепление в нормативных актах декларативных норм, сколько установление реального действующего механизма их реализации.

Механизм реализации конституционного права на социальное обеспечение в самом общем виде представляет собой систему средств, которые обеспечивают необходимые условия нуждающимся гражданам в установленных законом случаях. К элементам указанного механизма относятся не только названные конституционные нормы, но и нормы отраслевого законодательства, правомерная деятельность субъектов, гарантии  процедуры, ответственность, контроль, политика. При этом главной целью функционирования этого механизма является защита субъективного права человека и гражданина на получение социального обеспечения.

Блага социального обеспечения предоставляются в различных формах и видах. К ним относятся денежные выплаты (пенсии по старости, инвалидности, за выслугу лет пособия по временной нетрудоспособности), услуги организаций по  реабилитации, услуги по содержанию в домах-интернатах, домах престарелых, а также иные льготы и гарантии – как-то трудовые, жилищные, социальные, а также предоставление предметов потребления, социального жилья.

Пенсионное обеспечение в праве социального обеспечения занимает особое место, оно состоит из комплекса правоотношений, нацеленных не только на получение соответствующих выплат (конечная цель пенсионных правоотношений), но и на получение права на эти выплаты. Природа права на пенсию такова, что она не предоставляется безвозмездно, для того чтобы иметь право на ее получение, гражданин должен делать социальные взносы (пенсионное страхование), чтобы в случае социального риска была возможность реализовать это право [6, с. 47].

Решение вопроса развития других элементов механизма реализации тесно связано с необходимостью реформирования экономики в сфере социального обслуживания населения и вообще в социальной сфере, в том числе с необходимостью развития сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе путем преобразования большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг.

Указанный подход позволил бы решить проблемы финансирования социального обеспечения, существующие в настоящее время в России, поскольку сегодня в соответствии с действующим законодательством характеристика обеспечения как «социального» предполагает финансирование только за счет государственных средств (бюджетов различных уровней и внебюджетных социальных фондов).

В связи с этим в литературе одним из самых перспективных в развитии реализации права на социальное обеспечение является внедрение и развитие института социального предпринимательства, как универсального механизма решения социальных проблем, который является альтернативным государственному, но не заменяющим полностью существующую государственную систему социальной защиты населения.

В последние годы на передний план остро выходят вопросы о порядке оказания услуг в социальной сфере и их качестве, о расширении как хозяйственной, так и финансовой автономии организаций, оказывающих такие услуги, и коррелирующем сокращении расходов соответствующих бюджетов. Задача государственного управления здесь двоякая. С одной стороны, необходимо создать благоприятные условия для развития сферы услуг, устранив регулятивные и правореализационные препятствия. С другой стороны, важно обеспечить не только наличие, но и соответствующее качество услуг – качество, отвечающее современным потребностям граждан [7].

Основополагающим концептуальным направлением социальной политики в современной России является изменение экономики в сфере социального обслуживания населения, в том числе за счет развития сектора неправительственных некоммерческих организаций. Указанные изменения могут быть совершены посредством в том числе возможности преобразования государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, в некоммерческие организации и дальнейшее развитие конкурсной основы привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг.

Одним из условных катализаторов развития такого социального предпринимательства может стать обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, а также сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций. При этом важно обеспечение прозрачности и конкуренции системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, а также содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, распространению волонтерства.

Все рассмотренные особенности конституционно-правового регулирования социальной защиты и особенности реализации конституционного права пожилых граждан на социальное обеспечение позволяют сделать вывод о том, что Конституция заложила ту основу развития социального государства. Реализация государством социальной политики, в том числе программы по поддержке негосударственных некоммерческих организаций, а также принятие мер по сокращению административных барьеров, введению налоговых льгот для организаций, оказывающих населению социальные услуги, позволит задать тон развитию права социального обеспечения, качественным образом улучшить состояние указанной отрасли.


Библиографический список
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Байматов П.Н. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение // Российский юридический журнал. 2014. N 6. С. 129 – 138.
  3. Азарова Е.Г. Правовое регулирование социального обеспечения женщин и детей (демографический аспект) // Журнал российского права. 2015. N 10. С. 57 – 73.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 44.
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1978 г., вып. XXXII, с. 36.
  6. Шумило М.М. Пенсионные правоотношения как механизм реализации конституционного права на пенсию // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 1. С. 46 – 48.
  7. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 47 ст. 5489.


Все статьи автора «Кудряшова Елена Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: