1. Определение Сельскохозяйственной кооперации
Сельскохозяйственный кооператив – это организация, созданная фермерами на добровольной основе для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на интеграции в собственности паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива. [9, c.13]
Членами кооператива могут быть как физические, так и юридические лица, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке. Новые члены кооператива принимаются с правом голоса.
Как правило кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов:
-
добровольная основа членства;
-
взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в производственной и другой, предусмотренной в уставе деятельности;
-
распределение прибыли и убытков кооператива между его членами в зависимости от их личного трудового вклад или участия в хозяйственной деятельности кооператива;
-
ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;
-
ограничения дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива;
-
управления деятельностью кооператива на основе демократических принципов (член кооператива-один голос);
-
доступность информации о работе кооператива для всех его членов. [9, c.17]
2. Состояние и развитие кооперации в сельском хозяйстве Пермского края
Развитие агропромышленного комплекса Пермского края по итогам 2015 года характеризуется положительной динамикой по основным видам производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Производством сельскохозяйственной продукции и продовольствия в крае занимаются 298 сельскохозяйственных организаций разных форм собственности и организационно-правовых форм:
- 564 крестьянских (фермерских) хозяйства,
- более 300 тысяч личных подсобных хозяйств,
- 24 предприятия по переработке молока и мяса,
- 3 предприятия мукомольно-крупяной отрасли,
- 1 кондитерское производство
Потенциальная социальная база для развития сельскохозяйственной кооперации в Пермском крае по-прежнему очень широка. Все участники малого бизнеса на селе, а это ни много ни мало более половины всей произведенной продукции, представляют мощнейший сегмент аграрной структуры экономики региона.
В 2015 году производство валовой продукции с/х во всех формах хозяйствования составило 45,8 млрд. рублей (Рис. 1). Индекс физического объема (в сопоставимых ценах к 2014 году) составил 98,8%, в том числе в сельскохозяйственных организациях – 101,5 %. Этот показатель оказался выше, чем в целом по Российской Федерации (101,2%) и по Приволжскому федеральному округу (99,5%). [10]
Рисунок 1. Валовая продукция с/х организаций
Рост производства в сельхозорганизациях обеспечен увеличением объемов основных видов продукции животноводства и растениеводства. В структуре валовой продукции сельского хозяйства 52,4 % занимают сельскохозяйственные организации, 46,1 % – хозяйства населения. Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями произведено 1,5 % от общих объемов производства.
Таблица 1 – Сельскохозяйственные кооперативы Пермского края
Количество СПоК зарегистрированных на тер-рии Пермского края | Из них кол-во фактически работающих СПоК | Удельный вес работающих СПоК 1-ого уровня, % | ||
1 | Всего: |
47 |
35 |
74,5 |
в т.ч.: | ||||
2 | кредитных |
24 |
20 |
83,3 |
3 | перерабатывающих |
7 |
5 |
71,4 |
4 | снабженческо-сбытовых |
16 |
10 |
62,5 |
Можно выделить следующие факторы, препятствующие развитию кооперации сельских производителей:
-
по-прежнему высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствии чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты;
-
недостаток положительного опыта развития сельскохозяйственной кооперации;
-
низкая информированность сельских жителей о плюсах сельскохозяйственной кооперации;
-
трудность получения банковских кредитов, слабое развитие систем оказания финансовых услуг кооперативам;
-
отсутствие квалифицированных управленческих кадров на селе и механизма их поиска, подготовка и закрепление;
-
слабая система консультационного обслуживания малых форм хозяйствования и кооперативов;
-
недостаточный уровень взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти
3. Рекомендации по развитию сельскохозяйственной кооперации
Успех кооперационных преобразований во многом определяется тем, кто их инициирует, его возможностями и местом в экономической и общественной жизни. Поэтому механизмы интеграции определяются, прежде всего, статусом интегратора, в качестве которого могут выступать:
— администрация региона или муниципальный орган;
— группа сельскохозяйственных организаций;
— промышленная, торговая или финансовая компания.
Среди основных направлений структурной политики кооперационных формирований приоритетными являются следующие:
-
проработка проектов, обеспечивающих совершенствование технологии производства и переработки сельхозпродукции;
-
ввод инвестиций на обновление технического парка, создание приемлемых условий для развития лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования;
-
рост вложений в реконструкцию и модернизацию производственных зданий, объектов инфраструктуры и т. д.
Основные принципы, которые необходимо учитывать при реализации мероприятий по развитию кооперации:
-
наибольший эффект от реализации мероприятий достигается при концентрации ресурсов на ограниченной территории, где осуществлялись и осуществляются программы по поддержке сельского хозяйства, обеспечивающие оптимальные условия для деятельности малых форм хозяйствования и сельхозкооперативов;
-
сельскохозяйственные потребительские кооперативы некоторых направлений, например, по ремонту техники, могут обслуживать несколько муниципальных образований;
-
эффективно действующие системы рыночной инфраструктуры поддержки и обслуживания малых форм хозяйствования должны быть сохранены и объемы оказания ими услуг малым формам хозяйствования, по возможности, расширены;
-
ресурсы крупных сельхозорганизаций и предпринимателей должны быть вовлечены в сферу обслуживания малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных кооперативов.
Особая роль в инвестировании принадлежит банковским структурам. В настоящее время они используют современные модели финансового обеспечения инвестиций в АПК: финансовый и оперативный лизинг, заключение контрактов на выкуп продукции на стадии посевной, кредитование продавца, предоставление аккредитивов. Однако, как показывает практика, лишь малая часть мелкотоварного сектора сельскохозяйственной экономики может получить кредиты.
В настоящее время используются современные модели притока инвестиций в сельское хозяйство: финансовый и оперативный лизинг, контракты на приобретение продукции на стадии посевной, предоставление кредитов финансовым органам местных администраций, безденежное кредитование аграриев с применением. Однако, как показывает практика, только небольшая часть мелкотоварного аграрного сектора экономики имеет возможность получать кредиты.
Поэтому так актуально становится развитие кредитной кооперации на селе. В силу своей специфики, кредитные кооперативы имеют определенные преимущества по сравнению с банками: в скорости выдачи займов, простоте их оформления и более низких издержках самого кооператива. Они могут успешно работать в населенных пунктах, где размещение банковских учреждений не целесообразно. Завоевав хорошую репутацию, кооперативы, как правило, реинвестируют средства своих вкладчиков в развитие сельского бизнеса. При этом вкладчики имеют постоянный контроль над вкладами. На региональном уровне должны создаваться в первую очередь союзы и ассоциации первичных кредитных кооперативов. Среди них аудиторские и региональные союзы для определения правильности учетной информации; сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, которые отражают экономические события и финансовые результаты за отчетный период, и заключение по этому поводу. Продуктивна идея вхождения в число членов кредитного кооператива ограниченного количества организаций (20 %), способствующих развитию системы кредитной кооперации: снабженческо-сбытовых, торговых, страховых и иных. Однако запрет на пользование ими займов кредитов второго уровня представляется излишним, им фактически отводится роль ассоциированных членов. Дальнейшее совершенствование кооперационных и интеграционных процессов в АПК и аграрном секторе во многом связано с развитием кооперации и интеграции на районном и региональном уровне. Данное направление становится особенно важным в условиях обострения деструктивных элементов в экономике, когда доминирующими факторами выступают высокая инфляция и резкое сокращение платежеспособного спроса сельхозтоваропроизводителей. Все это обуславливает необходимость поиска системы мер по реальному и эффективному совершенствованию экономических отношений в сельском хозяйстве разработки соответствующих моделей развития кооперации и интеграции. Значимость развития кооперации тем выше, чем больше доля мелкотоварного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции района и региона. Поэтому для Пермского края, где более 90 % сельскохозяйственной продукции производится в ЛПХ и К(Ф)Х, развитие кооперации на уровне района особенно актуально.
Заключение
Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Пермском крае призвано стимулировать развитие малых форм хозяйствования, создать условия для повышения доходов и занятости на селе, обеспечить комплексную переработку сельскохозяйственного сырья и организовать выпуск качественных продуктов местного производства, а главное решить проблему сбыта. Такое объединение мелких сельхозпроизводителей не только открывает новые рынки сбыта, но также упрощает получение кредитов и бюрократическую составляющую.
Представляется целесообразным переориентировать бюджетную помощь, которая сегодня предоставляется фермерам, на помощь кооперативам, которая по правилам ВТО классифицируется как мера зеленой корзины
В настоящий момент в Минсельхозпроде Пермского края разработана ведомственная целевая программа по развитию сельскохозяйственной кооперации, в которой перечисленные мероприятия учитываются в той или иной мере. Кроме того, рассматривается возможность создания страхового фонда для страхования фермеров и личных подсобных хозяйств – членов сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
Однако, отмечаемый нами выше высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам во многом тормозит развитие интеграционных процессов. Задача государства, и Минсельхозпрода края в частности, проводить разъяснительную работу, способствующую созданию доверительных отношений бизнеса и государства.
Библиографический список
- Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 – Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края – Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/
- Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 года №598 – Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края – Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/
- Дорожная карта развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/
- Экономика предприятий агропромышленного комплекса: учебник для экономического бакалавриата [Текст] / под общ. ред. Р.Г. Ахметова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 431 с.
- Тетерин, Ю.Н. Регулирование аграрных рынков региона [Электронный ресурс] // Вестник НГЭИ. 2013. №1(20). С100-106. Научная библиотека КиберЛенинка: Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
- Трошева М.В., Трясцин М.М. Проблемы и основные функции развития сельскохозяйственной кооперации в Пермском крае [Текст] // Экономика и предпринимательство. 2013. №12. ч 4.
- Трошева М.В., Трясцин М.М. Эффективность деятельности и механизм развития сельскохозяйственной кооперации в Пермском крае. [Текст] // Экономика и предпринимательство. 2013. №12. ч. 4.
- Трошева М.В., Лунегова А.А. Экономико-институциональная структура взаимодействия сельскохозяйственной кооперации и личных подсобных хо-зяйств в условиях конкуренции Пермского края. [Текст] // Экономика и предпринима-тельство. 2013. №12. ч. 4.
- Трясцин, М.М. Сельскохозяйственная кооперация – основа социально-экономического развития региона: монография / М.М. Трясцин, В.И. Кузнецов, М.В. Трошева. – Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2015. – 185 с.
- Официальный сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Пермского края – Режим доступа: http://agro.permkrai.ru/
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://permstat.gks.ru/
Количество просмотров публикации: Please wait