К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пигина Наталья Юрьевна
Тюменский государственный университет
магистрант

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу определения государственного регулирования инновационной деятельности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что правовой статус инновационной деятельности четко не определен, отсутствуют четкие критерии для разграничения методов, способов, целей, инструментов для осуществления государственного регулирования инновационной деятельности.

Ключевые слова: , , ,


Рубрика: Право

Библиографическая ссылка на статью:
Пигина Н.Ю. К вопросу о государственном регулировании инновационной деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2017/10/24451 (дата обращения: 22.02.2024).

Одним из основополагающих факторов, определяющим позицию страны на мировой арене, является инновационное развитие. В последнее время все страны стремятся достичь определенного успеха в развитии высокотехнологичного сектора, тем самым вывести свою экономику на более высокий уровень, поэтому разрабатывают новые стратегии инновационного развития. Россия не является исключением. У Российской Федерации есть множество проблем, мешающих ей повысить свой уровень инновационного развития. Для преодоления негативных факторов необходимо модернизировать национальные экономики и переходить на инновационный путь развития. При этом основным приоритетом должно стать формирование эффективной промышленной, научно-технической и инновационной политики, призванной стимулировать развитие фундаментальной и прикладной науки и, соответственно, создание и внедрение новых технологий в производство и продвижение продукции российского высокотехнологичного сектора на мировой рынок.

В условиях глобализации переход на инновационный путь развития, технологическая модернизация производства и ускоренное развитие высокотехнологичного сектора будут способствовать выходу страны на мировой рынок не только как поставщиков сырья, но и как полноценных участников международного технологического обмена. В этой связи особую значимость приобретает определение наиболее перспективных направлений развития сферы высоких технологий, проблем финансирования и реализации научно-технологических достижений в России, форм взаимодействия с другими развитыми государствами в высокотехнологичной области, что обуславливает актуальность темы исследования.

Несмотря на довольно продолжительный период разработки понятийно- категориального аппарата правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации, этот процесс нельзя считать завершенным [6, 7].

Важным средством при выборе решения для сохранения и упрочнения позиций экономических субъектов на мировых рынках является проведение реструктуризации промышленной базы, в частности за счет интеграции финансового и промышленного капитала, даже несмотря на возможные негативные последствия, могущие возникнуть в связи с монополизацией некоторых рынков, отраслей и сфер народного хозяйства.

Связано это с тем, что для современного мирового рынка характерен чрезвычайно высокий уровень конкуренции, которую возможно выдержать лишь весьма крупным корпорациям, имеющим значительные финансовые средства на создание и реализацию инноваций.

В настоящее время правовое регулирование процессов, связанных с инновационной деятельностью, носит достаточно сложный и разноуровневый характер. Не раскрывая содержания основных положений актов, необходимо отметить, что набор действующих правовых законов далеко не полностью регулирует правоотношения в инновационной и научно-технической сфере. В частности, к пробелам правового регулирования относятся информационные отношения, воздействие государства на процесс создания, распространения и использования отдельных видов объектов, таких, например, как идеи.

Инновационная компонента обуславливает необходимость трансформации собственно инновационного механизма развития экономик стран мира в современных условиях, что в условиях отсутствия дополнительных источников повышения конкурентоспособности этих экономик невозможно без пересмотра стратегий развития отдельных отраслей промышленного сектора экономики за счет использования инструментов инновационного развития; на основе этого доказана необходимость двоякой идентификации приоритетов отдельных отраслей промышленности в контексте формирования ее инновационных приоритетов: инновационного обновления таких отраслей, как сталелитейная и химическая промышленность; достижения нового качества инновационного роста у аэрокосмической промышленности, отрасли биотехнологий и телекоммуникаций.

Основополагающим элементом, который оказывает прямую поддержку инновационных процессов, я является государственная инновационная инфраструктура. Поскольку государство вправе создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, которые оказывают деловые услуги инноваторам, то тем самым это способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например, при покупке и продаже лицензий.

Неэффективность государственного регулирования инновационной деятельности обусловлена тем, что ведущим федеральным органом исполнительной власти, сосредоточившим в себе основные полномочия в указанной сфере, является Министерство образования и науки, состоящее из четырех федеральных служб: по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; по надзору в сфере образования и науки; по науке и инновациям; по образованию [6].

Примером государственного регулирования научно-технической интеграции в странах Западной Европы, осуществляемого как на национальном, так и на наднациональном уровнях в области научных исследований и технологического развития, могут быть крупномасштабные целевые проекты “ESPRIT”, “COST”, “COPERNICUS”, а также программы “Эврика” и “TACIS”, которые в значительной степени ориентированы на повышение инновационной активности частного бизнеса и оказание помощи ученым и инноваторам стран СНГ и Восточной Европы [2].

Государство не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию. Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п.

В систему государственного регулирования входит также экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из страны инновационных разработок. Это касается, прежде всего, экспорта технологий двойного назначения в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и мирового сообщества.

Государственная стратегия и тактика в области международной научно-технической кооперации должны дифференцироваться по странам и регионам мира. Государственная диверсификация форм сотрудничества эффективна для международных связей. Доступ к мировым инновационным ресурсам и рынкам инновационной продукции облегчается при активном участии страны в работе международных организаций инновационного профиля, таких как ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНИДО, МАГАТЭ и др.

Государственное регулирование связей в международных ИП предполагает обеспечить протекционизм по отношению к отечественным производителям инновационной продукции и повысить степень либерализации этих связей в области наукоемких и высоких технологий. При этом следует учитывать наиболее важные факторы и аспекты международного трансфера технологий, к которым можно отнести следующие:

  • рациональное сочетание национальных интересов с внешнеэкономической стратегией на международной арене;
  • стремление к устойчивому развитию цивилизации на базе нового мирового экономического порядка;
  • миграцию интеллектуального потенциала;
  • защиту интересов при осуществлении международных операций;
  • национальную безопасность и приобретение новых государств союзников.

Законодательство об интеллектуальной собственности в любой современной стране основывается на положениях международных договоров (соглашений и конвенций). Почти все основные принципиальные нормы об интеллектуальной собственности в течение XIX — XX веков были закреплены именно в таких международных договорах.

В международных договорах по вопросам интеллектуальной собственности предусматриваются [1]:

  • условия предоставления охраны иностранным гражданам и организациям;
  • объем предоставляемой охраны;
  • порядок предоставления охраны;
  • минимальные требования и процедуры, которые должно предусматривать национальное законодательство и т.д.

Обычно международно-правовые акты [8]:

  • либо предоставляют иностранным правообладателям так называемый «национальный режим», то есть обязывают обеспечивать их такими же правами, как и собственных граждан,
  • либо предусматривают необходимость предоставления иностранцам только конкретных прав, предусмотренных непосредственно в международном договоре.

Россия в свою очередь является членом большинства таких договоров. Таким образом, главной целью международной научно-инновационной политики государства является повышение глобальной национальной конкурентоспособности или поддержка высокого уровня жизни нации за счет применения эффективных технологий, использования преимуществ международного разделения труда и обеспечения лидирующих позиций на мировых рынках за счет постоянного повышения квалификации кадров и совершенствования инновационных механизмов.


Библиографический список
  1. Арменский А.Е. Инновационная экономика и роль в ней интеллектуальной собственности // Инновации. 2009. № 11 (133).
  2. Морозова И., Дьяконова И. Модернизация научно-исследовательского сектора в условиях инновационной экономики посредством развития механизмов государственно-частного партнерства. М.: Эверест, 2010.
  3. Погодаева Т.В., Руденко Д.Ю. Актуальные тенденции инновационного развития арктических регионов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.
  4. Радион М.А. Правовые аспекты формирования условий развития инновационного предпринимательства в Тюменской области // О политико-правовой модернизации в государстве: вопросы теории и практики. 2016.
  5. Радион М.А. Правовое регулирование и контроль эффективности государственной поддержки инновационной деятельности в Тюменской области // Актуальные проблемы административного права и процесса в рамках 12-й Всероссийской научно-практической конференции. 2016.
  6. Романчук С.В. Проблемные аспекты правового регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2014. № 3.
  7. Руденко Д.Ю., Диденко Н.И. Мировой опыт оценки уровня научно-технологического развития // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2016. Т.2. №4.
  8. Такер, Р. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний. М.: ОлимпБизнес, 2006.
  9. Rudenko D., Pogodaeva T., Golubev E. Transition towards an entrepreneurial university: a case study of the Tyumen State University // International Journal of Business and Globalisation. 2017. Т. 18. № 1.


Все статьи автора «Пигина Наталья Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: